ВЕЧЕРОМ - РЕАНИМАЦИЯ, УТРОМ - САНАТОРИЙ
О "культурных решениях", безотлагательных и долгосрочных
Захваченные духом перемен, мы ждем преображений по всем фронтам. Не минет эта инновационная чаша и культурное поле. А пока будут создаваться законы, проекты и планы, которым предстоит быть обозначенными как культурная стратегия и культурная доктрина, наступают проблемы – кому на ноги, кому на горло, – которые необходимо решать здесь и сейчас.
СОСТОЯВШАЯСЯ В КОНЦЕ ПРОШЛОЙ НЕДЕЛИ ВСТРЕЧА С НИКОЛОМ ПАШИНЯНОМ - КАНДИДАТОМ в премьеры с отдельными представителями отечественной культуры вызвала резонанс в среде остальных представителей оной. Главный тезис реакции можно обозначить ушедшей в народ фразой любимого актера из любимого фильма – "Кто такие эти потерпевшие? Откуда они взялись?.." Ответ, по крайней мере на второй вопрос, можно было дать и не читая объяснения по этому поводу Никола Пашиняна, опубликованного им на своей страничке Facebook-а. Кто-то, имеющий случайные связи – не поймите неправильно – с арт-сферой, передал мессидж кандидату в главы государства, а Никол Пашинян, как мы имели возможность убедиться, открыт для обсуждений.
Другое дело, что если бы эта встреча состоялась где-нибудь за чашкой кофе, это выглядело бы абсолютно нормальным "бла-бла" за искусство. Антураж парламента вкупе с представителями СМИ и прямым эфиром возвел встречу в ранг официальной, формо- и смыслообразующей. Хотя тут, конечно, следует признать, что при любом раскладе артисты, не попавшие в обойму консультантов по культуре, жгуче задавались бы все тем же "Кто такие, откуда взялись?.." Но это уже наши семейные радости. В любом случае первый блин вышел комом, о чем "ГА" уже писал, и заставил теперь уже премьер-министра Никола Пашиняна откликнуться.
"Я и не считал, что встречаюсь с делегацией, уполномоченной представлять отечественную культуру, а воспринимал это как встречу с людьми, изъявившими желание встретиться, и, откровенно говоря, не видел каких-либо причин отказаться от подобной встречи. Такие встречи могли и могут происходить с самыми разными людьми и группами людей. Так или иначе, в случае избрания на пост премьер-министра обязуюсь организовать встречу с полномочной делегацией представителей всей культурной сферы и обсудить с ней текущие и стратегические проблемы культуры и пути их решения", - написал Пашинян.
МОЖНО НЕ СОМНЕВАТЬСЯ, ЧТО ТАКАЯ ВСТРЕЧА СОСТОИТСЯ, И В САМОМ СКОРОМ ВРЕМЕНИ. В самом скором времени будет назначен новый министр культуры, и тогда можно будет делать какие-никакие выводы о том, какой вектор развития на ближайшее будущее возьмет болезная культура.
Однако широкий спектр структурных преобразований и стратегические решения – дело долгосрочное. То есть решения, конечно, можно принять в ближайшее время, а вот их реализация в миг ну никак не произойдет. Между тем есть вопросы воистину гамлетовские - "быть или не быть?", ибо от их скорейшего решения зависит, доживут ли некоторые субъекты культуры до новых и, как мы все надеемся, лучших времен.
Когда в январе нынешнего года грянул неожиданный гром – стало известно, что отныне всем государственным субъектам культуры предписано законом отдавать 20% от получаемых от государства субсидий обратно в виде НДС, взвились деятели театра. И именно деятели театра – хотя закон касался всех – дошли в своем возмущении до президентского аппарата. 20% налога плюс 7% сокращения бюджета – это ложись и помирай! Тогда в результате встречи с главой президентской администрации Арменом Геворкяном было выяснено, что ситуацию прошляпило Министерство культуры. Вообще главная претензия деятелей культуры к Армену Амиряну была именно в его нежелании защищать интересы вверенной сферы в высших институтах власти, в его готовности взять под козырек в случае принятия решений в буквальном смысле убийственных.
О том, что Минкульт стал бессмысленным приложением к Минфину, говорилось много и часто. В любом случае решение, получившее в результате утверждения Национальным Собранием статус закона, стараниями театральных деятелей в части культуры было заморожено. Заморожено – до пересмотра. Если по срокам – до начала второго полугодия. Время течет быстро, и до этого самого начала осталось чуть больше месяца. Дальше закон извлекается из морозилки, и тогда снова – ложись и помирай! Если только не будет принято какое-то не временное, принципиально иное решение.
С начала второго полугодия, до которого рукой подать, предполагается вступление в силу еще одного "нового подхода". Правда, это не закон, а решение правительства. Всем государственным учреждениям культуры поставлено в обязанность перевести свои счета в казначейство. По мнению многих директоров, это нарушает договоренности, которых Армения достигла с различными международными организациями, и сильно усложняет деятельность. Насчет "усложняет" - знание не эмпирическое, а приобретенное горьким опытом. Поскольку новый подход на самом деле – старый.
ТАКОЕ УЖЕ БЫЛО – ДО 2002 ГОДА. ПОСЛЕ КОТОРОГО СИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТМЕНИЛИ КАК МЕШАЮЩЕЕ РАБОТЕ. И тут дело не только в стремлении государства контролировать каждую бюджетную и небюджетную копейку – руководители культурных организаций вполне обоснованно опасаются, что контроль небюджетных средств может привести к сокращению средств бюджетных. Это вполне в духе последних полутора лет управления культурой – если ты сам зарабатываешь какие-никакие деньги, зачем тебе деньги государственные? И тут, естественно, впрочем, как всегда, страдают те, кто работает. Не заморачивающиеся продолжают получать государственное пособие. Уже не говоря о том, что память о прошлом сотрудничестве с казначейством у арт-деятелей самая печальная. На получение каждого драма своих же денег нужно исписать такое количество бумаги и ждать столько времени, что сил на творчество уже не остается.
Словом, из таких вот не имеющих ничего общего с творчеством вопросов, слагается судьба высокого искусства. И если стратегические планы развития ждут своей разработки и воплощения, решение подобных вопросов – тема дня. А иначе жить в эпоху обновленной, просветленной культуры доведется не всем.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-01-09 10:14
"Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега". Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.
-
2023-11-29 10:02
Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.
-
2023-09-06 10:39
Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".