Последние новости

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ КИМ КАШКАШЯН

Экспериментатор в жизни и творчестве

Имя нашей соотечественницы - великолепной скрипачки и альтистки экстракласса Ким КАШКАШЯН хорошо известно в Армении. Год назад она принимала участие в Международном фестивале, который прошел в ереванском Доме камерной музыки по инициативе художественного руководителя ансамбля "Дилижан" Мовсеса Погосяна, живущего ныне в США. Ким покорила публику высоким мастерством, ярким артистизмом, свежестью интерпретаций и необычным репертуаром. Поэтому неудивительно, что она многократный номинант на престижнейшую в мире музыки премию "Грэмми".

Недавно Ким Кашкашян был вручен "Золотой граммофон" от Академии звукозаписи за ее очередную работу – альбом "Куртаг и Лигети: музыка для альта". 55-я церемония вручения наград прошла в великолепном лос-анджелесском зале театра "НОКИА", в ходе которой было вручены призы в 70 самых разных категориях, - от джаза до дизайна обложек самих альбомов. В категории "Лучшее классическое инструментальное соло" было пять претендентов на награду, музыкантов с мировым именем. В итоге академики присудили приз Ким Кашкашян.

На записи, произведенной германской студией ECM, звучат произведения венгерского композитора Дьерда Куртага "Символы, игры и послания" и Соната Д.Лигети. О процессе работы над записью сама Ким вспоминает так: "Я села на поезд и поехала к Куртагу в Будапешт. Мы начали репетировать. Он контролировал каждую музыкальную фразу, каждый мой жест и взмах руки и, конечно, каждый звук. Он останавливал меня каждые две секунды и при этом говорил миллион вещей – это не так звучит, я не понимаю этого твоего действия, звучит неубедительно!" Практически во всех интервью и статьях о творчестве альтистки отмечаются ее свободный характер, независимая манера поведения как в жизни, так и на сцене. Она во время игры расхаживает по комнате, активно жестикулирует... Так вот, Куртаг остро реагировал и на это. "Он все время говорил: остановись, стой спокойно, не крутись. Эти твои передвижения мешают тебе извлекать правильные звуки".

Ким сильно рисковала, выбирая произведения двух таких неоднозначных композиторов. Оба венгры, тезки, они известны в мире музыки своим нетрадиционным подходом к самому понятию "современная музыка". Их не все понимают и принимают. Тем не менее – "Грэмми"!

У исполнителей на струнных инструментах существует множество различных профессиональных шуток касательно альта и исполнителей на этом редком инструменте. Но в мире существует также и большое количество произведений, написанных специально для этого инструмента, и в руках виртуозного исполнителя они становятся шедеврами.

Ким Кашкашян очень много времени уделяет в своем творчестве произведениям Дьерда Куртага, и запись-победительница - это уже третий альбом с музыкой Куртага в исполнении Кашкашян. А всего у нее более 60 работ в звукозаписи. Она исполняла и записывала произведения Моцарта, Бриттена, Хиндемита, Бартока, Баха, Канчели, Шостаковича, Пендерецкого, Мансуряна. (Эта работа – Второй концерт для альта с оркестром, в записи 1995 года - также номинировалась на "Грэмми". Они много раз встречались в процессе работы над этим произведением, и сегодня Ким воспринимает Тиграна Мансуряна как учителя и хорошего друга).

В ее активе работа с самыми разными музыкантами – от Венского филармонического оркестра до Большого оркестра Радио Нидерландов, от пианиста Роберта Левина до виолончелиста Давида Герингаса. Есть у нее работы и с музыкантами других жанров – джазовым пианистом Китом Джарретом, с которым они записали альбом с сонатами И.С.Баха, а с джазовым же саксофонистом Яном Гарбареком они исполняли произведение Тиграна Мансуряна.

Нельзя не отметить и ее совместную работу в квартете с легендами классической музыки – виолончелистом Йо-Йо Ма, скрипачами Гидоном Кремером и Даниэлем Филлипсом. На фирме "СОНИ КЛАССИК" таким составом они записали несколько альбомов - квартет Шуберта, квартет Шостаковича, адажио и фугу Моцарта...

Ким Кашкашян слывет в мире музыки бунтаркой. Известный критик Эдит Айслер так описывает визит домой к альтистке "Она сидела в деревянном кресле, скрестив ноги, одетая в какую-то голубую майку и широченные черные штаны, ее каштановые волосы были затянуты в пучок и оттянуты на затылок. Она была боса и без какого-либо макияжа. Я давно заметила, что Кашкашян любит сидеть в необычных позах, поджав под себя ноги и оперевшись на них локтем, поддерживать голову. Но в то же время она всегда выглядит собранной, сосредоточенной, с прямой спиной, словно, ее позвоночник привязан невидимой струной к потолку".

Ким КАШКАШЯН "Грэмми" -2012 не единственная почетная награда Кашкашян. В 1980 году она стала обладательницей 2-й премии на Международном конкурсе имени Лайонела Тертиса. В 1999 году вместе с пианистом Робертом Левиным она удостоилась приза "Эдисон" за исполнение сонат Брамса. В 2001 году она получила награду CANNES Classical Award за исполнение произведений Бартока и Куртага.

Но исполнительская карьера классического музыканта не единственное ее увлечение и поле деятельности. Она засветилась также и в кинематографе. В 1991 году она снялась в фильме "Германия: девять-ноль" у режиссера Жана-Луи Годара. А еще она исполнитель заглавной музыкальной темы саудтрека к фильму 1995 года режиссера Тео Ангеполуса "Взгляд Улисса". Как говорят, и та и другая работы более чем удачные.

Родилась она в американском Детройте, штат Мичиган. Музыке училась в консерватории Пибоди, ее учителями были такие известные музыканты, как Уолтер Трэмплер и Карен Теттл. Параллельно училась в Центре искусств. В детстве она хорошо говорила по-армянски, так как ее отец и мать между собой всегда говорили на языке предков, но позже окружение, американский образ жизни, отсутствие практики сделали свое дело, и сегодня на родном языке она помнит лишь пару слов.

Только за последние пару лет Ким Кашкашян выступала в качестве солистки с оркестрами Нью-Йорка, Берлина, Лондона, Мюнхена и Токио. За прошедший сезон она объездила с концертами практически все главные города Америки. Критики признают Ким Кашкашян наиболее совершенным музыкантом своего поколения. Газета "Сан-Франциско Кроникл" назвала ее "музыкантом, который совмещает пытливый, неутомимый музыкальный интеллект с невероятной красотой звука". К подобным эпитетам присоединяется и "Нью-Йорк Таймс", характеризуя ее как музыканта "с богатым, нежным тембром исполнения и выразительным артистизмом".

Сегодня она не только концертирующий исполнитель, но занимается также и преподавательской деятельностью. Она передает опыт, мастерство, а главное, дух бунтаря и неустанного экспериментатора своим ученикам в университете штата Индиана, в Фрайбурге и Берлине. С 2000 года она преподает в консерватории Новой Англии. Среди ее учеников - уже получившие известность и работающие самостоятельно музыканты Джулия Ребекка Адлер, Шейла Браун, Лим Суун Ли и Дьемонт Поппен. Станут ли они такими же успешными, сказать трудно – это зависит и от природного таланта. Но трудолюбию и свободе в выборе своего пути она их явно научила.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3529

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      4071

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1185

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      2996

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДОСТОИНСТВО СЛУЖЕНИЯ
      2019-06-26 11:04
      1075

      Кетти Малхасян... Всю ее долгую жизнь ею восхищались - ее талантами  и умом, обаянием и мужественностью, необыкновенной работоспособностью, которую она сохранила до последних дней. Заслуженный деятель искусств, профессор Ереванской консерватории, Кетти Ашотовна была одной из самых ярких представительниц армянской музыкальной культуры. С ее именем связана высочайшая исполнительская планка фортепианного искусства. Пианистка, подлинный просветитель, человек потрясающей энергии и увлеченности, она завоевала международное признание своей, ни на кого не похожей одаренностью.

    • В ПРОГРАММЕ - ШТРАУС И МАЛЕР
      2019-06-20 10:59
      3396

      На этот концерт невозможно не откликнуться, он оказался значительным и интересным. Живой интерес слушателей был вызван не только неординарной программой  - редко звучащие "Прощальные песни" Рихарда Штрауса - в первом отделении и Четвертая симфония Малера - во втором, но и наличие великолепной солистки Лианы Алексанян, получившей уже широкое признание в Европе.

    • ЗАВЕРШИЛСЯ СМОТР МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ
      2019-06-19 12:02
      2127

      Отзвучали последние аккорды XV Международного конкурса молодых талантов (в этом году соревновались пианисты), вызвавшего столь пристальный интерес музыкальной общественности мира. Нынешний конкурс был особенным: в этом году в определенной степени он был юбилейным - отмечал 15-летие со дня проведения первого творческого состязания. В 2003 году, отдавая дань уважения бесценному наследию Арама Хачатуряна, в рамках мероприятий, посвященных 100-летию композитора, впервые стартовал Международный конкурс им. А. Хачатуряна. Каждый год конкурс начинается 6 июля - в день рождения композитора.

    • 15-летняя пианистка Ева Геворгян заняла второе место на конкурсе Cliburn International Junior Piano Competition
      2019-06-10 12:46
      331

      Об этом сообщается на официальном сайте конкурса, передает Panorama.am.