ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ В СВОЕМ АРТИСТИЗМЕ
Несколько лет назад "ГА" писал об Андрэ Экияне, пионере французского джаза, игравшем вместе со звездами тогдашней парижской джазовой сцены. Было это в 30-е годы. Но, как выяснилось, раньше на этой же условной сцене Франции властвовал еще один музыкант с армянской фамилией - знаменитый руководитель оркестра Gregor et ses Grogoriens Крикор КЕЛЕКЯН.
ЭТОТ ОРКЕСТР БЫЛ ВЕСЬМА ПОПУЛЯРНЫМ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ 20 - НАЧАЛЕ 30-х ГОДОВ. Все лучшие джазовые музыканты того времени и будущие звезды мирового джаза - Стефан Граппелли, Рэй Вентура, Лео Вашан - играли в этом оркестре. Келекян вошел в историю как первый руководитель типично французского джаз-оркестра.
Согласно изысканиям турецкой журналистки Хюлии Тунчак, джаз был достаточно распространен в Турции в начале XX века, и играли его представители еврейской, русской и армянской общин. Среди первых и популярных был оркестр братьев Арто и Дикрана Хачатурян, которые создали оркестр по подобию гремевшего в те годы оркестра "короля свинга" Бенни Гудмена.
Грегор (Крикор) Келекян родился в Стамбуле 28 февраля 1898 года. В 1915 году, спасаясь от погромов, с семьей бежал в Европу. Чтобы заработать на жизнь, будучи физически крепким молодым человеком, он занимается профессиональным боксом, становится победителем многих турниров в Париже.
Оставив ринг, он взялся за музыку и танец и, хотя не обладал какими-то уникальными музыкальными способностями (слегка играл на скрипке, немного пел, плохо читал ноты), сумел пробиться на большую сцену. В начале 1920 года Келекян был уже известным исполнителем, выступая в Париже в качестве джаз-танцора в дуэте под названием "Лулу и Грегор". А в 1927 году благодаря случаю за один вечер собрал свой собственный оркестр.
Его выступление в клубе очень понравилось владельцам одного из парижских казино. После танцевального номера они подозвали его и предложили выступать у них под аккомпанемент существовавшего в казино оркестра. Он согласился, но при условии, что будет выступать лишь со своим оркестром. Тут же отправившись в джаз-клуб, он собрал выступавших там джазменов и пригласил их на следующий день в казино. Без единой репетиции оркестранты сыграли то, что нужно было Грегору для танцевально-акробатического номера. Выступление прошло на ура. Музыканты остались с Грегором, так появился Gregor et ses Grogoriens. А на следующий год оркестр отправился в большое турне по Франции, Турции, а затем и Южной Америке. В 1931 году, будучи в Аргентине, Грегор записывает четыре песни вместе с известным аргентинским певцом Карлосом Гарделем.
КЕЛЕКЯНА В ПАРИЖЕ ЗНАЛИ КАК ЭКСЦЕНТРИЧНОГО МОДНИКА, ПОСТОЯННО одетого с иголочки и носившего монокль, часто прогуливавшегося по центру с двумя большими афганскими гончими или разъезжающего по главному проспекту на своем роскошном белом лимузине. В его оркестре играли самые лучшие на тот период джазовые музыканты, которых он очень тщательно отбирал и приглашал из других оркестров. Говорят, у него было чутье на хороших музыкантов, он их вычислял с первого же раза. Именно его оркестр дал путевку в жизнь многим молодым в те годы музыкантам, в последующем ставшим известными французскими джазменами.
Концертный дебют "лучшего французского джаз-оркестра того времени", как его позже окрестили в прессе, состоялся в цирке в 1927 году. Оркестр играл в стилистике популярнейшего американского оркестра п\у Поля Уайтмена. А сам Келекян выполнял сразу несколько ролей в ходе концерта - певца, скрипача, танцора, мима, постоянно находясь в движении. Его оркестр играл самую разную музыку - испанскую, американскую, русскую, кубинскую и, конечно, французскую. Во французских источниках отмечается, что репертуар коллектива был достаточно разнообразным и пестрым, тем не менее Келекян сделал все возможное с целью избежать участи подражателя американских или, как тогда принято было определять, "негритянских" оркестров, а имел настоящую французскую музыкальную основу.
В своем интервью в 1933 году Келекян заявил, что он и его оркестранты "освободили себя от влияния американских музыкантов, которыми тогда все восхищались, и сумели избавить французских музыкантов от косых взглядов". А французский исследователь музыки Жак Элян пошел еще дальше, заявив, что "оркестр Келекяна объявил открытую войну американской музыкальной продукции, которая уже тогда все больше и больше завоевывала Францию". А еще, по свидетельству ведущих специалистов джаза, Грегор был большим другом Луи Армстронга.
Келекян и его оркестр снялись в фильме режиссера Роджера Лиона "Опера-Джаз", который представлял эпоху расцвета французского водевиля и кабаре. Это был один из первых синхронизированных звуковых фильмов в мире. В качестве конферансье выступал сам Грегор, объявлявший на ломаном французском: "Дамы и господа! Представляю вам Грегора и его грегориенов". После этого фильма оркестр Келекяна звучал еще в нескольких фильмах. В ряду его заслуг стоит также и создание им журнала Revue du jazz, который освещал все события джазовой жизни во Франции.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ДЖАЗОВЫЙ МУЗЫКАНТ, ОДИН ИЗ САМЫХ ЛУЧШИХ В МИРЕ, СТЕФАН ГРАППЕЛЛИ начинал свою карьеру в качестве скрипача, затем переквалифицировался в пианиста. В своей автобиографической книге "Жизнь в джазе" он вспоминает, что его пригласили в упомянутый фильм в качестве второго пианиста, на подмену, на всякий случай. Что-то произошло на съемочной площадке, и он так и не записался. Но Келекян запомнил талантливого молодого человека.
Через некоторое время они встретились в клубе, и Грегор спросил его: "Ведь ты раньше играл на скрипке?". И, получив утвердительный ответ, сказал: "А почему бы тебе не поиграть на скрипке сейчас?" Граппелли одолжил скрипку у одного из оркестрантов и сыграл пару произведений. Келекяну понравилось, он взял его к себе в оркестр уже в качестве скрипача и сказал "Больше никогда не бросай скрипку!" Граппелли послушался и стал одним из двух-трех признанных джазовых скрипачей мира. "Он был феноменален в своем артистизме", - вспоминал Граппелли.
Крикор Келекян скончался в Германии в 1971 году. К огромному сожалению, записей оркестра Gregor et ses Sregoriens сохранилось очень мало, удалось найти лишь парочку. Конечно, это не тот джаз, который мы слушаем сегодня. Но так играли все в те годы, в том числе и в США. И вполне заслуженно: именно этот коллектив считается основателем французского оркестрового джаза.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.
-
2024-09-16 09:57
Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?.. Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.
-
2024-05-27 15:05
Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.