ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ
Если только комендатура не преподнесет сюрприз, в ближайшее время армянские театры возобновят свой контакт со зрителем. Жизнь в очередной раз доказала, что, во-первых, можно сделать себе красиво, если всем вместе этого сильно захотеть, а во-вторых, что творческие люди, когда на них нападают, вполне себе способны организовать круговую оборону.
ВОЗМОЖНО, ТЕАТРЫ ЕЩЕ ДОЛГО ИСКАЛИ БЫ ПУТИ ВЫХОДА из совершенно катастрофической для них нынешней ситуации каждый сам по себе. Но тут братскую руку помощи протянуло Министерство НОКС в лице заместителя министра Ара Хзмаляна. Дней десять назад Хзмалян дал интервью.
Интервью не просто нашумело, а вызвало взрыв, хотя в определенном смысле его можно было бы назвать наивным, и уж точно – с высоко торчащими ушами. Замминистра не просто решил выделить театры, которые даже в период короновируса проявили инициативу, что само по себе рискованно при неимении четкой общей картины. К тому же, на доске министерского почета оказались те, кто, в основном, осуществлял "карантинные" проекты при финансовой поддержке министерства. Ответ на вопрос, почему госсредства распределились так точечно, вроде всем понятен. Но обвинили Хзмаляна, естественно, не в том, что он так глупо сдает "своих". Ведь замминистра не только указал на тех, кого считает театральным авангардом. Остальных он назвал людьми нетворческими и спиногрызами, сидящими на государственной "пенсии". Крещендо этого спича стало заявление, что при дальнейшей реализации культурной политики поведение в карантине будет взято на заметку.
Реакция была мгновенной и многообразной. От публичных выступлений не с предпоследними даже, а последними словами в адрес министерства, министра и замминистра до походов в культурное ведомство с требованиями сатисфакции. Конец единичным выяснениям отношений положил директор Государственного театра музыкальной комедии им. Пароняна Каро Шахбазян, то ли попросивший, то ли потребовавший от министерства собрать общий сбор. И не для того, чтобы доказывать, что все что-то делали, но не каждый докладывался начальству. У театров есть конкретные предложения, как возобновить работу со зрителем, и если министерство сможет презентовать и пробить эту программу у комендатуры – будет считать, оно не зря ест свой хлеб.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКАЗАТЬ СПАСИБО НОКС-У, ЧТЯЩЕГО ТРАДИЦИИ Назени Гарибян и своими умелыми действиями в очередной раз объединившему людей театра, следует коснуться еще одного момента. Когда все эмоции с трудом, но были оставлены в сторону, возник главный вопрос – для чего Ара Хзмалян сделал столь несвоевременное и некорректное заявление? Тут мнения разделились. Одни сочли – зондируют почву, чтобы объявить о вынужденном простое и сократить вполовину зарплату, которую государственные театры, слава Богу, продолжают получать. Другие, более дальновидные, услышали в заявлении замминистра давно лелеемое государством намерение освободиться от большей части театров путем оптимизаций и ликвидаций. Эти другие угадали мелодию. Вчера в передаче Петроса Казаряна на главном канале страны, гостем которой был в том числе Ара Хзмалян, призрак "черного списка Назени Гарибян" опять восстал из бездны. Тем, кто хоть как-то знаком с театральными проблемами стало совершенно очевидно, что тема "Как театры живут в кризисе" только антураж, и вся передача затеяна для того, чтобы озвучить главный тезис – в Армении слишком много театров…
Это тема отдельного разговора, сейчас не об этом. Итак, в результате инициированной Каро Шахбазяном встречи была создана рабочая группа, состоящая из директоров, которая должна в недельный срок представить Министерству НОКС программу возобновления работы с учетом всех карантинных требований. При этом у театра им. Пароняна есть возможность организовать показы в зале, а у Русского театра им. Станиславского – большой колодец внутреннего двора, который можно превратить в открытый амфитеатр. Путем сложения этих двух площадках находится искомое – две сцены, летняя и зимняя, которые будут служить всем театрам Еревана.
"ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ В МИНИСТЕРСТВЕ ТРОЕ МОИХ КОЛЛЕГ захотели посмотреть наше "открытое пространство, и мы сразу отправились в этот колодец двора нашего театра. Он достаточно большой, при желании в нем можно рассадить до 80 зрителей с соблюдением всех требований безопасности, - говорит директор Русского театра Марианна Мхитарян. - Мы уже работаем над тем, как все обустроить и оборудовать. Речь идет не об акциях на свежем воздухе, когда человек может, проходя мимо, постоять и посмотреть десять минут и пойти дальше, а именно о возможности показывать полноценные спектакли. За период карантина мы, по мере возможности, работали, репетировали – кто-то в он-лайн режиме, кто-то – маленькими группками. Так что, как только будет разрешение, мы сможем выпустить сразу четыре премьеры подряд, которые изначально замысливались с учетом того, что играть придется на открытой площадке. До наступления холодов театр может работать в этом режиме и принимать зрителя. Причем мы немного промониторили этот вопрос – люди хотят идти в театр, и в принципе, это даже не кажется парадоксальным. И поскольку не всем театрам повезло так, как нашему, не у каждого есть возможность такого пространства, мы с удовольствием примем коллег, у которых появится желание играть на нашей "открытой сцене". Мы даже уже обдумываем перспективы сводной афиши".
"Наш театр по своему жанровому формату не может играть спектакли на открытом воздухе. С другой стороны, у нас достаточно большой зал, чтобы в нем можно было рассаживать зрителя по принципу шахматного поля, как это собираются делать многие зарубежные театры. И у нас нормальная вентиляционная система. Со своей стороны я готов обеспечить театр всем необходимым для дезинфекции, и зритель будет проходить "очистку" перед входом в зал – вплоть до подошв обуви. У нас большая сцена, есть спектакли, которые можно играть с соблюдением всех требований безопасности, а режиссеры готовы, если необходимо, что-то переформатировать. Ерванд Казанчян часто вспоминал о том, что наш театр открылся в 1942 году – когда немцы стояли на подступах к Кавказу, и играл для людей, отправивших на фронт своих сыновей, а то и потерявших их. Сегодня мы часто слышим, что короновирус – это война, и из того душевного состояния, в которое она повергла людей, их должно выводить искусство. Я уверен, что зритель пойдет в театр. И наш театр готов играть, даже если в зале будет десять человек. Сейчас не время думать об "окупаемо-не окупаемо", "выгодно-невыгодно". Более того, если государство хоть как-то нас финансово поддержит, мы готовы предоставлять зал своим коллегам, особенно тем, кому формат зала и сцены не позволяет играть. Сейчас у нас общая проблема, и мы должны выходить из этой ситуации, поддерживая друг друга", - считает Каро Шахбазян.
Сегодня инициативная группа собирается на первое совещание. Через два дня проект будет обсужден правлением Союза театральных деятелей. Дальше он пойдет в Министерство НОКС, а оттуда в комендатуру. Остается надеяться- там поймут не только необходимость артистов работать, но и необходимость вывода людей из депрессии. Ну и, спасибо товарищу Хзмаляну за наше счастливое сплочение!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-07-26 10:25
"Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-06-20 10:37
"Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина. В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!