Последние новости

«ВОЗДУШНЫЙ» HIHGFEST – ОБОРОНА КУЛЬТУРЫ

«To BE! That's not a question!» - «Быть! Здесь нет вопроса!” - это не только ответ многим интересующимся, на какие сроки переносится, если не вообще отменяется главный международный театральный форум страны. Это еще и слоган XVIII Международного фестиваля исполнительских искусств HighFest, который состоится в свои традиционный сроки, несмотря на эпидемию и все сопутствующие обстоятельства. Уже сейчас президент фестиваля Артур Гукасян нашел все ответы на действительно актуальный вопрос – «В каком формате High Fest-у – быть!»

В ПРОШЛОМ ГОДУ HIGHFEST ВОШЕЛ В ТОП ЛУЧШИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ АРТ-ФОРУМОВ – «значится в списках» стремились 715 международных фестивалей, а выбор производила авторитетнейшая Европейская Фестивальная Ассоциация. Положение обязывает! Для настоящих профессионалов, коим является Артур Гукасян, владение и умение применить инструментарий, обеспечивающий присутствие культуры и искусства при любой погоде – образ жизни. Наверное, так же, как и глубокое осознание того, что тезис «при эпидемии, политическом, экономическом и всех прочих кризисах музы молчат» - глубоко порочный. Ведь именно искусству, которое придумано для того, чтобы не сойти с ума от действительности, необходимо и еще предстоит выводить нас из того мало внятного психологического состояния, в котором мы всем миром оказались. И значит - «To BE! That's not a question!», а формы этого «To BE!» - это уже вопрос решаемый.

Итак, концепция, слоган и программа придуманы и утверждены. High Fest по традиции состоится в первую неделю октября. «Я очень надеюсь, что к тому времени нынешняя, крайне напряженная ситуация с эпидемией, этот пик, пойдет на спад. Но даже мой непробиваемый оптимизм не позволяет мне надеяться, что к тому времени жизнь войдет в нормальную колею, так что программу фестиваля мы составили, исходя из карантинного этикета. High Fest будет представлять спектакли только на открытом воздухе. Естественно, мы будем следить за строжайшим исполнением всех "антикоронных" предписаний. Маски, алкогели, социальная дистанция – будем чертить квадратики, куда должен становиться зритель. Но даже в этих условиях High Fest обещает всем своим поклонникам много ярких минут и приятных сюрпризов», - говорит Артур Гукасян.

ФЕСТИВАЛЬ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ. КОНЕЧНО, МОЖНО БЫЛО БЫ СКАЗАТЬ, что велосипеда он не изобрел – так или иначе любым культурным мероприятиям в стране, если только они есть, предписан этот режим. Не совсем так. HighFest готовил свои сани задолго до нынешнего «холодного лета» - ведь именно этот фестиваль почти 20 лет назад начал привозить в Армению спектакли «open space» и стал пионером произрастания этой культуры на отечественной почве. Формат прижился – сегодня есть труппы, на нем специализирующиеся. Ведь одно дело объявить – «Все на воздух!», и совсем другое – иметь готовую продукцию, которую не надо подгонять, а потом требовать снисходительности за эту самую подгонку. Это, так сказать, о плодах просвещения…

«High Fest приходит к вам!» - это еще один слоган нынешнего фестиваля, который поступает мудро, собравшись ходить в гости по утрам, днем и вечером. «Мы будем показывать спектакли на различных территориях, выбранных практически во всех административных округах Еревана и не только Еревана. В том же формате спектакли будут демонстрироваться в Гюмри, Ванадзоре, других региональных городах Армении. Так что, очень может быть, нам даже удастся в этих условиях расширить свою аудиторию. А поскольку фестиваль проходит при финансовой поддержке Министерства НОКС, у нас появилась возможность показывать спектакли на открытом воздухе со спецэффектами. Мы арендуем технику, и экраном для огромных проекций того, что происходит на «сценах», будут служить стены домов», - говорит директор фестиваля.

Децентрализация культуры – еще одна задача, в копилку которой HighFest намерился внести свою копейку. Приобщить в это нелегкое время к фестивальной жизни регионы – святое дело. И если все пройдет как надо, дальше святое дело скорее всего перерастет в святую обязанность.

Ко-проекты, традиционно присутствующие в программе High Fest-а в нынешнем году ушли в лайф-стрим формат. Совместно с коллегами, другими именитыми международными фестивалями, такими, как бразильский MitSP, испанский Almagro, португальский FITEI и т. п., High Fest организует синхронные во всех странах-участницах он-лайн показы спектаклей, которые в разные годы становились главными фишками ереванского театрального форума, его честью и заслугой перед отечеством и театральным миром. Причем, речь идет в том числе и об армянских спектаклях, перед которыми открывается широкая международная перспектива.

А еще он-лайн платформа HighFest-а станет площадкой для проведения большого во всех смыслах обсуждения «Современный театр перед лицом новых вызовов». Свое согласие на участие в дискуссии уже дали арт-директор международного фестиваля NET, главный редактор журнала «ТЕАТР» и главный театральный критик России Марина Давыдова, директор фестиваля «Манчестер» Джон МакГраф, культовый театральный режиссер современности Томас Остермайер, многие его коллеги со всего мира. Как театру справиться с вызовами времени – вопрос не праздный, и он волнует всех. Всех, кто понимает, что времен без культуры не бывает и что именно культуре предстоит выводить человечество из того черного квадрата, в котором оно оказалось. И за то, что у деятелей армянской культуры появится возможность принять участие в такой масштабной дискуссии, узнать мнение мировых первачей и постараться хоть что-то примерить к нашей действительности, High Fest-у и Артуру Гукасяну отдельное спасибо.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АРМЕНИЯ СПОСОБНА СТАТЬ АРТ-ЛИДЕРОМ РЕГИОНА"
      2021-07-27 13:20
      825

      - Большое, все в граффити здание, именуемое art-factory, появилось на выезде из Еревана по аштаракской трассе совсем недавно, но уже снискало популярность среди тех, кто интересуется искусством вообще и современным искусством в частности. Это штаб-квартира Yerevan Biennial Art Foundation - фонда, ставящего перед собой и армянским искусством весьма амбициозные задачи. Его директор Нане ЕГИКЯН уверена, что задачи эти выполнимы, поскольку у армянской культуры огромный потенциал. Что ж, ей, внучке культового архитектора Рафо Исраеляна, проучившейся и проработавшей в США многие годы, виднее.

    • АНАТОМИЯ РАЗВАЛА
      2021-07-21 14:32
      3564

      Напряжение вокруг темы оптимизации двух столичных театров нарастает. Благодушный настрой Государственного музыкального камерного театра - "министерство поймет всю абсурдность своего предложения и отзовет его" - сменился пониманием, что оптимизму здесь не место. И театр созвал пресс-конференцию.

    • "ПЯТНА КРОВИ НА РУКАХ МАКБЕТОВ СМЫТЬ НЕЛЬЗЯ"
      2021-07-20 10:23
      3375

      Широкая публика знает его больше как ведущего телепередачи "Не ждали", чем замечательного театрального режиссера. Совсем недавно со студентами своего курса ГИТиКа Сурен ШАХВЕРДЯН сделал удивительный, полный воспоминаний и предчувствий спектакль по пьесе А. Чехова "Три сестры" - наверное, самой знаменитой пьесе о неслучившейся жизни... Теперь он мечтает поставить шекспировского "Макбета" - пьесу, о властителях с кровавыми руками, которая, по мнению режиссера, стала для нас необычайно актуальна.

    • "ПРОГЛОТИТЬ НАС ЛЕГКО НЕ ПОЛУЧИТСЯ!"
      2021-07-14 13:10
      3470

      Новость о том, что Государственный музыкальный камерный театр присоединяют к Государственному театру музыкальной комедии им. А. Пароняна грянула, как гром среди и без того неясного неба. Кто-то увидел в ней воскрешение возникшей два года назад концепции тотальной оптимизации и ликвидации культуры. Кто-то считает, что начинается новый этап прихватизации, а здание именно этого театра - кусок более чем лакомый.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АНАТОМИЯ РАЗВАЛА
      2021-07-21 14:32
      3564

      Напряжение вокруг темы оптимизации двух столичных театров нарастает. Благодушный настрой Государственного музыкального камерного театра - "министерство поймет всю абсурдность своего предложения и отзовет его" - сменился пониманием, что оптимизму здесь не место. И театр созвал пресс-конференцию.

    • "ПЯТНА КРОВИ НА РУКАХ МАКБЕТОВ СМЫТЬ НЕЛЬЗЯ"
      2021-07-20 10:23
      3375

      Широкая публика знает его больше как ведущего телепередачи "Не ждали", чем замечательного театрального режиссера. Совсем недавно со студентами своего курса ГИТиКа Сурен ШАХВЕРДЯН сделал удивительный, полный воспоминаний и предчувствий спектакль по пьесе А. Чехова "Три сестры" - наверное, самой знаменитой пьесе о неслучившейся жизни... Теперь он мечтает поставить шекспировского "Макбета" - пьесу, о властителях с кровавыми руками, которая, по мнению режиссера, стала для нас необычайно актуальна.

    • "ПРОГЛОТИТЬ НАС ЛЕГКО НЕ ПОЛУЧИТСЯ!"
      2021-07-14 13:10
      3470

      Новость о том, что Государственный музыкальный камерный театр присоединяют к Государственному театру музыкальной комедии им. А. Пароняна грянула, как гром среди и без того неясного неба. Кто-то увидел в ней воскрешение возникшей два года назад концепции тотальной оптимизации и ликвидации культуры. Кто-то считает, что начинается новый этап прихватизации, а здание именно этого театра - кусок более чем лакомый.

    • "КОРАБЛЬ ДУРАКОВ" - НОВЫЙ РЕЙД
      2021-07-08 09:56
      2927

      "Корабль дураков" - гениальное полотно-метафора великого и ужасного Иеронима Босха. На этом корабле расположились плоские, грубые и уродливые персонажи, напоминающие гротескные маски. Они кривляются, кричат, горланят какую-то песню под бренчание лютни, буйствуют, каждую секунду рискуют перевернуть утлое судно. Один из них, вооружившись то ли ножом, то ли коротким мечом, с отчаянной смелостью лезет на самый верх мачты за вожделенной добычей - привязанной там жареной курицей. Естественно, пища духовная пассажиров корабля не интересует и интересовать не может...