Последние новости

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Спектакль, посвященный 30-летию резни армян в Сумгаите

2 марта на сцене Государственного Русского театра им. Станиславского состоится премьера спектакля "На улице Мира. Хроники Сумгаита" в постановке Норы ГРИГОРЯН. 

КАЗАЛОСЬ, ЭТО БЫЛО ВЧЕРА – НАШ НАРОД, СЖАВШИЙСЯ В ПРУЖИНУ, ужас, потрясение, невозможность оторваться от телеэкрана, где заседание Верховного Совета СССР, Горбачев и попытки наших достучаться, докричаться, заставить мир услышать, что именно армяне через 53 года после крестной муки снова стали объектом преступления против человечества… Прошло 30 лет. 30 лет с тех кровавых дней, когда при целенаправленной и спланированной поддержке азербайджанских властей и попустительстве руководства СССР были совершены массовые погромы и убийства армян, потрясшие мир своей дикостью и жестокостью. Геноцид армян, организованный в Сумгаите с 27 по 29 февраля 1988 года, по сей день не получил адекватной политической и юридической оценки. А мы за последующие тридцать лет столкнулись с таким количеством дикости и жестокости верных последователей организаторов Геноцида 1915 г., что Сумгаит, с которого началось столь многое и трагическое в нашей новейшей истории, стал упоминаться как бы не в первую очередь.

В этом контексте обращение Русского театра им. Станиславского к этой скорбной дате – не просто отклик, но позиция.

"27 февраля исполняется 30 лет со дня трагических событий в Сумгаите, - говорит директор Русского театра Фред ДАВТЯН. - 30 лет – это срок, пришли новые поколения, и у нас сложилось впечатление, что сегодняшняя молодежь уже слабо представляет, если вообще представляет, что произошло. А забывать такое нельзя, и это наше глубочайшее убеждение. Исходя из этого Нора Григорян начала работать с Центром геноцида при правительстве страны. Она перелопатила огромный материал – наши документы, азербайджанские, советские. Родился документальный театр, в котором присутствует четкая художественная линия. 90 процентов драматургического материала был готов к концу января, и театр начал активно работать. В спектакле заняты как наши мастера, так и много молодежи – для нас это было принципиально. Наш проект финансово поддержало Министерство культуры. Мы считаем, что такой спектакль не только актуален, - он необходим".

 2 марта на сцене Государственного Русского театра им. Станиславского состоится премьера спектакля 'На улице Мира. Хроники Сумгаита' в постановке Норы ГРИГОРЯН"ЕСЛИ ЧЕСТНО, ЭТОТ ВЫБОР ПРОИЗОШЕЛ ДОСТАТОЧНО СЛУЧАЙНО, - признается режиссер спектакля Нора ГРИГОРЯН. - Еще был жив папа, и мы вместе с ним и Фредом искали хорошую современную армянскую пьесу, поскольку в репертуаре театра здесь ощущается пробел. Меня интересовала тема геноцида, моя студентка сказала, что у Довлатова есть очень интересный рассказ, правда, про          геноцид евреев. Я искала его в Интернете и наткнулась на рассказ о Сумгаите. Позже, когда я начала читать эти хроники, поняла, что ничего про Сумгаит не знаю - две странички из учебника истории. А тут все эти документы, фотографии, судебные процессы – невыдуманные судьбы невыдуманных людей. В учебнике – была резня, погибло столько-то человек. В документах – люди, пережившие каждый одну на всех трагедию, потерявшие мать, ребенка. Для нас это было просто потрясением! С первых читок все мы уходили буквально заболевшие. По-настоящему очень сильный стресс – ты не можешь не прожить этот момент. Кстати, я искала встреч с людьми, пережившими эти события, но они в основном отказывались, потому что говорить на эту тему просто вне их человеческих сил".

Нора Григорян - представитель как раз того поколения, для которого события, начавшиеся в Сумгаите на улице Мира (жизнь-то дама циничная), уже далекая и малоизвестная история. Но то ли генетическая память карабахских предков, то ли воспитание отца, народного артиста РА Александра Григоряна, для которого эти вопросы были не просто болью, но темой творчества, а скорее всего, все вместе заставило Нору взяться за огромный и тяжелый во всех смыслах труд, стать продолжательницей отцовского дела. "Когда я начала писать пьесу, я все время обсуждала ее с папой. Первые тексты он видел. И многое в пьесе – какие-то картины из мирной жизни, когда люди общались, дружили, собирались за общим столом, вместе болели за "Арарат", застолья – все это истории папы. Когда я в первый раз прочла ему текст, он сказал: "Удивительно, я много раз думал обратиться к этой теме, но каждый раз что-то мешало. Я очень рад, что ты на это решилась. Может быть, это какое-то продолжение…" - рассказывает Нора.

Главным консультантом, предоставившим молодому режиссеру материал, направляющим и помогающим правильно расставить акценты стала заместитель главного редактора "Голоса Армении" и эксперт по вопросу "сумгаита" Марина Григорян. Сначала у Норы было желание объединить в одном спектакле армянские погромы в Сумгаите и Баку. Именно Марина Григорян объяснила ей разницу ситуаций, непонятную обычному нормальному человеку, – зверство есть зверство! Но зверство, спланированное на государственном уровне, - это не просто очередное естественное проявление варвара и дикаря…

"БЫЛО РЕШЕНО ДЕЛАТЬ СПЕКТАКЛЬ К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ СОБЫТИЙ В СУМГАИТЕ, - констатирует Нора. – Это спектакль-документ. Поскольку все его материалы собраны непосредственно после резни в Сумгаите. Это свежие впечатления людей, ее переживших. Собрать все это в пьесу мне помогала Марина Мариносян – выстроить драматургическую линию. Здесь в каждой истории есть какая-то мелочь, какая-то фишка, которая стала для каждого персонажа квинтэссенцией этих страшных воспоминаний. А еще мы добавили тему любви. Мы выбрали такую специфическую форму спектакля, когда человек выступает и рассказчиком, и как бы проживает этот момент. Это очень тонкая грань, которую очень сложно удерживать. О Сумгаите сегодня мало говорят. Тем более со сцены – я не слышала, чтобы был такой прецедент. И у меня не было стремления пропагандировать, какие плохие азербайджанцы, хотя многие со мной не согласны. Я не жажду лишний раз разжигать ненависть. Для меня главное – помнить! Когда я прочла, что через два года после этих событий в Азербайджане поднимали на щит фотографии изуверов и убийц армян и кричали: "Слава сумгаитским героям!", у меня сразу прошла параллель с Сафаровым. Это та же самая история, и в ней ничего не меняется".

В истории тех, на чьей почве не прививается семя цивилизации, действительно ничего не меняется. Но многое за тридцать лет изменилось для нас и в нас. Мы теперь не просто выжившие – мы победившие! И наша память – это память не только о жертвах. О тех, кто положил жизнь на алтарь нашей сегодняшней победительности. Именно таков посыл спектакля "На улице Мира. Хроники Сумгаита", премьера которого состоится в первые дни марта на сцене Ереванского Русского театра им. Станиславского. На этом настаивают его создатели во главе с режиссером-постановщиком Норой Григорян: "Мы победили. Мы вернули Карабах, мы живы, нас не уничтожили и не сломили. И разговор нашего театра о Сумгаите – это стремление еще раз заявить: мы имеем право говорить об этом, мы не просто так проливали и проливаем кровь!" 

Основная тема:
Теги:
  • Любовь 12-Мар-2018
    Спасибо за спектакль несравненный ни с чем, правдоподобный и своевременный. Он затронул души зрителей.дал возможность молодому поколению узнать то, что мы не имеем права забывать
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
    2024-07-26 10:25

    "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

  • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
    2024-07-25 09:43

    Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

  • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
    2024-07-23 09:42

    "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

  • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
    2024-07-12 10:48

    Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • "ГАМЛЕТ" - КАК ОТКЛИК И КАК ОТВЕТ
    2024-06-25 11:11

    Гамлет, возвращающийся в Эльсинор, зная, что его поджидают кинжалы убийц. Гамлет - тот, кто всегда возвращается, кто не может не возвратиться...  Эта метафора обрела не только художественно-театральный, но и конкретный смысл. В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна вновь обратились к самой великой пьесе всех времен и народов. Режиссер Григор ХАЧАТРЯН вместе с командой молодых актеров сделал свою версию "ГАМЛЕТА" - трагическую притчу о подлинном человеке, который приходит не из светлого Виттенберга, но из самой эльсинорской тьмы.

  • В "АМАЗГАИНЕ" ПАРУЙР СЕВАК В СТИЛЕ РЭП
    2024-06-14 10:51

    Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу.  "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.

  • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
    2024-05-17 11:01

    "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

  • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
    2024-04-13 10:02

    Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.