ПРАЗДНИК ДУХОВНОСТИ В ЦЕНТРЕ КАЛИФОРНИИ
О новом американском музее
Посвящается все тем, кто перечитывает Уильяма Сарояна, и в первую очередь N.G.
В 1952 году в Нью-Йорке вышла монография Literary America. В ней рассказывалось о поселениях и городах, где жили или родились американские писатели (начиная с XVII столетия). Благодаря 44-летнему Уильяму Сарояну в эту монографию попали сведения и о Фрезно. Именно книги американского армянина открыли Америке глухую аграрную провинцию, населенную озорными людьми, которые, в отличие от остальных американцев, стремились не к сиюминутному успеху, а старались постичь мудрость.
РАННИМ ПРОХЛАДНЫМ УТРОМ Я ВЫЕХАЛ ИЗ "МИРОВОЙ СТОЛИЦЫ ВСЕХ СВОБОД" Сан-Франциско (130 по Цельсию) и направился в "мировую столицу изюма" Фрезно (в самое пекло, 310 по Цельсию). Спешил на церемонию открытия Дома-музея Уильяма Сарояна, приуроченную к 110-й годовщине американского писателя армянского происхождения. За 3 с небольшим часа, преодолев температурный перепад в 180, благополучно добрался до графства Фрезно и уже минут через 15 въехал в административный центр графства - город Фрезно.
Про Сан-Франциско знают многие - а что известно о Фрезно? Местность с 300 солнечными днями в году? Графство, где впервые в США стали производить изюм в промышленных количествах? Регион, где проживают представители более 100 национальностей - самый яркий образчик американского плавильного тигля? Площадка, где проводится фестиваль антикварных автомобилей? Город, который находится на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско?..
Впрочем, послушаем самого Сарояна: Фрезно - "городок на железной дороге, ничего общего с Бостоном, Нью-Йорком, Чарлстоном, Новым Орлеаном, Чикаго, Денвером или Сан-Франциско". Полностью соглашусь с этими словами: побывал во всех тех городах. Хотя, справедливости ради, отмечу: Фрезно 5-й крупный город Калифорнии, после Лос-Анджелеса, Сан-Диего, Сан-Хосе и Сан-Франциско, в списке же 50 крупнейших городов США, Фрезно занимает 34-е место.
Теперь самое время вспомнить прославленную "Одноэтажную Америку" И. Ильфа и Е. Петрова. "Город Фрезно, знаменитый - как объяснил нам мистер Адамс - тем, что в нем живет много греков, спал". Нет, многоуважаемые Илья Арнольдович и Евгений Петрович, мистер Адамс ввел вас в заблуждение. Нисколько не умаляя калифорнийского значения братьев-греков, статистика говорит о другом: во всем графстве Фрезно (с тогдашним населением 150000) в те времена проживало всего 202 грека. А в самом городе Фрезно и того меньше. Если 0,14% "много", что же тогда говорить об армянах, которых было раз в десять больше?
"Какая разница! - сердито заметит читатель, равнодушный к национальным особенностям. - Греки, армяне!.. Ведь сатирикам одним предложением удалось передать сонливую атмосферу "фруктовой корзины золотого штата". В самом деле, разницы никакой! Если не учесть, что во всех американских источниках указано: первыми начали культивировать инжир в Калифорнии армяне Фрезно. Да и в родном городе "самого доброго американского писателя" Уильяма Сарояна и "самого доброго американского мультимиллионера" Кирка Кркоряна на один греческий собор приходилось и тогда, и сейчас несколько армянских церквей! А вспомнилось все это, чтобы доказать правоту американского попутчика Ильфа и Петрова мистера Адамса: "Сэры! Лишняя информация никогда не помешает". От себя добавлю: информация выверенная - тем более!
Я ПОБЫВАЛ ВО МНОГИХ ДОМАХ-МУЗЕЯХ ПИСАТЕЛЕЙ. БЛУЖДАЛ по затемненным помещениям шекспировского дома в Стратфорде-на-Эйвоне. Жмурился от бюргерского освещения Дома-музея Гете во Франкфурте-на-Майне. С благоговением осматривал петербургскую квартиру Достоевского, с удивлением - парижскую Гюго, где книжные шкафа были набиты не книгами, а… фарфором. Взбирался по крутым ступенькам Museo Casa Данте во Флоренции и с легкостью одолевал лестничные пролеты лиссабонского Музея Сарамаги. Разгуливал по Музею-усадьбе Льва Толстого в Хамовниках. Тщательно рассматривал экспонаты в Доме-музее Антона Чехова на Садово-Кудринской. Разгадывал инсталляции в пражском Музее Кафки. В поисках призрака Джеймса Бонда промокал до нитки у Дома Яна Флеминга на Ямайке. Вывихнул руку в Финка-Вихия, кубинском Музее папы Хэма… Объехал по "литературной карте США" музеи и американских классиков. Марка Твена в штате Миссури (Флорида, Ганнибал), в штате Невада (Вирджиния-Сити). Хемингуэя в штате Иллинойс (Оак-Парк). Маргарет Митчелл в штате Джорджия (Атланта). В Остине с недоумением разглядывал лачугу - Музей О’Генри. В Новом Орлеане - дом Фолкнера… Да и в Калифорнии по нескольку раз посещал дома-музеи писателей: Джека Лондона (Гленн-Эленн), Юджина О’Нила - в Дэнвилле, "Виллу Аврора" Лиона Фейхтвангера - в Пацифик-Палисаде, Музей Битников - в Сан-Франциско. В Салинасе, в викторианском особняке Стейнбеков дважды завтракал, чтобы потом осмотреть находящийся неподалеку Национальный центр Стейнбека - современный крупнейший мемориал писателю.
С таким "запасом" знаний о домах-музеях я добрался до Фрезно, который попеременно называют то "Хлебными закромами Калифорнии", то "Фермой N1". Топоним Фрезно по-испански означает ясень. Но в тот день я ничего в "Ясене" не спрашивал у ясеня. И так все было ясно: самый главный во всем Фрезно - Уильям Сароян. Графство Фрезно называют "графством Сарояна". Местный театр носит имя Сарояна. А еще предстояло присутствовать на открытии Дома-музея Сарояна, дома, в котором он прожил свои последние годы. Этим судьбоносным событием мы, армяне, обязаны меценату Артуру Джанибекяну и его фонду Renaissance Cultural and Intellectual Foundation. Тут одними благодарственными словами за подобный национальный подвиг не обойтись! Значение Дома-музея Сарояна во Фрезно неподалеку от географического центра Калифорнии всем нам, армянам, и просто почитателям таланта писателя, еще предстоит осознать.
СЧИТАЕТСЯ, ЧТО В АМЕРИКЕ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ О НАЦИОНАЛЬНОСТИ. Но вот Кембриджский справочник английской литературы (The Cambridge Guide to Literature in English), по всей вероятности, памятуя булгаковское "кровь - великое дело", старательно отмечает: "Беллоу, Сол - американский прозаик. Сын иммигрантов из России. Сэндберг, Карл - американский поэт, родился в семье шведских иммигрантов. Сароян, Уильям - американский драматург, прозаик. Родился во Фрезно, Калифорния, в армянской семье". Так для чего, спрашивается, в стране, где никто вроде бы не придает значения национальности, непременно указывать этническое происхождение писателей, рожденных в США? Да потому, что этническое эхом откликается в художественном творчестве. От этнического никуда не уйти, и не только писателям. И самый яркий в американской литературе, конечно же, он - Уильям Сароян, привнесший терпкий аромат армянского характера в американскую литературу, а американскую ономастику пополнивший именем Арам. Встречал даже афро-американца по имени Арам.
В поисках скромного дома по адресу 2729 Гриффитс Вэй я порядком блуждал по улицам Фрезно. И прибыл к дому-музею за несколько минут до открытия. Успел и к спичу мэра Фрезно Ли Бранда, и к выступлению Артура Джанибекяна, который отметил, что открытие Дома-музея Сарояна - первый шаг. Приступая к этой статье, я не собирался описывать выставочные стенды. Думаю, что дом Сарояна должен стать местом паломничества всех армян, и в первую очередь армян Америки. Местом паломничества и для тех, кто, перечитывая Сарояна, поймет: "В великой пьесе Уильяма Сарояна утверждается, что единственный успех, к которому необходимо стремиться, - чистота сердца" (слова Теннеси Уильямса). И хотя этому Дому-музею не тягаться с гигантскими размерами Национального центра Стейнбека, тем не менее он отвечает духу современности: главное ведь в наши времена не масштабность, а загруженность. Этот дом-музей с интерактивными экспозициями, голографическим изображением писателя, обширной коллекцией материалов, акварелей Сарояна, архивных фотографий - от детских и до предсмертных, личных вещей, камней, собранных Сарояном в течение всей жизни из разных городов мира, в которых он побывал, отвечает всем новейшим требованиям музейных технологий. Как-никак, Силиконовая долина не так уж и отдалена от Фрезно.
Я НЕ НАСТОЛЬКО НАИВЕН, ЧТОБЫ СЧИТАТЬ, ЧТО ПОСЛЕ СМЕРТИ ПИСАТЕЛЕЙ в таких домах поселяются их тени. Но почему-то уверен, что в каких-то углах писательских домов прячутся писательские музы. И каждый такой музей, на мой взгляд, наглядно приближает читателя к бытовому черновику писателя. Ведь стол, за которым сидел писатель, расскажет намного больше, чем литературоведческое исследование. Следуя этому принципу, во Фрезно в небольшом доме создана атмосфера "Время жизни Сарояна". Время жизни писателя, который в XX веке, веке бешеных скоростей, изучал "Человеческую комедию", неспешно разъезжая на велосипеде.
Я бывал во многих домах-музеях, но в дом-музей по адресу 2729 Гриффитс Вэй, Фрезно, в центре Калифорнии входил, как входят в дом родного и близкого человека. Входил в дом-музей писателя, который в буревые времена прошлого века, века войн и геноцидов, страхов и ужасов, возвысился над своим временем откровением: "Я не в состоянии долго ненавидеть. Ненависть того не стоит!"
Рафаэль АКОПДЖАНЯН, драматург
Сан-Франциско - Фрезно - Сан-Франциско
P.S. После открытия дома-музея торжества по случаю 110-летия У. Сарояна продолжались в местном университете. Зал был набит до отказа. Были интересные выступления. Выступал президент Калифорнийского университета (Фрезно) Джозеф Кастро. Был показан фильм, снятый к этому юбилею. Выступил также посол Республики Армения в США господин Г.Ованнисян. Сидящая рядом женщина спросила меня:
- Ваш посол родился в Америке?
- Нет, в Армении.
- Странно, говорит без малейшего акцента. Он в самом деле посол?
- А почему вы сомневаетесь?
- Дипломат, а чувства свои не скрывает!
- Так ведь юбилей великого американского армянина! Праздник духовности армян всего мира и триумф мировой литературы. Что ж тут скрывать!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-07-07 09:41
Путешествуя по миру, я не мог не подметить, что о культуре города красноречиво говорят не только исторические достопримечательности, музеи, театры, университеты и вышколенное обслуживание в ресторанах и отелях, но и книжные магазины.
-
2022-04-21 10:15
«Политик тот, кто обходит Бога». Сервантес, скончался 22 апреля 1616 года «Сущность закона – человеколюбие». Шекспир, скончался 23 апреля 1616 года
-
2022-03-22 10:20
Калифорния - родина трех американских классиков - Джека Лондона, Джона Стейнбека и Уильяма Сарояна. 27 февраля Стейнбеку исполнилось бы 120 лет. В марте поехал в графство Монтерей, чтобы пусть с опозданием, но все же почтить память писателя, удостоенного Нобелевской премии за "реализм и выразительность, мягкий юмор и социальное видение". Полагаю, и книги Лондона и Сарояна не лишены всего этого.
-
2022-03-10 10:25
Если в Википедии попадется информация о том, что в Калифорнии 13 лет (с 1981 по 1994 гг.) мэром одного городка был пес (помесь черного лабрадора с ротвейлером) по кличке Боско Рамос, то, конечно же, вслед китайской прессе, можно усмотреть в анекдотичном пассаже некое несовершенство американской избирательной системы.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-11-24 10:25
О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.
-
2023-05-20 11:51
Ереванцы и гости столицы проявили огромный интерес к истории армянского народа, воспользовавшись акцией «Ночь музеев», приуроченной к Международному Дню музеев, отмечаемому 18 мая. Увы, в послевоенном и блокадном Арцахе туристы и гости лишены возможности ознакомиться с богатейшим культурным наследием древнего края.
-
2022-12-05 09:16
Союз писателей Армении презентовал сборник прозы и поэзии армянских авторов, обративших свой литературный интерес к России. Книга названа «Птица вдохновения» и стала очередным выпуском серии «Мы и мир», издаваемой по инициативе СП.
-
2022-12-03 09:54
Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.