Последние новости

ОТКРЫЛСЯ МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ им. АНДРАНИКА КОЧАРА

В Ереване открылся Музей фотографии им. Андраника Кочара. Уникальное хранилище, ставшее первым и единственным в своем роде,  расположилось по ул. Авета Аветисяна, 19, в доме потомков именитого фотографа. Открытие музея приурочено к двум знаменательным датам: к 100-летию со дня рождения Андраника Кочара и 180-летию изобретения фотографии. Но что особенно ценно: музей стал прекрасным образцом преемственности поколений и преданного служения отечественному искусству.

"СЕГОДНЯ для нас знаменательный день, с согласия всей семьи в гостиной нашего дома мы открываем Музей фотографии с присвоением ему имени моего отца, талантливого армянского фотохудожника ХХ века Андраника Кочара, - сказал на церемонии открытия художник и фотограф Ваан Кочар. - Музей был мечтой моего отца и в определенном смысле целью его жизни, в течение которой он не только занимался активным творчеством, но и собрал богатейшее фотографическое наследие, имеющее непосредственную связь с историей армянской фотографии. Андранику Кочару удалось создать огромный архив уникальных работ фотографов-армян, живших, творивших и обретших славу в разных странах мира, а также других эксклюзивных материалов. Заметная часть отцовского архива легла в основу первого тома энциклопедического издания "Армянские фотографы", разработанного мной и вышедшего в свет в 2007 г. ".

 В Музее им. Андраника КочараМузей фотографии действительно состоялся благодаря преданности и пониманию всей семьи Кочар. Не секрет, что Ваан Кочар долгие годы вынашивал идею основания в Ереване музея с государственным статусом, в котором можно было бы не только выставлять, но и хранить около 15 тысяч экспонатов - от негативов, позитивов и фотографий-оригиналов крупнейших фотографов-армян мира до книг и фотоаппаратуры. Ваан Кочар, следуя делу, начатому отцом, представлял музей как научный центр, в стенах которого велась бы  исследовательская, издательская работа, систематизировалось и хранилось богатейшее наследие, действовали постоянная экспозиция работ армян-фотографов из разных стран, библиотека и фотолаборатория, выставлялась фотоаппаратура разных исторических периодов, организовывались выставки, научные конференции, где трудился бы пусть небольшой, но профессиональный штат сотрудников, как в серьезных музеях-институтах мира.

Семья Кочар готова была передать огромный фотографический архив государству, лишь бы сохранить его для страны и потомков. Ведь каждый фотоэкспонат не просто красивый образец, способный украсить выставочный стенд, это материал, хранящий в себе нераскрытую, малоизвестную и в то же время большую часть армянской истории.

ОДНАКО МУЗЕЙ под крылом государства так и не появился. Как отмечает Ваан Кочар, единственным человеком, сделавшим все возможное для рождения государственного музея фотографии, был бывший заместитель мэра Еревана Арам Сукиасян, который понял всю серьезность начинания. Однако после политических перемен в стране государство отказалось от многих национально важных проектов, в том числе и от музея фотографии. Но Ваан Кочар не сдавался и решил почтить память отца, отметив вековой юбилей мастера осуществлением его мечты.

 Фотограф Андраник Кочар (фото Ваана Кочара)"Я не раз обращался в государственные структуры с проектом музея, писал письма, в которых в качестве примера приводил основание Картинной галереи Армении в 1921 г., спустя девять месяцев после установления в Армении советской власти. Это был очень трудный период в жизни республики, но большевики специально для этой цели пригласили Рубена Дрампяна, и вскоре в 7 комнатах, с  небольшим штатом сотрудников было положено начало этому прекрасному очагу культуры. Наши предки понимали, что надо собирать по крупице и хранить национальное достояние и наследие для будущих поколений и будущего страны, - рассказал Ваан Кочар. - Возможно, сейчас социально-экономическое состояние Армении намного хуже, чем век назад, я не политик и не берусь судить, но знаю одно: если есть желание и национальное мышление, можно многое сделать. Тем не менее я счастлив, что к 100-летию отца осуществил его мечту хотя бы на уровне экспоцентра".

В Музее фотографии им. Андраника Кочара можно увидеть немало уникальных экспонатов. В дебютную экспозицию Ваан Кочар собрал работы 14 фотографов, установленные в профессиональные музейные рамки со стеклами и развешанные на стенах музейного зала. Здесь и фотографии-оригиналы, и копии, и даже эксклюзивные печати. Каждый из авторов уникален по-своему, поскольку за каждым тянется невероятно интересный шлейф историй. Один из музейных уголков посвящен творчеству братьев Абдуллах - фотографов-армян. С этих фотографов, Вичена, Ованеса и Геворка Абдуллах, в 1858 г. открывших в Турции фотоателье, затем прославившихся на весь мир (о них издан 51 том!) и берет начало история армянской фотографии. В Музее им. Андраника Кочара нашли место не только работы братьев Абдуллах, но и фотопечати их ателье, которые менялись со временем: на каждой новой печати появлялось изображение очередной, полученной братьями-фотографами награды - медали или ордена.

 В Музее им. Андраника КочараВ МУЗЕЕ ФОТОГРАФИИ демонстрируются работы и Антуана Хана Севрюгина (настоящая фамилия Севрюкян) - личного фотографа персидского султана, получившего право снимать не только официальных гостей и важных лиц, но и султанский гарем, удостоившиеся наград международных конкурсов. Среди обладателей высших международных наград и Гегам Тарвердян, чье фотоателье располагалось в Ереване по ул. Астафяна, 11 (ныне ул.Абовяна, вход-арка ресторана "Арарат"). Ему принадлежат характерные социальные фото, снятые в Ереване в начале ХХ века. В 2009 г. Тарвердян удостоился золотой медали в Роттердаме, а через год - золотой медали и Гран-при в Риме. В Музее им. Андраника Кочара выставлены также фотографии руки Паргева Чолакяна, первого фотографа газеты "Советакан Айастан", Григора Тер-Гевондяна, отца известного композитора Анушавана Тер-Гевондяна и автора фотопортретов великих армян - Раффи, Ов.Туманяна, Г.Сундукяна, Г.Агаяна, Сирануйш и других. Интересна и личность бразильского армянина Манука Поладяна, который после выставки в Ереване в 2006 г. подарил свои работы семье Кочар для будущего музея.

 В Музее им. Андраника КочараИз интересных фотографов и Ованес Кюркчян, проживший чуть больше 50 лет и создавший Фонд спасения нации. Все заработанные на фотографиях деньги он пересылал на счет фонда. Он скончался на острове Ява, бывшем тогда колонией Голландии. Известно, что королева Голландии фотографировалась в ателье Кюркчяна, получила от него в дар фотоальбом с черно-белыми авторскими работами, сделанными на Яве, и в ответ вручила ему титул дворцового фотографа Голландии. Кстати, Кюркчян был первым, кто начал снимать историко-архитектурные памятники, а в 1878 г. сделал 42 стереоскопические фотографии храма Ани.

В экспозиции музея нашли свое место также две работы Арто Гавука (Канада) - на одной королева Елизавета, дама со второго портрета неизвестна, Гарри Кундакджяна, заведующего отделом Востока в агентстве "Ассошиэйтед Пресс", нашего современника Ошина Арутюняна. Как отметил Ваан Кочар, будь музей государственным, в нем могла бы вестись  исследовательская работа, могли бы быть выяснены многие факты, как, например, за какую работу Тарвердян получил Гран-при или кто вторая дама на фотографии Арто Гавука?

ОТДЕЛЬНОЕ МЕСТО заняли развешанные в два ряда работы самого юбиляра Андраника Кочара и другого мастера - Юсуфа Карша. Кстати, в честь двух юбилеев - Кочара и изобретения фотографии - Ваан Кочар составил оригинальное слайд-шоу, разместив рядом фотографии-портреты на одну и ту же тему своего отца и Юсуфа Карша. Два артиста, две певицы, художник, писатель и т.д. Руки двух разных фотографов выявили не только их безграничный талант, но и сходство творческого мышления и эстетического уровня.

 В Ереване открылся Музей фотографии им. Андраника Кочара"Поздравляю всех с долгожданным событием, - сказала на открытии Музея фотографии журналист и искусствовед, исследователь фотоискусства, автор книги "Фотоискусство Андраника Кочара" Гаяне Аракелян. - Я 6 лет изучала чудесные представительные работы Андраника Кочара, и все эти годы его творчество заставляло меня жить с чувством гордости и научило любить родину. Андраник Кочар, а затем и его сын Ваан собрали историю армянской фотографии, доказав, что у нас есть не просто национальное фотоискусство, но и его богатая история, которая прославляется в других странах под чужим именем. Открытие музея, конечно, запоздало, и очень хочется, чтобы государство наконец-то и поскорее обратило на него достойное внимание, оценив важность и ценность этого очага культуры".

Добавим, что в честь двух юбилеев Ваан Кочар также издал календари - один с черно-белыми фотопейзажами Андраника Кочара, второй с фотографиями армянских авторов. Календари можно приобрести в книжных магазинах Еревана. А Музей фотографии им.Андраника Кочара действует бесплатно и открыт для посетителей три дня в неделю - в субботу, воскресенье и понедельник, с 10.00 до 17.00. Посетите, не пожалеете.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДЖУТ, МАНДЖУТ И ДРУГИЕ "ДЕТИ" МАНУКА АРУТЮНЯНА
      2020-03-28 16:00
      813

      Небольшая мастерская музыканта, реставратора, создателя и коллекционера старинных инструментов Манука Арутюняна расположена в укромном уголке за ереванским Вернисажем.

    • РИСУЙ, СЛУШАЯ ХАЧАТУРЯНА
      2020-03-27 09:30
      1537

      "Образовывайся, отдыхай и выигрывай!" - эти три слова представляют суть мероприятия, организованного на днях в режиме онлайн Домом-музеем Арама Хачатуряна и нацеленного на привлечение к участию всех желающих без возрастных ограничений. Предложенный широкой публике проект назван "Звуки и краски" и заключается в следующем: дом-музей включает музыку, под звуки которой слушателю предлагается изобразить на бумаге, холсте, картоне, а также любом подручном "полотне" (бруске дерева, керамической таре и т.д.) свое восприятие музыки.

    • КУКОЛЬНИКИ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ
      2020-03-26 09:30
      1541

      21 марта мировая общественность отметила Международный день кукольника - персональный праздник деятелей кукольных театров. Не остались в стороне и армянские кукольники, устроившие феерическое представление в режиме онлайн и познакомившие публику Фейсбука со своими неповторимыми работами.

    • МАСТЕРА ЭСТАМПА БЛАГОДАРЯТ "ДИАЛОГ КУЛЬТУР"
      2020-03-25 09:50
      1842

      Уже 4 месяца, как завершило работу "II Международное биеннале художественной печати, Ереван 2019", однако письма благодарности и положительные отклики продолжают поступать на адрес организаторов этого крупного события в сфере современного искусства эстампа. В организацию "Диалог культур", ставшую у истоков биеннале, пишут как его многочисленные участники из разных стран, так и члены профессионального жюри, продолжая восхищаться проделанной работой.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ АНДРАНИКА КОЧАРА
      2019-12-30 12:00
      4373

      Об Андранике Кочаре можно говорить бесконечно. Особенно если для этого есть повод. А поводов в уходящем году было немало: презентация книги-альбома "Фотоискусство Андраника Кочара", открытие Музея Андраника Кочара на первом этаже его семейного дома в Ереване, посвященная Кочару выставка современных художников, на днях распахнувшая двери в Музее-мастерской Джотто, и другие. Все это - посвящения 100-летию со дня рождения этого выдающегося фотографа.

    • "КУНСТКАМЕРА" ДИЛИЖАНЦА АШОТА
      2019-12-24 12:02
      3496

      Жителя Дилижана Ашота Бабаяна знают не только в родном городе, но также во всех уголках Армении и далеко за ее пределами. Уже много лет он занят самобытным творчеством, плоды которого разместились сегодня вокруг его дома, превращенного в уникальный центр прикладного искусства. Home Museum - эту надпись, вырезанную на бруске дерева с указанием адреса - Мясникяна, 26 - знают сегодня во многих странах мира.

    • В музее Сардарапата - новый директор
      2019-11-16 14:23
      817

      Карен Пахлеванян назначен директором ГНКО "Мемориальный комплекс героической битвы за Сардарапат Национального музея армянской этнографии и истории освободительной борьбы". 

    • ЗООПАРКУ НУЖЕН МУЗЕЙ
      2019-10-29 12:04
      1245

      Левон Акопян - один из старейших работников Ереванского зоопарка, проработал там более 50 лет. Но с назначением нового директора  зоопарка в 2011 г. Рубена Хачатряна  был уволен. Хачатрян  пообещал провести реформы, но, как оказалось, все свелось к разгрому профессиональных кадров. Он, фактически перечеркнув 70-летнюю историю зоопарка, начал чистку в отношении старых работников, не примкнувших к стану "своих".