Последние новости

СИМФОНИЯ КРАСОК МАРИАМ АСЛАМАЗЯН

Она прожила долгую жизнь - без малого целый век. Увенчанная славой народного художника, отмеченная многочисленными отечественными и зарубежными наградами, любимая миллионами зрителей, Мариам Асламазян была в ряду тех ярких армянских художников, кто воплотил в своем творчестве образы родной страны, создав нетленную живописную панораму прекрасной Армении.

Впервые я встретилась с ней где-то в начале 70-х годов. Было это в ереванском салоне художников на Туманяна, куда меня привел замечательный живописец Александр Григорян. Пока он отбирал соответствующие для своих картин рамы, в салон зашла женщина с удивительно яркой внешностью. Она сразу заметила Григоряна и устремилась к нему. Он как-то весь приободрился, глаза утратили прежнее грустное выражение, заблестели. "Познакомься, эта наша лучшая художница, Мариам Асламазян", - обернулся он ко мне. Немного поговорив, мы отправились в мастерскую Григоряна: Мариам хотела увидеть его последние работы. Александр показывал охотно, на лице его все время была мягкая улыбка, раньше мной никогда не виденная - смесь детской радости и дружественной почтительности. Мариам разглядывала работы Григоряна очень внимательно, молчаливо, сосредоточенно. Ему явно пришлось по душе это въедливое смотрение гостьи. И он просто, очень по-домашнему сказал: "Хорошо ты смотришь, приятно тебе показывать".

Картина Мариам АсламазянПосле осмотра картин вернулись в холл. Уселись в кресла. Начался оживленный разговор. Говорила в основном Мариам, вспоминала своих первых учителей. Она, как и Григорян, родилась на ширакской земле, где прошли ее детство и юность. С увлечением она рассказывала о водяной мельнице, которая явно была центром ее детской жизни. "Наша мельница находилась далеко от села Баш-Ширак, среди огромных вековых ив в четыре обхвата. Невозможно забыть ту невероятную, несказанную лирику, грусть, которые вызывали чарующие песни жерновов, под которые, качаясь, я засыпала. Вода падала с высоты трех-четырех метров и превращалась в шумный водопад. В грозовые ночи, когда стонали под дождем и сильным ветром гигантские ивы и каркали бесчисленные вороны, создавался какой-то сказочный мир, полный чудес, таинственности и тревоги"...

До конца жизни она не могла спокойно пройти мимо водяных мельниц. Где бы ни было, она долго стояла и слушала эту сказочную музыку жерновов. Это как нить между ней и родным клочком земли. А все лучшее в ней - от этого самого клочка. С него все и начиналось... Не только любовь к порой сдержанно-сумрачной, исполненной суровой пластической мощи, то сияющей, то почти жесткой красоты ширакской природы, не только демократические традиции семьи вынесла из своего детства и ранней юности Мариам. В ее творчестве и восприятии человека ощущалось чувство горделивого достоинства, стоического мужества, скрытой энергии, которые сохранили простые люди Ширака.

Самыми дорогими для себя Мариам считала годы юности, учебы, становления. Она с благодарностью вспоминала своих педагогов. Первым педагогом живописи в студии Ленинакана была Юлия Вержбицкая, "очень милый, вдумчивый человек и хороший художник: она научила меня любить природу, людей, любить то, что изображаешь". В Ереване она училась у замечательного художника-пейзажиста Седрака Аракеляна. "Он требовал все писать цветом - и тень, и свет - и не писать серой мутью, учил наблюдать живописное состояние и общий колорит предметов". В дальнейшем, когда она училась в Москве, среди ее учителей были К.Истомин, Петров-Водкин (1930-1932гг.), И.Савин, обладающий невероятным человеческим обаянием. "Он был одним из редких профессоров, который искал в каждом студенте художника и "вытаскивал" его. Если студент ему нравился, он помогал ему тихо и незаметно. Он терпеть не мог фальши, театральности, вульгарной манерности".

Картина Мариам АсламазянВ своей памяти Мариам Асламазян сохранила не только факты, события личной жизни и жизни других людей. Она воскрешала их живые краски, жар и силу. И это естественно. "Без памяти чувств нет художника. Нет толчков. Нет "подсказов". Во что же тогда обмакнуть кисть? Как и чем расшевелить воображение, если ничего не помнишь о жизни, о людях, о себе?"

Мариам Аршаковна была талантом от Бога, человеком с щедрым и чутким сердцем, страстно любящим жизнь и людей. Она по жизни была яркой личностью, в живописи же виртуозна и человечески уникальна. Глядя на ее работы, видишь не только мастерство, но и красоту, правду большого искусства.

Она оставалась молодой даже в преклонном возрасте. Это результат и итог труда, опыта жизни, сохранность чувств. М.Асламазян работала с поразительной для ее лет энергией, и артистизм никогда не ослабевал в ее творчестве. Страсть и поэтическая красота оживляли любое ее полотно. Бесконечно живая в каждой своей картине, в каждом рисунке, она творила с упорством и убежденностью, сама работа помогала ей жить дальше. Без этого упорства и этой убежденности было невозможно представить появление десятков полотен последнего периода ее жизни. По образно-пластической значительности выраженного в них мира, по интенсивности заключенной в них жизни они словно выложены из драгоценных камней.

Рассматривая одну за другой картины Асламазян разных периодов ("Ковровщицы", панно "Долина Арарата", "Мать-героиня", "Арарат, раннее утро", "Табачницы Армении", "Курдянка - сирота Рахат", натюрморты, картины, посвященные Шираку, картины старого Гюмри, которые кажутся фрагментами гигантского, протянутого через десятилетия жизни красочного панно с весенней землей, цветущими садами, просторами долин, скалами, видишь Личность большого художника-лирика. За всем этим - огромное уважение к человеческому труду, радость творчества и духовная раскрепощенность. Живопись ее пронизана оптимизмом, светом и воздухом. На примере ее жизни убеждаешься в том, что быть художником - значит отдать искусству всю жизнь.

Картина Мариам АсламазянГлавное в ней - редкое обретение себя, замешанное на недюжинной силе воли и - что, пожалуй, важнее - мощной, как первобытный инстинкт, уверенности в том, что жизнь - ослепительно заманчивое путешествие, которое не кончается никогда. У большинства людей этот инстинкт слабеет, тускнеет с годами. М.Асламазян не просто сохранила присущее всем в пору юности и любви удивление чудом жизни. Она развила его в себе. Отсвет этого отразился не только в ее судьбе, но и на ее внешности. Он в мелочах - в том, как она держалась, как следила за собой, в ее известной готовности пошутить, в том числе над собой, захохотать от души над чужой ли, своей ли шуткой.

Обилие художественных школ, которые она усвоила, не ослабило в ней чувство национальных корней, она осталась верна армянской художественной традиции, любила Армению, ее природу, людей, и с годами ее понимание родной страны становилось все глубже и зрелее.

Картины Мариам озарены радостью жизни, добротой и мудростью. Вдохнуть в холсты такое яростное ощущение жизни мог только незаурядный талант. У нее были страсть первооткрывателя и полнейшая самоотдача. Праздником чистых красок можно назвать ее большой цикл об Индии. Восток вообще занимает особое место в ее творчестве. Индийская тема продиктовала ей щедрость красок, сочетание сильных тонов.

"В Индии можно прожить всю жизнь, так притягательна эта страна, - говорила она, - но и всей жизни может не хватить, чтобы рассказать о ней. Я люблю писать Восток. Все европейские города, мне кажется, становятся похожими один на другой, и лишь восточные бережно хранят свой колорит, традиции, обычаи - все то, что придает каждому из них своеобразие".

В 1987 году Мариам и ее сестра Ерануи подарили родному городу Гюмри 630 своих работ - живопись и графику. В этот день городские власти очень торжественно открыли галерею сестер Асламазян на улице Абовяна в двухэтажном доме. Это был большой и красивый городской праздник. Им присудили звание "Почетный гражданин города Гюмри". А через год произошло чудовищное землетрясение, превратившее город в руины. Картинная галерея Асламазян мало пострадала, но туда сразу вселились потерпевшие, а произведения сестер были перевезены в ереванские запасники. Но сейчас галерея снова действует.

Однажды, возвращаясь из Джаджура, нам посчастливилось побывать в Музее сестер Асламазян. Казалось, что погода приспосабливается к нашей программе и создает ей эмоциональный фон. Когда с площади рядом с церковью пошли искать музей, вечернее солнце словно обливало мягким золотом фасады домов. Через массивные ворота входим во двор, поднимаемся по старой лестнице и дышим атмосферой, которая, кажется, сохранила свой старый аромат...

Работы Мариам Асламазян есть во многих музеях страны, они побывали на всех континентах. Их много у друзей художницы, которым она всегда охотно дарила свои картины.

...Я смотрю на небольшое полотно, что висит в моей комнате, оно освещает все вокруг, от него исходит тепло. Оно - символ родной земли, богатой и щедрой, - напоминает сказочное видение. Вся эта симфония красок останется с нами навсегда.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСКУССТВО НЕВОЗМОЖНОГО
      2020-08-06 10:43
      1949

      Самое распространенное мнение о сегодняшнем литературном процессе: новая литература сегодня не та, нет ярких личностей, имен, нет книг, которые получили бы широкий резонанс. Так ли это? Отчасти да, потому что в наше время писатели перестали быть "властителями дум". На периферию жизни их оттеснили политики, депутаты парламента. Уверена, что явление это временное и писатели вновь займут свое достойное место.

    • НЕУМОЛКАЕМАЯ ПЕСНЯ (ВИДЕО)
      2020-08-01 16:00
      4542

      Жаль, что затаскано сегодня это слово – исповедь, а лучше не скажешь, пытаясь выразить существо и суть поэзии Дживани. Удивительно, как современна она и сегодня. А ведь когда творил Дживани, мир был совершенно иным - еще не было слышно гула самолетов, ослики медленно несли непомерно тяжелый груз, жизнь текла медленно и сонно.

    • РАСПЯТЫЙ НА КРЕСТЕ
      2020-07-20 09:50
      6338

      Сегодня день рождения выдающегося живописца Минаса Аветисяна. Сорок пять лет прошло со дня его трагической гибели, но интерес к уникальной личности художника и его феноменальному творчеству с годами еще больше растёт. Это привилегия всех классиков. А Минас еще при жизни вошёл в число классиков XX века.

    • В ЖИВЫХ КАМНЯХ ПРОЧТИ ДВИЖЕНИЕ…
      2020-07-18 11:53
      4759

      Из журналистского блокнота Чтобы видеть землю, на которой живешь, нужно ходить по ней пешком, увидеть ее близко, понять, почувствовать сокровенное… Конечно, там, где можно, стоит ехать в машине, но очень медленно, с открытыми окнами, вдыхая освежающий запах трав. Это дает ощущение простора вместе с ветром, бьющим в лицо и грудь.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ШАМИР ШАХИРЯН: ВОЗВРАЩЕНИЕ К МОЛЬБЕРТУ
      2020-07-23 10:25
      5864

      К встрече с известным дизайнером и художником Шамиром Шахиряном я продумывала вопросы, связанные с его живописным творчеством. Около 10 лет назад Шамир отошел от дизайна, в котором за много лет преуспел и обратился к  живописи, сразу заявив о себе как о талантливом абстракционисте с собственным почерком и техникой рисования. Однако после пары фраз, которыми мы перекинулись в мастерской, мой вопросник развалился как карточный домик, и беседа с Шамиром коснулась не только его творчества.

    • Тигран ДЗИТОХЦЯН: ОТ "ЗЕРКАЛ" К "САМОИЗОЛЯЦИИ"
      2020-07-21 10:15
      3767

      Если встретите в Ереване Тиграна Дзитохцяна, не удивляйтесь: на днях художник с 10-летним сыном Аленом прилетел из Нью-Йорка, чтобы провести часть лета на родине. Но прежде он встретился с поклонниками своего творчества на онлайн-платформе и рассказал о своем детстве, выборе профессии, творческом становлении, учебе и жизни в разных странах. Он коснулся и нашумевшего цикла "Зеркало" и представил новый художественный проект "Самоизоляция", ставший неординарным дзитохцяновским откликом на ситуацию в мире.

    • РАСПЯТЫЙ НА КРЕСТЕ
      2020-07-20 09:50
      6338

      Сегодня день рождения выдающегося живописца Минаса Аветисяна. Сорок пять лет прошло со дня его трагической гибели, но интерес к уникальной личности художника и его феноменальному творчеству с годами еще больше растёт. Это привилегия всех классиков. А Минас еще при жизни вошёл в число классиков XX века.

    • В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
      2020-05-13 19:21
      284

      Сейчас, когда не знаешь, с кем и о чем говорить, мыслями обращаешься к художникам, композиторам, за чьим творчеством следишь много лет, чьи биографии уже давно нельзя разделить на то или иное произведение, превосходное или удачное - неважно: существует личность в нераздельности своих пристрастий, взглядов, убеждений.