Последние новости

"Я ОТВЕЧАЮ ЗА ВСЕ!"

Эпоха  уходит, уводя с собой тех, кто ее делал… Или это они уходят, уводя с собой свое время - время больших людей больших деяний? Армянская культура скорбит по Ерванду КАЗАНЧЯНУ…          

РЕЖИССЕР, художественный руководитель Государственного театра музыкальной комедии им. Пароняна,  долгие годы - председатель Союза театральных деятелей, профессор, народный артист, лауреат Государственной премии и премии президента Армении, почетный гражданин Еревана, кавалер ордена Армянской Апостольской церкви "Сурб Саак-Сурб Месроп" и медали 1-й степени "За заслуги перед Отечеством" Республики Армения Ерванд Казанчян…

Хачатурыч…

В наше время размытых критериев и дутых имиджей он был и остался человеком- эпохой - тем, кто был со своим народом там, где народ был к великим горестям и великим взлетам. Тем, кто пропустил сквозь себя и то, и другое, чтобы стать воплощением времени и судьбы, стать лидером, а потом и патриархом.

Сын выживших в крестной муке 1915-го. Сын репатриантов, которых поманила Родина - и обошлась жестоко. Сын ссыльного отца, девятилетним мальчиком пошедший в подмастерье к портному - потому что мать и бабушка лишились кормильца. Время, лишившее мальчика отца и детства, научило его отвечать не только за родных и близких. Оно привило позицию "я отвечаю за все!"  и научило мечтать о том, что дает возможность не сойти с ума от жизни. А это путь в искусство.

ОН САМ СЕБЯ СДЕЛАЛ - его память на каких-то второстепенных персонажей Достоевского и Салтыкова-Щедрина поражала. Имя своего мастера в Театральном институте  Вардана Аджемяна он произносил с благоговением - даже тогда, когда сам уже стал живой легендой. По окончании института его, как и его однокурсников - Галю Новенц, Армена Джигарханяна, Гужа Манукяна - захватил дух времени, и всем - теперь уже легендарным аджемяновским - курсом они уехали в Капан - создавать театр. Потом были стажировка в Петербурге и уроки мастерства у великого Товстоногова, и спектакль "Идиот" на сцене Национального театра, вписанный золотыми буквами в историю национального театра. А дальше понеслось - Ленинаканский драматический театр и Национальный театр им. Сундукяна, театр им. Капланяна и ереванский ТЮЗ. С 1993 года -  Государственный театр музыкальной комедии.

"История одного города", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", "Ради чести", "Кум Моргана", "Мамаша Кураж" Брехта, "Страна Наири", "Лисистрата", "Восточный дантист"... Спектакли, в разное время и на разных сценах становящиеся событиями нашей театральной жизни. Но не это даже, оказалось, главное.

Что сделало Ерванда Казанчяна не просто знаменитым режиссером, но истинным деятелем культуры, лидером театрального дела страны, патриархом?

Фантастическое обаяние, как принято сейчас говорить, харизма, противится которой было не выше, но вне человеческих сил? Бесспорно, для артиста это так важно… Потрясающее, а порой и убийственное чувство юмора и иронический взгляд на жизнь, помогающие пережить не только многочисленные театральные интриги, но и то, что пережить - тоже не выше, а вне человеческих сил?  Великий ораторский талант, способность зажечь словом и повести за собой? Талейрановский талант дипломата, умение гасить любой конфликт? В театральных кругах шутили - если бы Хачатурыча сделали министром иностранных дел, турки сами бы отдали наши земли…

ВСЕ ЭТО и еще многое другое, что в конечном итоге называется "калибр, масштаб личности", замешанные на абсолютной вере в вечные, имманентные законы человеческого бытия. Эти законы Ерванд Казанчян транслировал всю жизнь.  Его реакцией на неблаговидный поступок всегда было - "Кто был его дед, его отец?"... Посреди самых кровавых театральных междоусобиц, Хачатурович пусках коронную фразу, ставшею скрижалями - "Вы что думаете, что завтра окажетесь на луне? Нет, завтра мы все проснемся в этом городе, и нам придется смотреть друг другу в глаза".

На всех праздниках, юбилеях и вечерах памяти ответ на вопрос "кто будет выступать?" был известен заранее - Хачатурыч.  И дело было не только в его таланте ритора. Он знал всех и вся, всех людей культуры - не понаслышке.  Он делил с ними радость рождения детей и скорбь по уходу близких. Он помогал, если понадобится, всем, чем мог -  поддерживал материально, ходил "в инстанции", "торговал лицом" - кому-то что-то устраивал, для кого-то что-то выбивал. Он  окружал актерскую старость сыновней заботой. Был потрясающим дедом и прадедом, и это удивительно трепетное отношение к молодости ощущали на себе не только юные Казанчяны.

"Я отвечаю за все!"… Ком подступал к горлу, когда  даже недавно, с адски болящей спиной, он наклонялся и в театре  - проводил рукой по плинтусу. И не приведи Господь, если обнаруживал пылинку! Тогда включался Зевс-громовержец - а он умел быть не только милым. Театр был его домом, его прибежищем, его державой. И в державе, которой руководил Ерванд Казанчян, все обязано было работать безукоризненно. Опоздание на репетицию, невыученный текст и прочее, и прочее - каралось усекновением главы.  Небрежение к театру-дому и театру вообще он не просто не терпел - он его не постигал.

4 ИЮЛЯ  в театре им. Пароняна была очередная премьера.  Смертельно больной, после мучительных процедур - Ерванд Казанчян вышел на сцену. Потому что в его доме - праздник. Он не может не поприветствовать   молодую команду артистов, не  сказать   слова напутствия, у которых всегда  один знаменитый подтекст  - "Любите ли вы театр так, как люблю его я? Любите театр!" Он вышел - он должен… Уходит поколение. Не режиссеров - художественных руководителей, лидеров, для которых театр - дом, а "Я отвечаю за все!" - жизненное кредо…

Звонки, звонки, звонки… И с недоверием - "Это правда, насчет Хачатурыча?". И с болью - " Как жаль! Тысячу раз жаль!"…

Армянская культура скорбит по Ерванду Казанчяну!    

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ARMMONO – ВРЕМЕННО ВИРТУАЛЬНЫЙ
      2020-04-03 10:34
      1079

           По сложившейся традиции, ARMMONO - первая ласточка наших международных театральных фестивалей.  На протяжении многих лет он ярким и многоцветным  фейерверком открывал фестивальный сезон, каждый раз заставляя удивляться тому, сколь разнообразен может быть моножанр. В сложившейся ситуации ARMMONO, естественно, пришлось отложить. Но его директор Марианна МХИТАРЯН  считает, что не выйти  на театральные площадки  не значит уйти со сцены и что карантинные инновации еще послужат театральному преображению.

    • «АРТАВАЗД»-20 VS COVID-19
      2020-03-30 10:52
      1908

      Этот Международный день театра его деятели запомнят навсегда. Хотя, всем вирусам назло, театральные деятели поздравляли друг друга с утроенным энтузиазмом. Естественно, во всех теплится надежда, что нынешняя осень будет до отказа насыщенна культурными событиями и не в виртуальном режиме. Хотя наученные горьким опытом, эту надежду высказывают крайне робко. 

    • КОГДА МЫ – НЕ СЕРВАНТЕСЫ
      2020-03-27 09:12
      2573

      Находясь в самоизоляции, или даже в вынужденной изоляции, именуемой тюремным заключением, можно написать “Дон Кихота” и внести огромный вклад в гуманизацию человечества. Для этого нужна сущая мелочь – надо родиться Сервантесом. Это удел немногих. А что в такой ситуации делать остальным?

    • ДОБРОЕ СЛОВО + "ПИСТОЛЕТ"
      2020-03-26 09:47
      3377

      Нам нужно было заполучить 250 зараженных короновирусом, чтобы понять необходимость жестких мер. Между тем, если следить за мировыми сводками, меры принимаются уже жесточайшие. Штраф в 3 тысячи евро во Франции выглядит сущей безделицей по сравнению с тюремными сроками от 7 до 15 лет за нарушение карантина в странах Латинской Америки.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗАТЯНУВШИЙСЯ АНТРАКТ
      2020-04-01 09:42
      4212

      Первого апреля Хорену АБРАМЯНУ исполнилось бы 90 лет …Заполнив своей мощной фигурой раму распахнутой двери, Хорен  Абрамян  оглядывает  собравшихся. Под четкими линиями бровей темные  зрачки. Они окаймлены снизу двумя полукружиями необыкновенно светлых,  даже светящихся  белков, и это придает  взгляду  удивительную силу и красоту. Перед ним толпа расступается, но кажется, что это он, как ледокол, идет сквозь неё. 

    • ПРОЩАЙ, АРИАНА, МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ!
      2020-03-31 16:24
      1693

      Ушла из жизни супруга Левона Ароняна С утра шахматный мир и Армению потрясло печальное известие. Гроссмейстер Левон Аронян на своей странице в Twitter сообщил о смерти своей жены Арианы Каоили. "У меня нет слов, чтобы выразить всю свою скорбь в связи со смертью моей жены Арианы. Она была умным, трудолюбивым и радостным человеком, который жил прекрасной жизнью. Я люблю тебя дорогая, спи спокойно", - написал Левон.

    • ВРАЧУЮЩИЙ ПОЭТ НАРЕК КАРАПЕТЯН
      2020-03-31 11:08
      2344

      История мировой литературы знает немало имен писателей, чьей изначальной профессией была медицина: Франсуа Рабле, Фридрих Шиллер, Артур Конан Дойл, Сомерсет Моэм, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Василий Аксенов, Рубен Севак, Зорий Балаян и многие другие. На днях мне довелось побеседовать с соотечественником из Москвы, кто,  излечивая людские тела, однажды задумался и о врачевании душ. Знакомьтесь: Нарек Григорьевич Карапетян, книга-брошюра стихов «Эскизы ностальгии» которого вышла недавно в издательстве «Гитутюн» НАН РА.

    • ТЕАТРЫ - КАРАНТИННЫЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕЛ В ИНТЕРНЕТ
      2020-03-23 11:16
      2311

      "Социальная ответственность" - словосочетание, которое в эти дни и по всему миру произносится столь же часто, как слово "коронавирус", то есть очевидно занимает лидирующее место в топе. Другое дело, что, несмотря ни на что, не каждый осознает его важность. Руководители армянских театров к этой несознательной части населения никак не относятся. Причем решения принимают сами, руководствуясь не директивами сверху, а именно социальной ответственностью.