Последние новости

ВЕРНУТЬ МИНКУЛЬТ ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ ПРЕЗИДЕНТА

На днях в президентском дворце состоялась третья по счету встреча президента РА Армена САРКИСЯНА с представителями творческой интеллигенции. Когда начальство страны вспоминает об интеллигентах - это "ж-ж-ж" неспроста. Но, так или иначе, обсуждения всегда полезны, тем более что президент любит порассуждать глобально, так что у арт-братии появился шанс если не на радужные перспективы, то по крайней мере на артикуляцию тех больших вопросов, которые перед ней стоят, а это тоже весьма полезное занятие.

По поводу "ж-ж-ж" неспроста. Как бы ни были польщены деятели культуры тем, что власть предержащая их "сосчитала", привыкшие к подвохам интеллигенты сразу задались вопросом: с чего бы? Ответ сыскался быстро - выводы, к которым пришли участники встречи, были практически едины. В преддверии грядущих поправок в Конституцию у Армена Саркисяна есть стремление к расширению президентских полномочий, которые на сегодняшний день как таковые отсутствуют, и ему нужны соратники, проводники интересов, команда, так сказать. А если руководствоваться не нынешними отечественными критериями, а более общепринятыми, белый человек Армен Саркисян предпочел иметь дело с белыми же людьми. Они, кстати, не сильно возражали - пребывание в едином культурном поле - неплохая основа для если не консолидации, то возможности вести здоровый диалог. Но деятели культуры тоже не первый день замужем и быстро сообразили, что если уж их решили использовать, то отдаваться этому процессу нужно не как-нибудь, а как-нибудь с пользой и для себя. Словом, встреча прошла в теплой, дружественной обстановке.

В чем видит президент свою функцию в культурном контексте? Армен Саркисян неоднократно подчеркнул, что не обладает полномочиями непосредственно влиять на управление культурой, но выразил готовность стать посредником между искусством и теми, кто решает вопросы. Соответственно, творческой интеллигенции необходимо четко очертить круг тех самых вопросов, которые нуждаются в президентском посредничестве.

"СУЩЕСТВУЕТ КОЛОССАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ. Если тебе удается переварить эту информацию, систематизировать ее и, придя к соответствующим выводам, разработать свою программу и работать по этой программе, в этом случае ты становишься личностью, которая знает, куда идет, бизнесом, который знает, куда идет, культурой, которая знает, куда идет, и страной, которая знает, куда идет. В нынешней ситуации неопределенности одна из наших основных задач - четко понять, кто мы и куда идем. Если мы это хорошо представим, ситуация будет в нашу пользу. Для нас крайне существенно прежде всего понять меняющийся мир, хорошо его узнать и, второе, иметь в этом мире свое место или хотя бы видение того, в какой точке мы хотим находиться. И если у нас есть такое видение, концепция, должны сформироваться соответствующая этому видению программа, а затем - список действий", - говорил Армен Саркисян на одной из трех встреч.

В свете слов президента и прозвучало встречное предложение о концепции, программе и списке действий, к которым прибавили сроки реализации этих действий. Речь о Министерстве культуры - не о существующем нынче бесславном НОКСе, а о той институции, которая должна быть призвана формировать культурную политику страны. Кажется, впервые не в кулуарах, а на высшем уровне был озвучен тот факт, что факир был пьян и фокус с НОКС явно не удался.

На том, что отсутствие культурной концепции - угроза национальной безопасности, сошлись все гости, а тезис был выдвинут даже не деятелями культуры, а президентом. Впервые на официальном уровне заговорили о том, что нужно отделить Минкульт обратно и возродить его. И даже не в прежнем виде главного финансового распределителя культуры. Это должна быть немногочисленная институция, перед которой следует поставить целью выработку общей концепции культурного развития страны, программ, направленных на достижение этой цели, с указанием четких сроков поэтапного выполнения.

Еще один вывод, к которому арт-братия, окончательно развеивая собственные иллюзии, пришла в результате встречи на высшем уровне: существующая сегодня самоизоляция культуры продлится еще не один год. Здесь принято кричать вослед чеховским героиням "надо жить!" и даже заботиться о душевном здоровье нации. Но заботиться чем дальше, тем сложнее, поскольку в отсутствие возможности зарабатывать самим и серьезной государственной поддержки "жить!" скоро станет решительно не на что. И необходимость выработки законодательных актов, которые приведут культуру к альтернативному финансированию, о котором столько лет кричат деятели культуры, становится залогом выживания. В этом вопросе посредничество президента может сыграть свою роль, если только он не полюбил отечественное искусство и его деятелей лишь на одну мимолетную встречу.

Во всяком случае Армен Саркисян наказал своим гостям в кратчайший срок и в письменном виде представить ему те позиции, по которым его вмешательство может принести хоть какую-то пользу. И можно не сомневаться, что деятели искусства этот наказ выполнят.

НЕ ТО ЧТОБЫ ОНИ КАК-ТО ОСОБЕННО ЗАГЛОТИЛИ КРЮЧОК - в конце концов, действительно не первый день замужем. Тем более практика показала, что при всей способности Армена Саркисяна рассуждать на многочисленных примерах о механизмах управления культурой в европейских странах - что в контексте отечественного представителя власти потрясает и восхищает до глубины души - его представления страшно далеки от наших реалий. Чего только стоил его упоенный рассказ о концерте на открытом воздухе в очередном Зальцбурге - дамы в бриллиантах, господа в смокингах! И ничего, что пошел дождь, чудесное впечатление на всю жизнь! Упоение, правда, длилось недолго. Pовно до того момента, когда один из театральных директоров четко сообщил: "У нас на спектакли на открытом воздухе в бриллиантах и смокингах не ходят, и на закрытые - тоже, а если пошел дождь, уходят и не возвращаются. Разве что с требованием вернуть деньги за билет…"

Но, так или иначе, встречи оказались полезными. Хотя бы потому, что спровоцировали деятелей культуры в очередной раз всем вместе подумать над решением своих многочисленных проблем. "Августовские тезисы" будут составлены, и тогда придет время на них настаивать при посредничестве президента или без него. Других вариантов нет, потому что "надо жить!", как призывали чеховские героини.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГОЙ" ПРОТЕСТЕР И ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ТВАРИ
      2024-01-09 10:14

      "Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега".  Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.

    • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - НАШЕСТВИЕ
      2023-09-06 10:39

      Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".

    • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ БРЕНДОМ АШТАРАКА
      2023-07-31 09:14

      Децентрализация культуры и арт-прорыв в регионах возможен только в том случае, если этого хотят "на местах" - этот многократно доказанный тезис получил недавно очередное яркое подтверждение. Решением совета общины города Аштарак один из ведущих молодых театральных режиссеров страны Гор Маркарян назначен художественным руководителем театра, который был мечтой и которому предстоит стать реальностью. Во времена, когда один театр был закрыт и уничтожен, а второму грозит та же участь, такое театральное рождение впору назвать Рождеством.