К КОМУ СТРАНА ПОВЕРНУЛАСЬ СПИНОЙ?
Сегодня трудно писать просто о музыке, просто о живописи или поэзии. Все вокруг так смешалось, спуталось, пришло в такое непредвиденное взаимодействие, что вытягивать из этого клубка лишь нить музыкально-поэтическую - дело почти нереальное, а главное - не всегда оправданное. Жизнь общественная, будничная, бытовая каждую минуту напоминает о себе, не давая замкнуться на искусстве, литературе, отвоевывая у нас часы вдумчивого чтения, слушания музыки.
ФАКТ ОЧЕВИДНЫЙ: герои нынешнего времени - политики, депутаты Национального Собрания для большей части населения - фигуры более значимые, нежели деятели культуры. Сейчас многие политики стали вершителями судеб. Недаром бытие многих и многих людей превратилось в телебытие - с телеборьбой, телепереживаниями и телепобедами. Для иных же единственной реальностью, смыслом существования стала общественная жизнь.
"Нет ничего более страшного, чем жить в так называемое интересное время" - так считал Монтень. Воистину страшно. И требует чуть ли не подвига. Ежедневного. Затянувшийся переходный период со своими последствиями доводит многих до отчаяния. Все труднее преодолеть уныние, утешать себя надеждой на завтрашнее всеобщее благоденствие.
Давящая атмосфера усталости от унижений и разоблачений, исчезновение приветливости - все это навалилось на людей. Кризис власти, порядка, потеря работы, элементарная дороговизна, поиски идеала, который никак не могут найти, ощущение беззащитности, бесприютности... Приватизация, коммерциализация, капитализация, оптимизация, сокращения, несущественные объединения - все это всем давно надоело. Проку от всего этого никакого. А разрушение - налицо. Разрушение культуры. И что пугает? Что важно сегодня, завтра уже отживает свой век. В результате исчезают природное достоинство, историческая память, национальное достояние. Расцвет - позади, а беды - прежние.
Да, мы все хотим перемен. Но ведь историю творят люди, то есть те, кто решает, как быть, и те, кто реализует эти решения. От мудрости первых и от веры, понимания, умения и желания вторых, в общем-то, и зависит исход дела. Иными словами, он напрямую зависит от уровня нашей духовной культуры. Но нас по-прежнему больше волнует политика и совсем не волнует культура. Даже Министерство культуры оказалось для властей лишним. Как и в девяностые годы, выживание таланта становится заботой самих талантов. И вновь в сложный процесс естественного отбора вмешиваются непрофессионалы.
ПРОЯВЛЕНИЯ этой культуры - в большом и малом - мы ежедневно видим вокруг себя. Это полные сил молодые люди, часами простаивающие у корзин с цветами или будок с сигаретами. У них нет возможности иначе реализовать себя, получить другую работу. Сотни праздношатающихся людей, щелкающих семечки в самом центре города и оставляющие за собой кучи мусора. Подростки, впивающиеся глазами в современных "мадонн" и не мыслящие себя за более серьезным занятием.
Кто же им поможет обрести себя, найти свое призвание? Можно ли сегодня полагаться на то, что призывы к сознательности, дисциплине, честности будут услышаны теми, к кому они обращены? Можно ли митингами, демонстрациями изменить десятилетиями складывающуюся привычку "брать" на привычку "отдавать". Какие жизненные принципы будут руководить человеком, не прожившим жизнь вместе с героями Достоевского, Демирчяна, Толстого, Гранта Матевосяна, Паруйра Севака, Сильвы Капутикян, Чехова? Среди нынешних подростков есть даже такие, для которых имя Туманяна связано лишь с кафе "Туманян-шаурма".
Или же каких нравственных поступков можно ожидать от некоторых нынешних чиновников, которые совершенно не представляют себе область, которую им вверили в обязанность развивать? Ныне, как, впрочем, и всегда, "кадры решают все". Но, как мне кажется, у нас они ничего не решают. Главное в кадровой политике - это клановая принадлежность, перешедшая в наследство еще с прежнего режима, но при одном веском минусе: в советские годы, которые никто особенно не идеализирует (там были свои издержки), по крайней мере думали о профессионализме, компетентности. Будущий претендент на должность проходил через сито. Руководил, имея опыт общения с людьми. А сейчас просто уму непостижимо, откуда, из каких парников возникли многочисленные государственные деятели. В уважающем себя государстве некоторых из них близко не подпустили бы к ключевым позициям. Ведь любая занимаемая должность должна быть подкреплена соответствующей биографией, опытом, профессионализмом, умением объективно и честно руководить людьми.
Руководитель силен, когда есть сильная команда. Но наш премьер окружил себя свитой, подобранной по принципу "наш", "не наш". А так называемые "наши" оказались бездарными. И потому все трещит по швам, в особенности в культуре, которую знаю лучше. Но, по-моему, "нашими" должны быть те, кто преданно трудится и не занимает чужого кресла. Реалии сегодняшнего дня могут вывести из равновесия любого. Отсюда и возмущение, и гнев, и нетерпение. Принимая ответственные для страны решения или соглашаясь с ними, у нас исходят из неверной предпосылки: хуже не будет, предела для ухудшения не существует. Но наш собственный исторический опыт доказывает обратное: предел есть, называется он "апокалипсис". Что подтверждает и чешское изречение: "Никогда не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже".
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ об интеллигенции и ее роли в развитии общественных отношений, придется признать, что в массе своей она, за редким исключением, конформистская, меняющая убеждения в соответствии с политической конъюнктурой. Вспомним: пели осанну коммунистическим идеалам, получали от властей все мыслимые и немыслимые привилегии, звания, ордена, премии, но рухнул СССР - и она дружно принялась охаивать и проклинать. На памяти и недавнее прошлое. Как тут не вспомнить классика: "Я не верю в нашу интеллигенцию, фальшивую и истеричную. Я верю в отдельных людей, вижу спасение в отдельных личностях". Но ради справедливости надо отметить, что не вся интеллигенция инертна.
Но выступление любого из интеллигенции - глас вопиющего в пустыне. Наша власть на критику не реагирует. Может, и газет не читает. Она всесильна в своей эйфории. Эта эйфория настолько ошеломила нынешних руководителей, что они уже не чувствуют, как из-под собственных ног уходит почва. Опереточно-митинговая атмосфера, гул красноречивых ораторов, за плечами которых не было опыта практических навыков, прошла как сон. А ведь сила тогда реальна, когда сплачивает личности, а не массы, справедливо недовольные многими грехами прежнего и нынешнего режима.
Обманутый, обнищавший народ не получил никаких перспектив на улучшение своей жизни. Законы, призванные защитить его интересы, не работают. Его старается отвлечь телевидение, демонстрируя 200-серийные тупые фильмы и многочисленные телешоу. Искусство общественного "беспокойства" сменилось искусством "рыночного успеха".
Время от времени принимаются какие-то решения. Но все они остаются на бумаге. Остаточный принцип (а остатков сейчас меньше, чем когда-либо) душит культуру, сдерживая развитие народного образования, искусства. Понимаем, страна в глубочайшем экономическом кризисе. Но почему в жертву приносятся культура, народное образование, без которых общество теряет смысл? А между тем культура - это зеркало общественного строя.
В поисках более справедливой оценки труда страну по-прежнему покидают талантливые музыканты, артисты, художники... Продолжается разрушение генофонда нации. Когда-нибудь это закончится?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-01-09 10:14
"Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега". Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.
-
2023-11-29 10:02
Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.
-
2023-09-06 10:39
Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".