Последние новости
2020-08-06 10:08
0

ВИРТУАЛЬНАЯ "ФЕЯ" ПОСЛЕ СКАЗОЧНОЙ "РУСАЛКИ"

Будущее за виртуальной реальностью, а те, кто останется в офлайне, умрут. Именно эти слова произносит главный герой фильма Евгений Войгин во время интервью. Но давайте обо всем по порядку, ведь фильм не просто про компьютерную игру.

Про фильм. Весной, в самый разгар карантина, 30 апреля в онлайн-кинотеатре "Кинопоиск HD" вышел фильм "Фея" российского режиссера армянского происхождения Анны Меликян.

Первое, что бросается в глаза, - ее выступление в качестве режиссера и сценариста, а также вместе с другими - продюсера и монтажера. При таком раскладе странно, что она не сыграла одну из главных ролей. Но… и тут не стоит спешить, это место заняла ее дочь Александра Дишдишян. Второе, на что стоит обратить внимание, - продолжительность: фильм идет 2,5 часа, с этим и было связано основное разочарование.

На самом сервисе оценка картины в 6,6 балла, что весьма неплохо для российского фильма. А для Меликян это скорее уже стандартная оценка за последние годы.

Следует отметить, что ее картины были высоко оценены за границей: приз за лучшую режиссуру на кинофестивале "Сандэнс" в 2008 году за фильм "Русалка", Гран-при "Золотого абрикоса", приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале и даже номинация на "Оскар" от России. Американский журнал Variety назвал ее перспективным режиссером.

 ВИРТУАЛЬНАЯ 'ФЕЯ' ПОСЛЕ СКАЗОЧНОЙ 'РУСАЛКИ'О ЧЕМ ФИЛЬМ? ВСЕ ОТКРЫВАЕТ СЦЕНА, где камера вечером следит за двумя таджиками. Ничто не предвещает беды, но на них нападает и убивает группа подростков, которые в кадре показывают некий символ. Потом со сменой кадра происходит и смена времени суток. Тут уже экоактивисты выступают в поддержку животных: права животных, права человека. Все они в крови, сцена не дает задуматься о той проблеме, которая есть, тебе просто противно от картины, которая перед глазами. Но именно здесь происходит знакомство с главной героиней фильма - Таней, которую сыграла Екатерина Агеева. Она бежит от полицейских и садится в машину как раз разработчика игр Евгения Войгина, его сыграл Константин Хабенский, а роль его дочки Маши исполнила дочь Анны Александра Дишдишян. Девочка молчит, Таня болтает и сразу же каким-то образом оказывается втянутой в их жизнь. Опустим детали.

Куда интереснее, что компания Войгина является разработчиком игры "Коловрат", релиз 3-й части только должен быть, но не хватает шумихи. И тут как раз та самая группа подростков, убивая людей, показывает их знак. Позже выяснится, что называют они себя по имени игры и носят татуировку со свастикой иры. Главный герой решает, что это тот самый инфоповод и надо его раскрутить. Но он заигрывается и доходит до того, что игру запрещают на территории России.

Оставим игру в стороне. Куда интереснее, что герой Хабенского при поддержке героини Агеевой, оказавшиеся в совершенно другом храме, начинают думать, что он в прошлой жизни был Андреем Рублевым, а она соответственно - Даниилом Черным. И поверьте мне, это, наверное, самый интересный сценарный ход, но он чересчур запутан и теряется среди других линий. Герой обращается к психологу, пытается писать картины, читать на старославянском, ищет первое место захоронения художника. Но это все показано вскользь, и действительно интересная сюжетная линия остается недосказанной, не раскрытой и обрывается так же внезапно, как и появилась.

Кстати, походы к психологу местами затрудняют понимание, реально это или фантазии героя. И тут опять же можно провести некую параллель между Рублевым и Войгиным, работы обоих не признают, и геймдизайнер идет дальше, направляет на себя банду подростков. Фильм заканчивается, с одной стороны, хэппи-эндом - злодеев ловят, но с другой - главные герои ссорятся. Потом, после выздоровления, Евгений приходит к Тане, которая теперь делает татуировки и говорит свою коронную фразу: "Фея, пошли пожрем" - и все. Занавес.

Неужели нельзя было раскрыть линию яснее, а не говорить обо всем по чуть-чуть. Тут есть и совершенно странная линия, связанная с подростковой любовью, когда Маша не говорит ни с кем, просто потому что влюбилась. Но зато она "снимает фильмы в Инстаграм, как Тарковский". И только в конце, когда отец лежит в коме, она кричит: "Папа!"  

Как признавалась Анна Меликян, "пока работала над фильмом, смыслы периодически менялись. Когда писала сценарий, думала, что это про предназначение человека. Когда снимала, казалось, что это про любовь. Когда смонтировала, увидела, что это про встречу родственных душ. Сейчас мне кажется, этот фильм про то, как человек соприкоснулся с тайной, которую ему постичь не дано".

Видимо, сложности восприятия именно с этим и связаны, ведь ты не можешь сконцентрироваться на чем-то одном и скользишь, лавируешь по сюжету.

В ИТОГЕ. ФИЛЬМ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ НЕУДАЧНЫМ, тем более на фоне того, что выходит сейчас. Но перемена творческих целей режиссера при создании фильма приносит свои плоды, и зрители тоже не всегда улавливают, в чем тут главное?

Одни эмоции перекрывают другие. Хочется поменьше хронометража и концентрации только на одной сюжетной линии. Кстати, с ней нет проблем. Просто тут всего много, и некая солянка получается. А так - чего только стоит линия с параллелью Рублева и Войгина, Тани и Черного!

Что касается игры актеров, то она хороша. Есть именитые актеры: Константин Хабенский или Ингеборга Дапкунайте. Не хуже и остальные, химия между ними работает, каждый вживается в свою роль и пропускает через себя.  

Что останется зрителю, когда экран погаснет? Сложно ответить. Посмотреть фильм один раз стоит. А уже насчет второго решайте сами.

Мариам КАРАПЕТЯН, студентка филиала МГУ в Ереване

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «БЕССОННИЦА» НА ЭКРАНАХ ЕРЕВАНА
      2022-11-22 08:53

      Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.

    • НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ШКОЛЕ НОВОГО КИНО
      2022-10-03 09:29

      В столичном Доме кино 15-25 сентября прошел 10-дневный воркшоп, ставший первым крупным мероприятием в преддверии открытия в Ереване Международной школы нового кино (Yerevan International New Cinema School). Курс включил в себя интенсивные практические занятия, в которых на бесплатной основе приняли участие специалисты сферы кино. Воркшоп координировал ведущий преподаватель Московской школы нового кино, режиссер и теоретик монтажа Илья Томашевич.

    • АРТ-ШКОЛА им. ГАЛИ НОВЕНЦ: ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ
      2022-09-05 13:31

      Новый учебный год стал годом рождения нового учебного заведения: 5 сентября открыла свои двери перед первыми учениками арт-школа имени Гали Новенц. Поставить на поток выпуск великих артистов, таких, как сама Новенц, основатели школы не обещают, а вот на присутствии культуры и искусства в формировании человека вообще, и молодого поколения в частности, - настаивают.

    • ЗА КАДРОМ - МУЗЫКА АНДРАНИКА БЕРБЕРЯНА (Видео)
      2022-07-29 09:52

      Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».