В НОВЫЙ ГОД – С НОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Дом-музей братьев Орбели в Цахкадзоре распахнул двери
Расположенный в Цахкадзоре дом-музей братьев Орбели вступил в новый год с модернизационными проектами, рассчитанными, с одной стороны, на привлечение большего числа посетителей – местных и зарубежных, а с другой, на развитие интереса к музейной жизни у детей и подростков. Новые проекты - наглядная демонстрация того, как при помощи современных технологий можно вдохнуть свежее дыхание в 40-летний музей.
ОДНА ИЗ ИНИЦИАТИВ – МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ВЫСТАВКА "Спасение сокровищ Эрмитажа", открывшаяся здесь на днях в рамках программы "ЕС во имя культуры: более крепкие общины и местные инициативы" и при финансовом содействии Центра медиа-инициатив. Уникальная по содержанию и новая по технологиям экспозиция знакомит публику со знаковой страницей в биографии академика Иосифа Орбели и истории Эрмитажа и связана с известным письмом Орбели Сталину, благодаря которому 90 лет назад удалось предотвратить продажу шедевров этого крупнейшего музея и сохранить их для потомков.
В 1928-32 гг. правительство новосозданного СССР, желая вывести страну из тяжелого экономического положения и пополнить государственный бюджет, приняло решение вынести на продажу культурные ценности страны. Политика "управляющих государством кухарок" вызвала негодование в широких кругах интеллигенции, в том числе и у сотрудников Эрмитажа: согласно приказу Сталина от 24 января 1932 г. планировалось превратить музейные ценности в денежные купюры и пополнить ими казну. Однако, как должен был протекать процесс и какие последствия он влек за собой – об этом ни в приказе, ни в других нормативных актах не было сказано ничего, да и контролем продажи сокровищ Эрмитажа никто особенно не занимался. Вопросами валютных накоплений в стране ведала структура под названием "Антиквариат", созданная в первые годы установления советской власти для поднятия экономики. Не сумев наладить сотрудничество с банками и не видя иных путей пополнения бюджета страны, "Антиквариат" задумал выставить на международные аукционы богатейшее наследие Эрмитажа и других музеев.
В тот период Иосиф Орбели занимал должность заместителя директора Эрмитажа, и, видя бездействие своего "шефа" - Бориса Леграна, решился от своего имени обратиться к Сталину и заявить об угрозе. Правда, лично Сталину письмо Орбели было вручено не без помощи Леграна, задействовавшего связи в правительстве. За 12 лет были проданы десятки шедевров мирового изобразительного искусства и сотни ценнейших экспонатов музеев страны, в их числе коллекции нидерландской и фламандской живописи. Ученый понимал, что если не остановить "Антиквариат" сейчас, строящееся советское государство лишится богатейшего и ценнейшего культурного наследия. Сотрудники Эрмитажа с ужасом ожидали, какой участи может удостоится Орбели за свой беспрецедентный шаг. Вскоре из верхов пришел ответ, вызвавший у эрмитажцев не только вздох облегчения, но и радостные возгласы. Познакомившись с научными обоснованиями и доводами Иосифа Орбели, Сталин 5 ноября 1932 г. прислал академику положительный ответ,
"УВАЖАЕМЫЙ Т-Щ ОРБЕЛИ! ПИСЬМО ВАШЕ ОТ 25/Х ПОЛУЧИЛ. Проверка показала, что заявки Антиквариата не обоснованы. В связи с этим соответствующая инстанция обязала Наркомвнешторг и его экспортные органы не трогать Сектор Востока Эрмитажа. Думаю, что можно считать вопрос исчерпанным".
Деятельность "Антиквариата" удалось остановить, но ненадолго. Вскоре работники структуры вновь посягнули на культурные сокровища в обход решения Сталина. В 1933 г. Иосиф Орбели вновь направил письмо – на этот раз Уполномоченному Комиссии Советского Контроля по Ленинградской области, отметив, что на сотрудников "Антиквариата" решение главы СССР не возымело должного действия, и описав ситуацию во всей красе. Распродажа музейных ценностей была остановлена, а через год, после ухода Б.Леграна с должности директора, руководителем Эрмитажа был назначен Иосиф Орбели, прослуживший на этом посту до 1951 г.
"Получив положительный ответ на свое письмо, Орбели тем самым спас Эрмитаж, а с ним и другие культурные очаги страны. Благодаря его поступку удалось оставить потомкам богатейшее наследие – шедевры мировой культуры, которые сегодня украшают стенды этого прекрасного музея Санкт-Петербурга, - отмечает директор дома-музея Орбели в Цахкадзоре Марине Брутян. – Что касается проекта "Спасение сокровищ Эрмитажа", его реализация с применением мультимедийных технологий делает экспозицию дома-музея братьев Орбели более привлекательной, представляя смелый шаг Иосифа Орбели в интересном, необычном формате".
ЦАХКАДЗОРСКИЙ ДОМ-МУЗЕЙ БРАТЬЕВ ОРБЕЛИ В НАЧАЛЕ ГОДА выступил и с проектами для детско-юношеской аудитории. Среди них новая образовательная интерактивная игра "Маленький Шлиман", проводимая в рамках грантовой программы Министерства образования, науки, культуры и спорта РА "Поддержка культурно-образовательных программ и мероприятий". Проект построен вокруг археологической деятельности академика Орбели. Известно, что Иосиф Орбели проводил раскопки в Ани, Ване и Амберде, в результате чего в Ани были найдены ценные археологические материалы, в Амберде скелет клоуна и петуха, в Ване – клинописную надпись царя Сардури II.
Суть игры в следующем: ребенок может при помощи сенсорного экрана выбрать место раскопок – Ани, Амберд или Ван, а также необходимые для проведения исследований инструменты, пройти по следам археологических работ Орбели. Обнаружив тот или иной археологический экспонат, участник игры получает возможность прочесть на экране интересную историю о нем. Например, если он в ходе виртуальной игры нашел скелет клоуна, то история о клоуне Амберда выплывет перед ним на экране. Не обойдется и без подарка в виде открытки, на которой изложена армянская средневековая басня.
Другая образовательная программа предназначена для совсем маленьких посетителей дома-музея братьев Орбели. Это просмотр анимационного фильма "Их было трое" об интересной жизни и обширной деятельности братьев Орбели.
"Новые программы стали частью постоянной экспозиции дома-музея Орбели в Цахкадзоре и модернизировали форму музейных услуг благодаря современным мультимедийным технологиям, что, надеемся, привлечет больше посетителей и способствует развитию туризма", - считает Марине Брутян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-11-24 10:25
О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-05-23 10:38
Шушинский музей ковров расширил ареал своего присутствия в Армении. Очередная выставка экспонатов музея открылась на днях в Степанаване, в Доме-музее Степана Шаумяна, при полном аншлаге.
-
2023-05-20 11:51
Ереванцы и гости столицы проявили огромный интерес к истории армянского народа, воспользовавшись акцией «Ночь музеев», приуроченной к Международному Дню музеев, отмечаемому 18 мая. Увы, в послевоенном и блокадном Арцахе туристы и гости лишены возможности ознакомиться с богатейшим культурным наследием древнего края.