ЗНАЧИТ, НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО

Его величеству случаю наука обязана многим. Ньютоновское яблоко, благодаря которому был открыт Всемирный закон тяготения, далеко не единичный пример. Открытие рентгеновских лучей, появление пенициллина, динамита, кардиостимулятора, пластмассы, небьющегося стекла и т.д. обусловлены случайным стечением обстоятельств.

НО В ЧЕМ ЖЕ тогда заслуга ученого, если жизнь сама преподносит сюрпризы? А в том-то и дело, что случайности происходят со всеми, но только ученый видит в этом нечто гораздо большее, чем неожиданный эффект, результат. Нет сомнений, что и без того длинный список непредвиденных открытий будет продолжен. Но не будем опережать события и громогласно заявлять об успехах. Все по порядку.

Сотрудника Института физических исследований (ИФИ) НАН РА кандидата физ.-мат. наук Рафика БАЛАСАНЯНА давно интересуют вопросы получения энергии. Если учесть актуальность для Армении этой проблемы, то можно наивно предположить, что государство поддерживает эти исследования. Однако у нас госзаказ науке остается нереальной мечтой. Вся исследовательская деятельность инициируется самими учеными и остается невостребованной и не понятной тем, кто определяет политику государства и принимает решения.

О пользе неотапливаемых помещений

Ознакомившись с имеющимися работами по получению из воды газа Брауна (горючая смесь кислорода и водорода), при сжигании которого получают энергию, Р. Баласанян сам соорудил установку с электродами определенной формы и получил достаточно сильное выделение газа.

НО ИЗВЕСТНАЯ со школьной скамьи формула Н20 не полностью характеризует состав воды, в которой обычно присутствуют и ионы. Приложив меньшее электрическое поле, чем то, которое необходимо для дробления молекул воды, он выделил смесь кислорода и водорода. Полученный газ он использовал в качестве топлива для придания нужной формы стеклянным частям установки.

Эксперименты проводились зимой, помещение институтской лаборатории, разумеется, не отапливалось, за ночь остававшаяся после эксперимента вода замерзала, химическая посуда лопалась. Но армянских ученых мелкими неприятностями не испугать, скорее наоборот - бесконечное преодоление трудностей и необходимость получения результатов в условиях, для этого не приемлемых, вызывают в них всплеск творческой мысли.

Приложив слабое поле, Р. Баласанян решил на своей установке немного подогреть воду, хотя бы до 5 градусов, чтобы посуда не лопалась. Но измерения показали, что температура поднялась в три раза выше, чем следовало ожидать при этих затратах энергии. Согласно закону термодинамики, нельзя произвести больше энергии, чем затрачено на ее получение. Как же случилось, что при преобразовании электрической энергии в тепловую оказалось, что тепловой энергии значительно больше? Но, может быть, поскольку в воде присутствовали электроды, имели место какие-то электрохимические процессы? Эта возможность была тоже досконально исследована, но полученный кпд все равно был необъяснимо высоким.

Ученого удивил еще один факт. Алюминиевый электрод изменил цвет из серебристо-металлического в темно-серый, практически черный. Как показал результат анализа, темный слой на поверхности электрода оказался кремнием. Можно было предположить, что появление кремния - результат присутствия в воде растворенных соединений, но концентрация этого элемента превышала 10%. За счет примесей - слишком много. Химическими методами невозможно получить кремний из алюминия, нужна ядерная реакция, что, как принято считать, при таких низких температурах исключается.

Было зарегистрировано и гамма-излучение. Баласанян поменял алюминиевый катод на медный, кремния в воде не оказалось, но анализ показал присутствие других соединений.

ОПИСЫВАТЬ весь цикл проведенных экспериментов в газетной публикации явно не стоит. Скажем лишь, что в процессе этой работы ученый рассмотрел все возможные варианты, ознакомился со множеством публикаций, в том числе по холодному синтезу, но не нашел объяснений полученному эффекту. Как и следовало ожидать, сначала коллеги восприняли полученные Р. Баласаняном результаты скептически.

В научной среде подвергать сомнению фундаментальные законы и устоявшиеся представления не принято. Но если, вопреки традиции, это все-таки происходит, наука иногда делает шаг вперед. Те, кто сначала не верил полученным результатам, во время экспериментов смогли убедиться в правоте Баласаняна воочию. Так что же это? Открытие? Революция в ядерной физике? Сам Баласанян с такими выводами не спешит. Но результаты продолжающихся исследований настоятельно убеждают, что экспериментально были подобраны условия для рождения низкоэнергетических нейтронов, которые и являются причиной образования новых ядер.

Результаты этих исследований были опубликованы как в Армении в Armenian Journal of Physics, так и в американском Physics Journal, получено два патента.

Однако вернемся к вопросу случайности. Ну как не поблагодарить государство за глубокое пренебрежение к исследовательской деятельности! Работали бы наши ученые в нормальных условиях, когда в академических лабораториях зимой не замерзает вода, кто бы смог доказать, что при определенных условиях ядерная реакция возможна не только на ускорителе, а закон термодинамики не абсолютен?!

Ученый свое дело сделал, он получил непредсказуемый результат и дал ему научное объяснение. Но вопрос касается не только фундаментальной науки. Тут открываются огромные перспективы практического использования, решения актуальных для нашей страны проблем, и не только в области энергетики.

Подайте на прикладной результат!

Давным-давно один шведский король специальным указом разрешил ученым своей страны просить милостыню. (Видимо, и тогда денег на экспериментальную часть не хватало.) Но кто мог подумать, что идея шведского короля окажется актуальной в современной Армении?!

ДАЛЬНЕЙШИЕ исследования, проведенные Баласаняном, выявили чрезвычайно важные перспективы. Оказалось, что ядерные эффекты, гамма-излучение можно получить не только приложением электрического поля, но и с помощью механических колебаний. В зависимости от механического воздействия на воду был получен большой спектр химических элементов. Исследования, проведенные в Институте химической физики НАН РА, подтвердили получение сорок одного химического элемента. (О том, что золото можно получать в воде, средневековые алхимики не додумались.) Чтобы исследовать гамма-излучение, возникающее в воде, нужно дополнительное оснащение.

Радиометр в ИФИ есть, а спектрометра нет. Чтобы продолжить работы, Баласаняну пришлось обращаться на Армянскую АЭС, где любезно предоставили необходимое оборудование. Но каждый раз ездить туда сложно, все надо иметь под рукой, а приобретение своего чувствительного спектрометра институту не по средствам. Нет денег и на то, чтобы взять на работу двух инженеров, без которых не обойтись. Продолжение исследований и получение результатов, которые можно использовать практически, требуют дополнительных средств. Эти вложения, несомненно, многократно окупятся, создадут условия для технологического прорыва, но этот аргумент мало кого убедит. А жаль! Ведь тут огромные возможности прикладного использования для решения проблем энергетики, применения в медицине, машиностроении и т.д.

Мы - не просто страна, переживающая тяжелые экономические и социальные проблемы, мы - воюющая страна. Наш противник имеет преимущества в живой силе и вооружении, у нас - только интеллектуальное превосходство. Но ведь это очень и очень много! Однако без государственной поддержки, вложения средств этот ресурс не даст практических результатов. Причем тут, как в несколько пересмотренном законе термодинамики (о чем было сказано выше), можно вложить меньше, а получить значительно больше. Так давайте же наконец это сделаем!