"ШУМЛИВОЕ ДИТЯ" АРАМА ХАЧАТУРЯНА
"Наш фильм не представляет биографию Арама Хачатуряна, искать портретное сходство актера с композитором тоже не стоит. Мы создали картину о днях из жизни А. Хачатуряна, когда он писал "Танец с саблями" в тыловом городе Молотове - известной нам Перми. Хачатуряну предстояло сдать балет "Гаяне". Он параллельно работал над Второй симфонией, когда "сверху" пришел приказ написать еще один танец, который бы стал завершающим аккордом к "Гаяне" и отразил мощь противостояния советского народа фашизму. Фильм "Танец с саблями", скорее, биография этого популярнейшего произведения Арама Ильича, а не его личная биография".
ЭТИМ НЕБОЛЬШИМ анонсом известный режиссер и сценарист, обладатель многочисленных кинопремий Юсуп Разыков дал старт премьерному показу своей картины "Танец с саблями" в Ереване, представленной в программе фильмов стран СНГ XVI МКФ "Золотой абрикос". За два дня до показа в столичном кинотеатре "Москва" картина была представлена в Гюмри и тепло принята зрителями.
"Мне сказали, если фильм выдержит критику публики в Гюмри, то в Ереване зрительский суд будет мягче. Я так не думаю, поэтому очень волнуюсь, так как хочу, чтобы наш "Танец с саблями" пришелся по душе и ереванцам", - взволнованно сказал со сцены Красного зала к/т "Москва" режиссер. Публика не осталась равнодушной к экранной истории о небольшом периоде жизни Арама Хачатуряна, когда он, уставший, напряженный и обозленный давлением цензуры на свободу творца, тем не менее создал свой шедевр длительностью 2 минуты 14 секунд.
Как рассказал Юсуп Разыков, замысел фильма об Араме Хачатуряне он вынашивал давно. Интерес к творчеству великого армянского композитора возник у него еще в детстве, когда он засматривался мультфильмами, в которых звучала хачатуряновская музыка, пронизанная, по словам режиссера, невероятной мощью, силой и величием. Была еще одна предпосылка: отчим Разыкова Лев Тватросович Херунцев был армянином, и Юсуп с юных лет окунулся в атмосферу армянства, с богатством и разнообразием традиций, и прочувствовал армянский характер, душу, тоску.
ТОЛЧКОМ к рождению фильма стал конкурс компании "Марс Медиа", возглавляемой продюсером Рубеном Дишдишяном и намеренной снять несколько фильмов о знаменитостях. Юсуп Разыков решил воспользоваться шансом, подал заявку на фильм о двух неделях, проведенных Хачатуряном в г.Молотове, создании балета "Гаяне" и, в частности, "Танца с саблями", сама биография которого заслуживает особого внимания. Как заметил режиссер, это произведение Хачатурян сочинил под давлением властей, никогда особо не любил его, называя "Танец с саблями", как бы между прочим, "мое шумливое дитя". Однако именно оно стало впоследствии одним из известнейших и узнаваемых сочинений композитора, и в США было возведено в ранг хита в 1948 г., спустя 6 лет после написания.
"Я задумал построить конфликт на антиподе того, что чувствует и желает творческая душа композитора, и того, что он в итоге обязан сделать. И даже в условиях сильного давления государства на творчество гений все равно выдает талантливое произведение, - говорит Разыков. - По сути, в центре картины конфликт между тоталитаризмом и свободой, и сегодня присущий многим странам и государственным системам. Но здесь и уникальная история самого "Танца с саблями", написанного всего в течение 8 часов, за 7 дней до премьеры балета "Гаяне". О том, что знаменитая партитура писалась в Молотове/Перми, куда был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова - знаменитая Мариинка, знают лишь специалисты - исследователи творчества Арама Хачатуряна. Широким же массам общественности - кстати, и в Армении, и в России - это не известно и вызывает удивление".
Фильм снимался в два этапа: в России, в частности, в Ярославле и Ярославской области, и в Армении, в Национальном академическом театре оперы и балета им. Ал. Спендиарова в Ереване и в монастыре Хор Вирап. В Перми практически не сохранилось ничего, что позволило бы воспроизвести этот этап жизни композитора, и съемочная группа решила работать в Ярославле. В Ереване съемки проходили прошлой весной, в дни "бархатной революции", и Разыков, по собственному признанию, не верил, что работу удастся довести до конца. Однако слаженная команда, в которую вошли также специалисты из Армении, организовала весь съемочный процесс, и фильм подошел к завершению.
СЪЕМКИ В ХОР ВИРАПЕ были одними из ключевых для сюжетной линии фильма. В своем "Танце с саблями" Юсуп Разыков обращается к теме Геноцида армян. Именно события 1915 г. легли в основу Второй симфонии Арама Хачатуряна, величественной и трагической. Геноцид армян в советские годы долго был запрещенной темой, однако Арам Ильич, побывав в 1939 г. в Армении и услышав рассказы соотечественников - свидетелей Геноцида о резне армянского народа, был глубоко потрясен. Не имея возможности говорить о трагедии армян вслух, он ощутил необходимость излить свое негодование и горечь в музыке. Как говорит Разыков, "Хачатурян нуждался в теме, которая могла бы стать его спутницей на всю жизнь, которой он мог бы отдать свой долг Богу за свое дарование". Погруженный в сочинение о Геноциде, он, естественно, возмутился, когда ему приказали написать танец к завершенному уже и не раз отредактированному также под давлением хореографа Анисиной балету "Гаяне".
В фильме Хачатуряна преследует его муза - старец Каро, ставший собирательным образом переживших Геноцид армян и направляющий его музыкальное перо в верное патриотичное русло.
"Арам Ильич был гением, но в то же время человеком замкнутым. Он редко соглашался на интервью, не любил философствовать, рассуждать на тему идеологии, политики, предпочитал вести беседы о творчестве, дружбе, человеческих ценностях, был открытым в подобных темах. Однако найти в нем конфликт, который, безусловно, не мог не присутствовать в душе гения, жившего в эпоху тоталитаризма, было сложно. Этим конфликтом и был Геноцид, который Хачатурян переживал молча, в глубине души и втайне от родных, - заметил создатель фильма. - "Танец с саблями" также стал протестом Хачатуряна против всего, что творилось вокруг: советского тоталитаризма, войны с фашизмом, непризнания Геноцида армян. В остинатной форме, к которой композитор прибег при написании "Танца с саблями", угадывается стук колес, олицетворяющий очень многое. Именно музыку колес мчащегося поезда и слышит в фильме Хачатурян, благодаря чему за треть суток создает шедевр".
РОЛЬ АРАМА ХАЧАТУРЯНА в фильме "Танец с саблями" исполнил российский актер мастерской Петра Фоменко Амбарцум Кабанян, которого Разыков назвал "невероятно элегантным юношей и невероятно одаренным человеком". Сам актер отметил, что стремился передать через образ энергию Хачатуряна, которую композитор выразил в своей величественной музыке. В картине снялись также Александр Кузнецов (чиновник Пушков), Сергей Юшкевич (либретист Державин), Вероника Кузнецова (Сашенька), Арман Навасардян (Георгий), Вруйр Арутюнян (Каро), Рузанна Месропян (мать Арама) и другие. Арама в детстве сыграл Александр Акобян.
Создатели обещают: фильм "Танец с саблями" выйдет в прокат в России и Армении. Есть также официальное соглашение между компанией "Марс Медиа" и дистрибьюторами Японии о прокате картины в Стране восходящего солнца, где к творчеству Арама Хачатуряна относятся с особым теплом.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-10-11 09:14
В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!
-
2023-08-29 11:06
В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...
-
2023-04-08 11:28
На днях третий межмарзовый конкурс-фестиваль искусств «Арт Сет» подвел итоги. На гала-концерте, устроенном в Доме культуры г.Веди Араратского марза Армении были объявлены победители и состоялась торжественная церемония вручения призов и дипломов.
-
2023-02-22 10:48
Долгая овация, которой два вечера подряд удостаивала видавшая виды миланская театральная публика Милана спектакль "Король на площади" Ереванского Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна - таков первый итог участия нашего театра в Международном фестивале-конкурсе имени Терезы Помодоро.