Последние новости

"КАПИТАЛИЗАЦИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ" - РИМЕЙК

О том, что теперь уже бывший глава МВД Осипян назначен главным советником премьер-министра Пашиняна, было официально объявлено. По поводу того, что нынешнего премьера также консультирует, по крайней мере в вопросах культурной политики, бывший премьер Карен Карапетян, разговора не было. Зато есть ощущение, что призрак Карапетяна является Пашиняну, как Гамлету, убеждая, что культура должна стать самоокупаемой, и находя в консультируемой душе благодарный отклик. Видно, так уж она устроена - премьер-душа.

В РЕЛИЗЕ, ПОМЕЩЕННОМ на официальном сайте варчапета и посвященном обсуждению вопроса строительства культурного центра-музея Гранта Матевосяна, сказано следующее: "Никол Пашинян коснулся стратегии правительства по повышению эффективности деятельности культурных учреждений и отметил, что в программу мероприятий деятельности культурных организаций в качестве важного компонента должна быть включена также оценка увеличения собственных доходов и привлечения инвестиций".

Свежо! А главное, ново! Знаете, как это называется? Это называется дежавю! И рука сжимается в кулак, и хочется побольнее стенку прибить. Потому что, если отставить в сторону изысканную стилистическую форму или приписать ее трудностям перевода - ведь "мероприятия деятельности культурных учреждений" и "компонент оценки увеличения доходов" звучат слишком сложно для среднего культурного ума, - в сухой остаток выпадет то, что три-четыре года назад обозначалось одним словом. И слово это - "капитализация".

Слово это транслировалось на уровне правительства и Министерства культуры с упорством отбойного молотка, и с таким же упорством предавалось анафеме арт-деятелями. Под эту сурдинку очагам культуры предлагалось играть по 500 спектаклей и концертов в год - арбайтен, товарищи. Под эту "песню о главном" продажа в академических культурных учреждениях попкорна и кока-колы ставилась во главу угла, едва ли не к каждому арт-учреждению норовили присовокупить ресторан или по крайней мере кафе, в театре для детей был рекомендован к показу практически стриптиз и прочее, и прочее. На открытый вопрос, нужно ли пропагандировать не просто неталантливое, но глупое, бездарное и безвкусное, министр культуры также открыто отвечал: "Да, главное - самим зарабатывать деньги!"

Эта стратегия выбрасывания культуры то ли на мусорную свалку, то ли на панель была дружно объявлена порочной не только арт-деятелями. Она была признана порочной новой, и не только, культурной властью. Сколько прекрасных слов было сказано о высоком искусстве, о разумном, добром, вечном, которому прежний режим наступал на горло и которое вот сейчас-то и зацветет буйным цветом! Какие перспективы единения образования и культуры, которые приведут к новой эпохе Просвещения рисовались! В итоге песня о культуре и просвещении опять оказалась песней о главном - песней о бабках. О том, что есть вещи не сиюминутные, такие тонкие материи, которые нынче принято называть скрепами и ценность которых исчисляется не только в денежных купюрах, нынешнее правительство забыло так же легко, как и предыдущее. Если оно вообще об этом знало.

И НЕ ВАЖНО, что было раньше яйцо или курица? Скорее всего, они были одновременно. В смысле сам ли Пашинян дошел до светлой мысли о новом витке капитализации - в его исполнении "об увеличении собственных доходов и привлечении инвестиций" - или Министерства финансов и культуры, взявшись за руки, посоветовали, не так уж важно. Так или иначе, практика показывает, что нынешние стратегии в культуре - апология Карена Карапетяна. "Не отдадим ни пяди государственной купюры эфемерной культуре". В конечном итоге премьер-министр подвел итог тому, что в течение года происходило в культуре, ввергая в новую волну уныния ее деятелей.

"Мы уже устали повторять, что, по крайней мере на уровне культурной политики, это правительство - просто преемник доктрины Карена Карапетяна. Все эти оптимизации, сокращения, казначейство и прочее - все то, против чего воевали с прежним правительством, мы сегодня снова заимели в полном объеме. Эти представления о культуре, корни которой уходят в кафе Глендейла и закусочные Краснодара, если они могут себя окупать, почему не могут культурные учреждения? Только новое правительство все это проделывает еще грубее и безграмотнее.

И вообще создавать стратегии лучше на апробированных механизмах, а рассуждать - на конкретных примерах. Пусть премьер приведет хоть один пример, я имею в виду мировой опыт. Что, наш театр оперы просит деньги у государства, а "Ла Скала" работает на собственные доходы? Все это бред и абсурд", - прокомментировал "стратегию" руководитель Театра кукол Рубен Бабаян.

О том, что искусство, особенно высокое, себя содержать не может и что его существованию обязано способствовать государство, если только оно считает себя приобщенным к цивилизации, уже говорено-переговорено миллион раз. И примерно столько же раз говорено-переговорено о том, что государство может частично сбросить с себя культурное ярмо. Тем более что и деятели культуры и рады бы освободиться от государственного крепостного права и искать альтернативные источники финансирования, то есть инвесторов, которых помянул премьер. Только вот для того, чтобы таковые сыскались - не как частный случай, а как реальная составляющая развития культурной жизни, необходимо создание серьезных и продуманных правовых актов. Необходимы серьезные коррективы налоговой системы и все остальное, что давно и благополучно существует в том мире, на который мы так любим кивать.

ПРИНЯТИЕ ПОДОБНЫХ законов, ну хотя бы направление в эту сторону вектора культурной политики - пожалуй, самая злободневная, актуальная, животрепещущая необходимость. Только вот вослед своим предшественникам новое правительство ни о чем подобном слышать не хочет. Даже обещание внести поправки в Закон о госзакупках, вырванное деятелями культуры у власти в ответ на поднявшуюся весной волну возмущения, все еще остается обещанием.

Знаменитая антиутопия Джорджа Оруэлла называется "1984". Знаменитая утопия Никола Пашиняна называется "2050". В этом грандиозном опусе панорамы светлого будущего, как мы помним, о культуре не было сказано ни слова. Видимо, есть надежда, что к тому времени она благополучно умрет, скончается, отдаст богу душу, почит в бозе - синонимы можно множить. Коль скоро над ней опять начали развеваться знамена капитализации, к тому же без перспектив создания базы для таковой, ничего другого культуре и не остается. Такая пролонгированная зачистка...

Основная тема:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРИХЛОПНУТЬ ВСЕ, ВКЛЮЧАЯ АКАДЕМИЮ!
      2019-12-14 16:00
      246

      Уж полночь близится, а Германа все нет… В смысле - все нет той самой внятной культурной политики, про которую за последние полтора года было так много наобещано. Между тем проблемам культуры, как оказалось, свойственна спиралевидность - они то размазываются в потоке жизни, то концентрируются в одной точке, настоятельно требуя решения. Сейчас как раз время такой "точки": или принимаем меры, или накрываемся хризантемой.

    • УЖЕЛЬ ТОТ САМЫЙ ОНЕГИН?
      2019-12-10 12:55
      1407

      Ужель та самая Татьяна? Ужель тот самый Евгений? Самые что ни на есть те самые! В афише Ереванского русского драматического театра им. Станиславского появилось новое название – "Онегин", спектакль, в котором "русская классика" и молодежный спектакль залиты в один флакон, спектакль, который стал в какой-то мере переломным для театра и уж точно – для его постановщика Норы ГРИГОРЯН.

    • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
      2019-12-09 11:37
      1236

      Человек литературы, депутат НС не одного созыва от АРФ "Дашнакцутюн", инициатор принятия не одного закона в сфере культуры, ныне член Верховного органа АРФД Лилит ГАЛСТЯН недавно стала инициатором форума "Государственность и система ценностей",  собравшего многих представителей академических, университетских и творческих кругов. Главной целью форума было объявлено создание платформы, которая объединит интеллектуальное  сопротивление.  Сопротивление крестовому походу власти на базовые национальные ценности. А значит, на армянскую государственность, как считает Лилит Галстян и ее единомышленники.                        

    • ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО "АНТИСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
      2019-11-26 14:13
      2406

      Совсем недавно Союз директоров театров, родившийся из обычного собрания, призванного противостоять активно мешающим работать непродуманным законам и правительственным решениям, стал официальной общественной организацией. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРИХЛОПНУТЬ ВСЕ, ВКЛЮЧАЯ АКАДЕМИЮ!
      2019-12-14 16:00
      246

      Уж полночь близится, а Германа все нет… В смысле - все нет той самой внятной культурной политики, про которую за последние полтора года было так много наобещано. Между тем проблемам культуры, как оказалось, свойственна спиралевидность - они то размазываются в потоке жизни, то концентрируются в одной точке, настоятельно требуя решения. Сейчас как раз время такой "точки": или принимаем меры, или накрываемся хризантемой.

    • С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
      2019-12-09 11:37
      1236

      Человек литературы, депутат НС не одного созыва от АРФ "Дашнакцутюн", инициатор принятия не одного закона в сфере культуры, ныне член Верховного органа АРФД Лилит ГАЛСТЯН недавно стала инициатором форума "Государственность и система ценностей",  собравшего многих представителей академических, университетских и творческих кругов. Главной целью форума было объявлено создание платформы, которая объединит интеллектуальное  сопротивление.  Сопротивление крестовому походу власти на базовые национальные ценности. А значит, на армянскую государственность, как считает Лилит Галстян и ее единомышленники.                        

    • ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО "АНТИСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ"
      2019-11-26 14:13
      2406

      Совсем недавно Союз директоров театров, родившийся из обычного собрания, призванного противостоять активно мешающим работать непродуманным законам и правительственным решениям, стал официальной общественной организацией. 

    • ГРАФИНЯ КАЗАРНОВСКАЯ И НАША "ОБОЧИНА"
      2019-11-20 13:23
      2208

      В многообразной программе  прошедшей в начале месяца XIII ассамблеи "Русского мира"  ее гостям был показан спектакль "Пушкиниана. Любовь и карты"  Ярославского Государственного академического театра им. Ф. Волкова - дивное зрелище с участием оперной дивы.  Он стал не просто подарком для тех, кто любит театр, - он навел на многие мысли, местами невеселые.