МАЙРИК ОТМЕТИЛА 80-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
В роли Аракси я пережила большую и тяжкую судьбу армянской майрик - от двадцатилетнего возраста до почтенных седин восьмидесятилетней старушки. Целая жизнь измученной невзгодами женщины.
Она итальянка всем своим существом, хоть и родным языком был французский, родилась в Тунисе, тогда французская колония. Ее детство пришлось на военные и послевоенные годы, поэтому она часто ходила в школе битой, т.к. всех итальянцев тогда считали фашистами, а во время съемок в "Леопарде" у Лукино Висконти была вынуждена заучивать свои реплики на итальянском на слух. Актриса снимется в шедеврах Феллини, станет Музой Висконти ("Туманные звезды Большой Медведицы" и "Семейный портрет в интерьере") и легендой итальянского кино.
В 1957 г. Клаудия Кардинале была признана самой красивой итальянкой Туниса и получила приглашение на Венецианский кинофестиваль. Ее популярность позволит ей стать самой популярной звездой 1960-х, а о романе с ней мечтали Делон, Мастрояни и Бельмондо. Затем звезда отправилась в Голливуд и снялась там в нескольких картинах. В конце 1960-х Михаил Калатозов совместно с итальянцами начал снимать фильм "Красная палатка" об арктической экспедиции Нобиле на дирижабле, потерпевшем крушение над Ледовитым океаном. В картине собрались лучшие актеры советского кино: Донатас Банионис, Никита Михалков, Эдуард Марцевич, Юрий Соломин, Юрий Визбор. Из зарубежных актеров были приглашены она, а также Шон Коннери, Питер Финч, Массимо Джиротти. Она сыграла роль медсестры, приехавшей в Заполярье, чтобы ухаживать за своим женихом.
"Мне довелось сыграть с самыми привлекательными актерами мира, однако я ни разу не попала в их ловушку и ни разу не снялась обнаженной, - говорит Кардинале. - Я играю роли, но не торгую своим телом. Я даже сказала Монике Беллуччи, что не стоит так уж раздеваться перед камерой. В одном из фильмов Висконти я снялась в ночной рубашке против света - меня видно всю, но сквозь прозрачную материю. Это заставляет работать воображение..." - говорит актриса. Отмечает, что у нее нет предпочтительного жанра в кино, поскольку она очень любит трансформироваться и даже параллельно сниматься в двух очень разных картинах.
"Ностальгия мне неведома. Вчерашним днем не живу. Меня интересует только настоящее. Я никогда не хотела оказаться экспонатом в музее и ужасно разборчива. Для меня важна не столько роль, сколько постановщик - будь то в кино или театре. Видите, в моей комнате тонна сценариев, которые мне присылают со всего мира. Обычно я читаю несколько первых страниц и, как правило, закрываю и откладываю в сторону. Неинтересно... Хотя должна признаться, что театр, который я открыла для себя спустя годы, стал для меня наркотиком".
В 1958 году Клаудия Кардинале познакомилась с Шарлем Азнавуром на концерте знаменитой Далиды. "После ее выступления я зашла в гримерку, - вспоминает актриса. - Там сидел Шарль, и Далида предложила посидеть втроем в кафе. Это был незабываемый вечер. Азнавур много рассказывал о своей родине, о родителях, о Геноциде армян. Глаза Шарля, даже когда он смеется, остаются грустными. Потом уже, общаясь со многими великими армянами, я заметила - у всех потрясающие глаза - выразительные, глубокие, грустные - армянские. С Анри Верноем (Ашот Малакян) я познакомилась еще в 1959 г. во время съемок одного из первых своих фильмов в Париже. Это была замечательная работа с отличными актрисами - Даниель Дарье и Мишель Морган ".
До 1991 г. Верной в своем творчестве не обращался к армянской теме. В 1991 г. по предложению своего друга - писателя, тоже армянина по происхождению Анри Труайя, он снимает фильмы "Майрик " и "Улица Паради, дом 588" (адрес проживания его семьи в Марселе). В этих историко-биографических лентах на примере своей семьи он рассказывает о Геноциде армян в Османской империи 1915 г. Сценарий "Майрик " был опубликован в 1985 г. и переведен на многие языки мира. Через несколько лет кинокритики напишут: "Он умер, когда пережил весь трагизм дороги к самому себе. Невеселая догадка: самопознание приводит к быстрой самоисчерпанности". После ленты "Майрик " Верной не создал ничего значительного, хотя и прожил десять лет, вспоминала актриса. "После фильма Верноя я почувствовала благодарность армян. Армяне во всем мире встречают меня с распростертыми объятиями".
Омар Шариф, игравший в фильме главу семьи, чувствовал себя на съемках вполне уверенно: он давно знал армян, да и его арабский темперамент был близок армянскому. Ему было не впервой играть армянина: в старом итальянском фильме он как-то уже "исполнял функции" царя Армении, а за участие в картине ему позже запретят въезд в Турцию.
"Как вы постигали образ армянской матери?" - спросили актрису, исполнившую главную женскую роль. "Вполне уверенно и спокойно. Мать есть мать, - отметила Кардинале. - В роли Аракси я пережила большую и тяжкую судьбу армянской майрик - от двадцатилетнего возраста до почтенных седин восьмидесятилетней старушки. Целая жизнь измученной невзгодами женщины. Помогло и то, что армяне с итальянцами во многом схожи. "Майрик " - любимый фильм моей матери. Ее уже давно нет в живых, картину часто показывали по итальянскому телевидению, и каждый раз мама звонила и говорила: "Клаудия, Клаудия, по телевизору идет "Майрик". С тех пор как я сыграла в этом фильме, прошло много лет. Это замечательная, реальная история. Надеюсь, когда-нибудь с этим фильмом приду к Арарату".
В Армении к Клаудии Кардинале сложилось особое обожание, а мечта актрисы сбылась спустя годы, когда она стала почетным гостем Ереванского международного кинофестиваля "Золотой абрикос".
Легенда итальянского кинематографа, снявшаяся более чем в 150 фильмах, Великий офицер ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой ", Командор ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой ", Командор ордена Почетного легиона Франции, Командор ордена искусств и литературы Франции, обладатель премии имени Параджанова "За вклад в мировой кинематограф ", которой она была удостоена на Ереванском кинофестивале "Золотой абрикос", обладатель российской премии "Золотой орел" "За вклад в мировой кинематограф", Посол доброй воли ЮНЕСКО, блистательная и неподражаемая богиня экрана Клаудия Кардинале 15 апреля отметила свой юбилейный день рождения.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.
-
2024-11-18 09:57
15 ноября в Тверском городском музейно-выставочном центре открылась выставка армянской живописи и графики "Гителик: познать Армению". Она организована совместно с Армянским музеем Москвы и культуры наций совместно с Центром восточной литературы Российской государственной библиотеки. На ней представлено около 100 работ армянских и русских художников.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-10-07 09:13
В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.