Последние новости

ЕСЛИ ИЗЫДЕТ САТАНА...

Его фильм о Первой Карабахской войне назывался "Если все...". Нынешний можно было бы назвать "Если изыдет Сатана...", но он называется иначе. Может ли в прямом и переносном смысле яма стать "ямой Возрождения", парадоксальной взлетной полосой? Может - если мы все вместе очень этого захотим. А до этого - многое осознаем. По крайней мере, на этом настаивает народный артист РА Микаэл Погосян, выпустивший на экраны свою новую картину "Հայ Հայը"

В НЫНЕШНЕМ МЕСЯЦЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 25 лет со дня премьеры знакового спектакля "Хатабаллада". Когда-то он стал для Микаела Погосяна этапом большого пути. Теперь он стал для него стимулом для еще одного серьезного авторского высказывания - о времени и о нас.

Фильм назван "Հայ Հայը" - так называется знаменитое эссе Агаси Айвазяна, которому посвящена картина. В многолетнем сотрудничестве Микаела Погосяна с большим писателем родился не один проект. Был и такой, который так и не родился: пьеса "И дух обрел тело", состоящая из 16 новелл об армянине. Из этого творческого союза и обрывков памяти, из невеселых мыслей и горьких раздумий и возник сначала сценарий, а потом и сам фильм "Հայ Հայը". И именно Агаси Айвазяну принадлежит финальная фраза картины - " У вечного народа и проблемы вечные"...

"Говорят, все, что ты не можешь стереть из памяти, остается на совести. Когда совесть слишком загружается, она начинает просто мешать жить. Более того, ты становишься каким-то ненастоящим, декоративным, просто существуешь и боишься войти со своей совестью в диалог - такое острое внутреннее противоречие... Наверное, каждый по-своему и как армянин, и как человек пережил стресс последних событий - ковид, поражение в войне, 5 тысяч погибших ребят, политическое напряжение. Так или иначе, это буквально всех растоптало. С другой стороны, мы получили возможность, и теперь каждому армянину стоит многое переосмыслить, задуматься и попытаться ответить на вопрос: о чем ты живешь? Главное именно это - о чем ты живешь?", - говорил до выхода фильма на экран его автор.

В новой картине две сюжетные линии, если только сюжет вообще имеет значение для прихотливой мозаики, где слишком много действия и слишком много не только невеселых, но и веселых мыслей вслух. Так или иначе, здесь две истории. Первая - Фауста и Мефистофеля. Долгий диалог армянина с Властелином Тьмы, взявшего над ним верх на определенном историческом этапе. Вторая, откровенно сатирическая, дающая повод к бесконечному поводу смеха сквозь слезы, без которого Микаел Погосян не был бы Микаелом Погосяном - история некоего Врежа, приехавшего на историческую родину из США. В порыве патриотизма он кинулся прямо из аэропорта в Хор Вирап, чтобы припасть к истоку армянского христианства, сверзся в яму, в которой сидел Святой Григорий, и по прихоти автора остался сидеть в этой яме вместе с тенью Просветителя и - всеми нами...

Эта яма, из которой нет выхода и из которой должно выбраться непременно, и стала главной метафорой фильма "Հայ Հայը". Яма. Бездна. Пустота. Кричащая пустота. Конечно, можно предположить, что она была продиктована практически полным отсутствием бюджета картины, но Микаел Погосян вместе со своим сорежиссером Анной Максим сумели обратить минус в плюс, обратить трудность в художественный метод.

Пустые - от слова "совсем" - улицы и кафе, пустые Оперная площадь и автовокзал. По ним одиноко передвигаются персонажи фильма в поисках ответа на бесконечную череду мучающих их вопросов, в стремлении снова наполнить улицы и площади людьми и - смыслами. И в этой пустоте, в этом, совершенно несвойственной творческому почерку Погосяна непроглядном сумереке, в который изредка врывается тревожная виолончельная струна, зритель внимательнее вслушивается в блистательно написанные диалоги героев и начинает диалог - с самим собой.

А ЕЩЕ НА ЭТОМ, ЗА РЕДКИМИ ЭПИЗОДАМИ черном во всех смыслах фоне особо выпукло светится прекрасная актерская игра. Мастер гротеска Сергей Даниелян в роли Сатаны вдруг обретает глубину, философствует без сарказма, рассуждает с налетом горечи - "Если вы, армяне, поймете, что для вас важно, и откажетесь от всего, что неважно, ни я, ни кто-либо не сумеет проникнуть в вас". Зато основательный Жирайр Папазян, актер из Франции, неожиданно оказывается упоительно находчивым в своих приемах, одного его подвижного лица, кажется, достаточно, чтобы развести тучи и поверить, что их еще пробьет луч солнца. И Нарине Алексанян-Епраксия - полуюродивая, полувесталка и даже немного светская дама. От фарсовой комедии до высокой драмы - так блистательно широко и неожиданно предстал в фильме диапазон актрисы, что это стало открытием даже для тех, кто хорошо знаком с ее работами.

И конечно, сам Микаел Погосян! Виртуоз мистификации, его внутренняя чрезвычайная подвижность, способность к молниеносным переходам, казалось бы, стала привычной. Но он вновь удивляет - он непрерывно несет большую человеческую боль и одновременно принадлежит к театрально-условному миру, который присутствует в картине и который открывает возможности для любых мгновенных метаморфоз. От недалекого и полного желанием быть всем и сразу армянина - до армянина, который распахнут перед распахнутым миром, от тупого чиновника от культуры - до клопа, да-да - клопа, и не из пьесы Маяковского.

"...И этот оказался зомбированным шутом, ни на что не пригодным. А думалось - вышел из сердца народа... Я ведь не простой клоп - я чью попало кровь не пью. И вот я опять в ожидании, что в один прекрасный день мой армянский народ насытится, что кровь армянина станет сладкой и благородной. Я живу этой надеждой. Понимаешь, я устал быть клопом-армянином. Как ни кинь - эта страна никак страной не становится. Я уже даже представить не могу, что может появиться руководитель, который сделает ее Страной...", - этот гамлетовский монолог Клопа, произнесенный с фантастической виртуозностью, становится малоутешительным итогом фильма "Հայ Հայը".

Но Микаел Погосян не был бы Микаелом Погосяном, если бы оставил себя и нас прозябать в столь глубокой безнадежности. И тут на помощь приходит вальс, пускай синкопированный и какой-то нервный, но в нем слышится вращение земного шара. Его написал когда-то Роберт Амирханян на великие стихи Чаренца, в которых есть привет для Карине Котанджян и есть - обращение к Космосу. И именно так исполняет ее автор фильма "Հայ Հայը".

Так или иначе, финал картины не слишком оптимистичен. Но подождите! Вот пошли титры, и зазвучала еще одна песня, текст к которой Погосян написал сам на музыку Рубена Папяна. Она возникает на фоне черного экрана, чтобы сказать нам, что единственная дорога из бездны - это дорога к себе, к той цели, к которой мы устремимся все вместе, и которая для всех нас станет главной.

Основная тема:
Теги:
  • Анжелика 16-Ноя-2021
    Спасибо за высокую оценку таланта прекрасно Артиста! Мои поздравления.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ГАСЯТ - ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО
    2022-01-24 10:11
    303

    Послушайте, ведь если учреждения культуры закрывают, значит это кому-нибудь нужно! И не только в глобальном смысле - чтобы лишить нас этического канона, памяти и превратить в манкуртов. Это нужно, чтобы сделать кому-нибудь отдельно взятому и ненасытному - красиво! Поэтому, если учреждения культуры закрывают, прикрываясь "реформами", мучительно стремишься открыть для себя - кто на этом разживется, нагреет руки, прихватизирует. И как правило, каминг-аута приходится ждать недолго.

  • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
    2022-01-19 09:42
    2422

    "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

  • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
    2022-01-13 10:22
    4948

    "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".

  • ...И НАСТУПИТ ГОД ПРОЕКТОВ ЖИЗНИ!
    2021-12-30 10:00
    5084

    "Глазами клоуна" - так называется великий поствоенный роман лауреата Нобелевской премии Генриха Белля. В период между двумя мировыми войнами в Европе стал популярным весьма неожиданный жанр - портреты клоунов. Не политиков, не богатых заказчиков, не прекрасных дам пишут представители нового искусства. Они пишут лица шутов под толстым слоем белил. Пикаcсо, Руо, Кес Ван Донген, Бюффе - все они рисуют растерянного человека, стоящего на круглой, как земной шар, и пустой, как пустыня, арене. Этот человек вообще-то должен, как предписано шутам историей культуры, говорить нам правду и нас смешить, но ему нестерпимо грустно...






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • Арман ЧИЛИНГАРЯН: "Я ХОТЕЛ НЕ ПРАЗДНИКА, А ИСТОРИИ"
    2021-12-04 09:57
    5563

    Армянский режиссер Арман Чилингарян завоевал приз на Международном кинофестивале в Токио. Его полнометражный игровой фильм "Капли света" (арм. название "Լույսի կաթիլներ", англ. "Light Drops") победил в номинации "Лучший драматический фильм" и был тепло принят как синефилами, так и жюри фестиваля.

  • МОРСКОЙ ПРИЗ ФИЛЬМУ ИЗ АРМЕНИИ
    2021-11-25 09:59
    4753

    В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел весьма необычный и уже 18-й по счету Международный кинофестиваль морских и приключенческих фильмов "Море зовет!". Фестиваль остался вне поля зрения общественности Армении, а зря, ведь среди 67 картин, отобранных для участия, значился и фильм из нашей  - самой "морской", как отшутились его авторы, страны.

  • "ГЛАВНОЕ - О ЧЕМ ТЫ ЖИВЕШЬ?"
    2021-09-20 11:02
    5814

    "Все, что ты не можешь стереть из памяти, остается на совести", - цитирует актер, режиссер, сценарист и продюсер, народный артист РА Микаэл ПОГОСЯН. Память сегодня - "уходящая натура", а совесть... Совесть должна бы мучить сегодня каждого, конечно, с оговоркой "у кого она есть"... Художник пытается разобраться в себе и вновь обрести утраченную гармонию через творчество. С 1 октября на экраны ереванских кинотеатров выйдет новый фильм Микаэла Погосяна "Հայ Հայը"․

  • ВРЕМЯ В ПОИСКАХ СЕБЯ (Видео)
    2021-08-19 09:49
    4856

    "Ты вечности заложник у времени в плену" - так когда-то определил художника Борис Пастернак. Но время не то чтобы подержит и отпустит в вечность. Оно само - творец, формирующий и лепящий художника, от него зависит, напишешь ли ты на белом листе поэтическую строку или донос. Оно убивает или вдохновляет. О вдохновляющем времени свободы, наполнившем кислородом легкие целого поколения, документальный фильм "Оттепель в искусстве", созданный выпускниками Государственного педагогического университета им. Х. Абовяна.