Последние новости

"АБРИКОСОВАЯ КОСТОЧКА"… И ПАРУСНИК ПЛЫВЕТ

"Виген расправил широкие плечи, потому что это сильное вступление. Он не мог расправить их в середине рассказа и даже ближе к концу. – Да, это типичный Виген, – сказали бы его друзья, будь они у него. А он бы улыбнулся, слегка прикусывая нижнюю губу…" Автор рассказа "Виген" Венера Аветисян стала обладателем Гран-при второго всеармянского литературного конкурса "Абрикосовая косточка" - пока планктона, который, возможно, еще вскормит и выведет в океан писателей-китов.

НАЧНЕМ С НЕВЕРОЯТНОГО, НО ОЧЕВИДНОГО. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС "Абрикосовая косточка", всего за два года своего существования успевший получить если не очень широкий, зато серьезный резонанс – частная инициатива предпринимателя, бизнес-интересы которого сводят Армению с Канадой, Левона Халатяна.

"Зачем надо писать художественную литературу и зачем ее читать? Вопрос, на который нет рационального ответа. Еще несколько лет назад я ответил бы на него словами героя моего любимого фильма – "мы читаем поэзию не потому, что это круто, а потому, что мы представители рода человеческого". Сегодняшняя реальность прагматичнее и грустнее. Согласно исследованиям, лет через двадцать вымрут многие профессии – навыки, которые в ходу сегодня, станут не нужны. Будут нужны не обученные люди, а люди, способные обучаться все время. Станет необходимо то, чем не обладают машины – способность творчества. Оказывается, мы, homo sapiens, устарели. Сегодня речь идет о homo faber - человеке творящем. Искусственный интеллект, о котором столько разговоров, никогда не научится творить. Все это я к тому, что наш конкурс был задуман именно для того, чтобы люди, которые хотят и могут открыть в себе творца, обрели себя", - мотивирует свой порыв Левон Халатян.

Так или иначе, именно он придумал "Абрикосовую косточку", создал сайт – виртуальное пространство, которое, возможно, станет для кого-то из тех, кого сегодня именуют начинающим писателем, космодромом, обеспечил лауреатов подарками в виде электронных читалок "киндл". А до этого обратился со своей инициативой к Карине и Гаяне Аветисян, хозяйкам ювелирного салона Кara Silver, которые создали для "Абрикосовой косточки" лого и приз, а главное - познакомили Левона Халатяна с Лилит Меликсетян. Лилит Суреновна, во-первых, замечательный литературный переводчик, кандидат филологии, заведующая кафедрой зарубежной литературы и культурологии Российско-Армянского университета, кстати, совсем недавно награжденная указом президента Российской Федерации В. Путина медалью им. Пушкина - государственной наградой, присуждаемой за заслуги в укреплении дружбы и сотрудничества между народами, плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей. В-главных, Лилит Меликсетян – это такой мотор, умеющий заставить двигаться любое дело, особенно если дело интересное и стоящее. Ну а собрать людей, сделать из них не только членов жюри, но и соратников и сорадователей – это еще и профессиональная заинтересованность.

"В ПЕРВЫЙ РАЗ МЫ ВЗЯЛИСЬ ЗА ЭТО ДЕЛО ДВА ГОДА НАЗАД И ДУМАЛИ, что отклик будет скромный, но оказалось – нет, это интересно, это востребовано, - говорит Лилит Суреновна. - Очень радостно, что в современных, таких технологизированных, цифровых, продвинутых и прочее условиях, оказывается, люди пишут, люди читают и получают от этого удовольствие. Что я вложила в "Абрикосовую косточку"? Глаза и радость. Хотя читала тексты анонимные – таковы условия конкурса. "Абрикосовая косточка" происходит уже второй год, и она начинает прорастать, начинает как-то… О пускании корней говорить преждевременно, но в этом году косточка крупнее - расширился географический охват, круг авторов. Больше пятидесяти авторов – согласитесь, не мало, имея в виду, что посылать тексты на конкурс, который только-только проходит какие-то этапы своего становления, может быть, не очень принято. Ведь мы не издательство, не какой-то крупный проект. Есть дивный французский филолог, который написал статью, заголовок которой для меня определяет многое – "Удовольствие от текста". Все, что происходит на этом конкурсе, именно удовольствие от текста".

Итак, "Абрикосовая косточка" - это конкурс короткого метра, то есть рассказа, написанного автором армянином на армянском, русском и даже английском языке. Возраст участников тоже никак не ограничен – ведь начинающий писатель не обязательно юный. Такое отсутствие всяческих цензов привело к тому, что к делу дальнейшего цветения абрикосового сада приобщились армяне с литературными амбициями от Средней Азии до Америки. И если в первом конкурсе приняли участие порядка 30 человек, то уже в этом году их число возросло в геометрической прогрессии.

"Причем и в прошлом, и в нынешнем году после дед-лайна выясняется, что есть множество людей, которые хотели, мечтали и если бы знали…. Исходя из этого, я думаю, что на следующий год количество конкурсантов снова возрастет. Кстати, и тексты становятся лучше. Конечно, было много дилетантства. Было много текстов, которые и не рассказы вовсе, а эссе, зарисовки, и вообще человек не очень разбирается в жанрах, но хочет выговориться. Эта необходимость, потребность армян Диаспоры выговориться, докричаться до соотечественников, выявилась со всей очевидностью".

В НЫНЕШНЕМ ГОДУ "АБРИКОСОВАЯ КОСТОЧКА" БЫЛА ВРУЧЕНА В ТРЕХ НОМИНАЦИЯХ. Приз в жанре фантастики достался Лолите Балаян, а в социальной тематике – Араму Сафаряну. Оба – наши соотечественники из Москвы. Что касается Венеры Аветисян, обладательницы Гран-при, она уже успела опубликоваться в "Литературной Армении". А на конкурс, как оказалось, представила целых два рассказа, заставив жюри мучиться выбором. Ведь оба прелесть до чего хороши. В них есть парадоксальность и пунктирный, ненавязчивый юмор, в них есть свет и какое-то всепобеждающее жизнеутверждающее начало, а главное - это то самое удовольствие от текста, над которым можно гурманствовать.

"Левон Халатян уже подумывает издать сборник, - комментирует Лилит Меликсетян. - Но мы решили дождаться еще и третьего конкурса, чтобы это была хорошая проза. Виртуально все публикуется – на сайте и на странице Фейсбука есть все тексты. То есть "Абрикосовая косточка" - это еще и открытая площадка, где люди высказываются, обсуждают, что им понравилось, что нет. Я получаю письма – мол, вот такой-то рассказ, я его читала и так плакала, а вы его не выбрали… Словом, создается какая-то атмосфера. А самое интересное, что фантастика оказалась востребованнее социальной тематики. То ли это эскапизм, то ли острые социальные темы – они настолько болезненно воспринимаются, что не каждый может трансформировать их в хороший художественный текст. Часто оказывается, что это никакой не рассказ, а газетная прямолинейность - никакой художественности, просто человек хочет пожаловаться в жэк. Либо человек просто хочет рассказать о своей жизни и чтобы его услышали. И это показатель того, что где-то там, в другом месте, которое мы называем Диаспорой, очень хотят быть услышанными на Родине. Такая ниточка, связующая со своими, с армянством – участие в общеармянском литературном конкурсе".

"Абрикосовая косточка" действительно растет со скоростью цветика-семицветика. Вот уже начали откликаться какие-то меценаты, добровольно возжелавшие поддержать конкурс. Ереванский Дом Москвы уже предложил организовать на своей площадке встречу с победителями конкурса, аранжированную литературными чтениями. Уже есть договоренность о том, что на будущий год в жюри конкурса войдут наши замечательные писатели Мариам Петросян и Нарине Абгарян. Словом, безо всяких белковых диет "Косточка" не просто обрастает мясом, но наращивает мускулатуру.

Карине и Гаяне Аветисян придумали для конкурса приз – абрикосовая косточка обернулась серебряной лодочкой, которая смело устремилась в открытые волны. О семи футах под килем говорить преждевременно… Но – попутного ветра!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЕРИАЛ "МАНЮНЯ": АУДИОКНИГА ФИЛЬМОМ ПРИКИНУЛАСЬ
      2021-10-23 09:42
      870

      На презентацию вышедшей на армянском языке "Манюни", культовой повести Нарине Абгарян, попасть в Камерный театр, где проходило действо, было невозможно физически. Так стоит ли удивляться, что на состоявшемся в кинотеатре "Москва" предпремьерном закрытом - ха-ха! - показе первых двух эпизодов сериала "Манюня" яблоку негде было упасть?

    • "КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЭТО ВОЗМОЖНОСТИ МЫСЛИ И СЕРДЦА"
      2021-10-16 10:00
      3394

      Дебютный фильм "Анико" Анны АРУТЮНЯН - в последнее время Анны МАКСИМ - принес своей создательнице не только награды проходящего в Казани Международного фестиваля "Зиланд" и Ереванского международного фестиваля "Фреско". Рассказанная неповторимым киноязыком история маленькой девочки, приехавшей в деревню к дедушке на каникулы, неожиданно была признана ласточкой, принесшей армянскому кинематографу для детей если не новую весну, то по крайней мере надежду на возрождение. "Что должны смотреть дети, на чем воспитываться, откуда узнавать, где начало добра и зла? В этом смысле киноискусство, фильм - очень мощное оружие", - уверена молодой режиссер.

    • 500 ТЫСЯЧ ДРАМОВ - А РАДОСТИ НА МИЛЛИОН!
      2021-10-13 09:51
      3940

      Через площадь, освещенную разноцветными фонариками, в Драматический театр Абовяна шел зритель. Зритель, несмотря на холод, по-вечернему нарядный - многие дамы в платьях в пол. Это было уместно - у входа их встречали юноши во фраках и цилиндрах и провожали в свежеотремонтированное и приукрасившееся фойе, где играл струнный квартет, стояли цветы в вазах и красивый фуршетный стол. Театр Абовяна отмечал свое 40-летие и открытие Пятого театрального фестиваля, который, благодаря местной администрации и Союзу театральных деятелей Армении, уже стал традиционным.

    • "ПЫШКА": ГРОМКИЙ УСПЕХ НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА
      2021-10-06 10:03
      4688

      "Пышка" - это пушка, способная брать города! По крайней мере, Владивосток она уж точно покорила!", - такой отзыв в соцсети оставил один из многочисленных зрителей Международного Тихоокеанского театрального фестиваля. И аналогичные отклики можно множить и множить. Ибо успех спектакля "Пышка" ереванского Государственного театра "Амазгаин" им. Соса Саркисяна во Владивостоке, на берегу Тихого океана, был оглушительно громким. А главное, опять же открыл перед ним новые перспективы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЮБИЛЕЙ ДОСТОЕВСКОГО В ЕРЕВАНЕ
      2021-10-18 10:19
      2996

                      Когда в 2009 году доктор филологических наук Михаил Давидович Амирханян организовал в Ереване первую Международную конференцию по сквозной теме "Русские классики: русская и национальные литературы", трудно было предположить, как все обернется дальше. Проект был приурочен к "круглым датам" русских писателей и начался с Гоголя. За 12 лет не обделили вниманием и других классиков - от Пушкина до Булгакова.

    • НАУКА, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ - В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ
      2021-08-02 09:52
      2026

      Кризис во всех сферах деятельности Армении связан не только с политической ситуацией, но и с уровнем образованности широких социальных слоев - от рядовых граждан до членов правительства. Отсутствие приоритетов в государственном управлении и программы развития государства с четко сформированными целями, ошибочная кадровая политика, зачастую основанная на личных и родственных связях и исключающая меритократию, наконец, резкое снижение в стране процента пассионарной интеллигенции - эти и другие огрехи привели к тому, что Армения сегодня оказалась брошенной на произвол судьбы", - считает член Русского ПЕН-центра, директор издательства "Оракул", руководитель российско-армянской книжной серии "Оракул" издательства NewMag Рубен ИШХАНЯН, интервью с которым мы предлагаем читателям "ГА".

    • КНИЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
      2021-07-19 12:21
      2364

      Издательскому дому NewMag исполнилось три года. Эту дату основатели организации отметили камерным, но важным мероприятием - литературно-книжным фестивалем, прошедшим в столичном парке Ераз. Newmag Summer Fest 2021, как назван фестиваль, прошел впервые и привлек к участию профессионалов сферы отечественного книгоиздания, писателей, переводчиков, книголюбов, ведущих артистов, телеведущих и, конечно, читателей, в том числе совсем юных.

    • "ОПТИМИЗИРОВАТЬ, ЧТОБЫ УБИТЬ?"
      2021-03-08 12:03
      22081

      "Сегодня надо не говорить "Родина-мать", а любить ее материнской любовью, ничего не требуя взамен. В этом залог нашего возрождения", - считает писатель, драматург, театральный критик, кандидат искусствоведения Ануш АСЛИБЕКЯН. Так же как и считает абсурдом перспективы, которые сулит злосчастный законопроект о науке и образовании.