Последние новости

ТЕПЛО ЛИРИЧЕСКОЙ СТРОКИ

Известный прозаик, поэт, драматург, фотохудожник, редактор, издатель, член Союза российских писателей Левон Осепян давно снискал любовь широкого круга читателей. Живя и работая в Москве уже несколько десятилетий , он сумев вызвать горячий интерес тех, кому дорога история Армении, ее судьба, ее люди.

ЛЕВОН УЛЫБЧИВ И ОТКРЫТ И, НЕСМОТРЯ НА БЕСПРЕРЫВНУЮ ЗАНЯТОСТЬ, спокоен и умиротворен, поскольку давно создал для себя свой собственный мир. Неутолимый интерес к динамичному и сложному миру человеческой души, человеческих взаимоотношений является, пожалуй, главным стержнем творчества писателя, автора нескольких книг рассказов, эссе, поэтических сборников. Каждый его рассказ, миниатюра, фотография рождены под знаком определенного настроения, активного переживания, свойственного истинному патриоту, так что в конечном счете их героем и "объектом наблюдения" для Осепяна неизменно служит человек, даже если он остается за кадром. Однако при всей многоцветности авторской палитры рассказы Осепяна не калейдоскоп психологических переливов: они обладают глубокой, затаенной родственной связью: во всех них живет прочное, любовное чувство писателя к человеку, доверие к нему, восхищение его мужеством, духовной красотой.

Искренность, честность важны и в литературе, и в жизни. Осепяну удалось совместить в своем творчестве позицию гражданина, энергию труженика и вдохновение художника. Не очень модный сегодня покрой его прозы, порой намеренно обывательский, но тёплый тон, исповедальность убеждают в правильности лично для него выбранного пути. С середины 90-х годов жизнь его проходила между Рязанью, где он издавал с 1996 года свой журнал "Меценат и мир", и Москвой, но ощущение такое, будто он постоянно живет в Ереване, потому что все, что он делает, связано с Арменией, ее историей, сегодняшним днем.

Осепян – яркое свидетельство того, что чувство ответственности за то, что происходит на исторической родине, у армян никогда не исчезнет. Это чувство заставляет каждого, ощущающего себя армянином, делать все возможное для возрождения своей родины.По прочтении книги "Телефонный звонок" и других сборников рассказов Левона Осепяна, создается впечатление , что они написаны на одном дыхании, представляют собой форму исповеди, вернее, откровения, отчета перед читателями и перед собой в том, что увидел и пережил , о чем передумал.

В книгу "Телефонный звонок" вошло множество рассказов , лирических и философских новелл , грустных и веселых зарисовок о людях , о времени. И тем не менее, они воспринимаются как нечто целое. Все вещи разные и по настроению , и по теме , по материалу , связаны не просто авторской позицией , отношением к написанному . Присутствие автора незримо чувствуется в каждой строчке .

В ЧЁМ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА ЛЕВОНА ОСЕПЯНА? Он ищет необычное в обычном, романтическое - в каждодневном, поэзию - в прозе . Проницательность, острота взгляда сказываются в самых ,казалось бы, немногословных его описаниях . Он смотрит на мир так пристально , будто в каждом камне на дороге, в каждом дереве, что встречается на его пути , заключена главная прелесть жизни . А между тем позиция автора отнюдь не созерцательна: он рассказывает о том , что близко его сердцу, и говорит всегда своим голосом , который ни с другим не спутаешь.

Вещи, предметы у Осепяна одушевлены , но эта одушевлённость воспринимается не как нечто искусственное , надуманное, а как своеобразие его стиля, как необходимый элемент для философских обобщений. Искренним чувством , живой красотой , сообщающей его образам одухотворенность и поэтичность , проникнуты зарисовки и рассказы "Посещение земли", "Кружка пива", "Кража", "Велосипедист", "Телефонный звонок", "Песнь Комитаса", "Эриванское шоссе", "Старик" и другие. Многие из них надолго остаются в памяти , в них есть то самое откровение , которое позволяет называть прозу Осепяна лирической .

Литературная манера Левона Оганесовича подкупает удивительной простотой . Он пишет естественно, нередко с юмором , но никогда не поддается соблазну упростить сложное. Казалось бы , ничего особенного не происходит в его рассказах. Но читаешь их с невольным волнением прежде всего потому , что в них проявлено чуткое душевное внимание к человеку , такое сердечное тепло, которое не может оставить читателя равнодушным .

Произведения Осепяна короткие , но емкие . Порой у него и маленький рассказ о какой- нибудь мимолетной встрече может оказаться куда весомее , чем иная повесть . Живые , остроумные книги Левона Осепяна , такие , как "Посещение земли", "Крик", "Моя голгофа", "Как я однажды чуть не затопил Венецию", "Избранное", "Пьесы", пронизанные от первой до последней страницы дыханием современности, не могут не привлечь внимания читателей .

Есть у Осепяна рассказы , в которых упоминаются и трагические события в судьбе армянского народа . По словам Осепяна, ему и его близким досталась нелёгкая доля . Еще в начале века, родные его отца были вынуждены из-за постоянных притеснений переехать из Ирана в удивительный сказочный город Тифлис. А родные матери успели перебраться туда до начала преследования армян турками в 1915 году . "В августе 1989 году уже из Баку , лишившись квартиры и почти всего имущества, мама и брат , который чудом остался в живых после нападения тамошних "серых волков", тайно бежали в Москву …"

Вся деятельность писателя пронизана гордостью и осознанием того, что он частица народа, имеющего прошлое, настоящее и будущее. 

КАК ОТМЕЧАЛА ПОЭТ СЭДА ВЕРМИШЕВА, ОН ОКАЗАЛСЯ ТЕМ, КТО "в одиночку сумел создать новую информационную и культурно-просветительскую ситуацию в Москве, возможность самоотдачи, радостного творческого труда для огромного множества людей – поэтов, прозаиков, литературоведов – для всех, кого творчество связало с Левоном Осепяном. Наверное, его творческая и человеческая зрелость наступила тогда, когда он, молодой, талантливый поэт, прозаик, эссеист, автор более пяти книг в ущерб собственному творчеству добровольно взял на себя крестную ношу – создание двух журналов – "Меценат и мир" и "Армянский переулок" (с 2005 года – главный редактор журнала "Арагаст"). То, что делает Осепян, – это не просто работа, даже в приложении к такому непростому труду, как редакторство, это подвижничество…"

- В "Арагасте" мы продолжили все лучшее, что было заложено нами в "Армянском переулке", расширяли географию наших материалов, стремились достучаться до сердца каждого читателя. Очень важным в эти годы были организованные Союзом армян России поездки российских писателей и публицистов в Армению и Арцах, помогающие восстановлению утерянных литературных, общественных и человеческих связей между Россией и Арменией…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАТРИОТИЗМ – ЭТО НЕ ПУСТОЕ СЛОВО
      2020-08-10 10:15
      522

      Впервые он появился в нашей редакции в начале нового тысячелетия. Обаятельно-скромный и интеллигентный, он сразу обратил на себя внимание. Руководителя Армянского культурно-просветительского общества "Арарат" Эмануила ДОЛБАКЯНА хорошо знали в Москве.

    • ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО
      2020-08-06 10:43
      3194

      Самое распространенное мнение о сегодняшнем литературном процессе: новая литература сегодня не та, нет ярких личностей, имен, нет книг, которые получили бы широкий резонанс. Так ли это? Отчасти да, потому что в наше время писатели перестали быть "властителями дум". На периферию жизни их оттеснили политики, депутаты парламента. Уверена, что явление это временное и писатели вновь займут свое достойное место.

    • НЕУМОЛКАЕМАЯ ПЕСНЯ (ВИДЕО)
      2020-08-01 16:00
      4822

      Жаль, что затаскано сегодня это слово – исповедь, а лучше не скажешь, пытаясь выразить существо и суть поэзии Дживани. Удивительно, как современна она и сегодня. А ведь когда творил Дживани, мир был совершенно иным - еще не было слышно гула самолетов, ослики медленно несли непомерно тяжелый груз, жизнь текла медленно и сонно.

    • РАСПЯТЫЙ НА КРЕСТЕ
      2020-07-20 09:50
      6344

      Сегодня день рождения выдающегося живописца Минаса Аветисяна. Сорок пять лет прошло со дня его трагической гибели, но интерес к уникальной личности художника и его феноменальному творчеству с годами еще больше растёт. Это привилегия всех классиков. А Минас еще при жизни вошёл в число классиков XX века.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО
      2020-08-06 10:43
      3194

      Самое распространенное мнение о сегодняшнем литературном процессе: новая литература сегодня не та, нет ярких личностей, имен, нет книг, которые получили бы широкий резонанс. Так ли это? Отчасти да, потому что в наше время писатели перестали быть "властителями дум". На периферию жизни их оттеснили политики, депутаты парламента. Уверена, что явление это временное и писатели вновь займут свое достойное место.

    • "ОТ МАШТОЦА ХОТЯТ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО БУКВЫ"
      2020-07-30 10:02
      4787

      Недавно Размик ДАВОЯН отметил свое 80-летие. Отметил выходом новой книги. Книги Поэта – о Поэте Всех Армян Туманяне. Наверное, это дань туманяновской традиции – осознание, что все, что происходит с твоей страной, твоей историей и культурой, происходит лично с тобой.

    • ПОЭЗИЯ, СТАВШАЯ СУДЬБОЙ
      2020-07-08 10:34
      5369

      “Поэт сам создает свою жизнь - и притом такую, какой до него не было” (Ф. Достоевский). Но корень жизни и поэзии один: он прорастает в стихи из жизни, из личности поэта. Так по крайней мере происходит со всеми крупными поэтами, в том числе и с Размиком Давояном, который в эти дни отмечает свой юбилей - 80-летие со дня рождения.

    • ЗАМЯТЬ ПАМЯТИ
      2020-06-29 09:46
      8407

      Решив написать эти заметки, я открыла "Армянскую энциклопедию", чтобы проверить какие-то факты биографии писателя Рафаэля Арамяна. К величайшему сожалению, не нашла его имени ни в первом томе, ни в последнем, где обычно следуют дополнения. А между тем он был одним из интересных современных прозаиков, переводчиков, уникальной личностью, общение с которым обогащало каждого, кому посчастливилось с ним хоть раз встретиться.