Последние новости

ОДИН ИЗ СЕМЬИ ЗИЛДЖЯН

Для каждой категории музыкантов существуют культовые имена. Steinway - для пианистов, Selmer – для духовиков, Fender - для гитаристов, Zildjian - для перкуссионистов. Чуть позже последние определили для себя еще одно – Sabian. Оно появилось сравнительно недавно, но также прочно вошло в список лучших. Если вышеперечисленные названия известных фирм по производству музыкальных инструментов произошли от фамилий своего основателя, то Sabian - от имен детей создателя компании Роберта Зилджяна – SAlly, BIlly, ANdy… Сегодня они и руководят компанией, а ее создатель, выдающаяся фигура в музыкальном мире, автор многих уникальных по своему звучанию тарелок для перкуссионного искусства Роберт (Боб) Зилджян скончался всего лишь несколько дней назад в своем доме в Брансвике, штат Мэн, после трудной и короткой борьбы с тяжелым недугом. На тот момент ему исполнилось 89 лет.

С ДЕТСТВА НАДЕЛЕННЫЙ ПЫТЛИВЫМ УМОМ, СМЕКАЛКОЙ И УПОРСТВОМ, он вложил всю свою энергию и знания в развитие и процветание семейного бизнеса – производство различных тарелок для ударных инструментов. Он начинал деятельность в семейном бизнесе, основанном его предками в Турции в самом начале XVII века, в годы Второй мировой войны на заводе своего отца Арама Зилджяна в Бостоне. Говорят, фамилия этого рода берет свое начало от турецкого слова "зилджи", что означает "мастер по изготовлению тарелок", а откуда взялось окончание "ян" - понятно. Главным его принципом на протяжении всей жизни был "Семья - это бизнес, а бизнес - это семья", и поэтому он никогда не проводил различия и границы между своими деловыми и семейными отношениями. Любой его работник воспринимался им как родной человек, и со всех своих родственников, задействованных в бизнесе, он требовал по всей строгости, без оглядки на родственные отношения. Все время и силы до самого последнего дня жизни он отдавал своему производству.

Предание семьи Зилджян гласит, что в 1623 году в Константинополе жил и работал алхимик Аветис, который, как и все его собратья по цеху, пытался получить золото из разных сплавов. Секрета превращения металла в золото он не открыл, зато получил бронзу удивительно яркого звучания, того самого, что с тех пор и до сегодняшнего дня идет на изготовление лучших в мире тарелок для ударных инструментов, используемых во всех жанрах музыки и самыми разными составами музыкантов. На протяжении вот уже 400 лет "рецепт приготовления" сплава в роду Зилджян никогда не доверялся бумаге. Его передавали лишь устно от отца к старшему сыну.

Постепенно производство расширялось. Из Турции оно шагнуло в Европу. А в 1927 году произошло переломное событие в истории рода. Основная часть производства была переведена в США. Его возглавил Аветис Зилджян, который ранее занимался кондитерским бизнесом. Получив предложение от своих родственников из Турции "принять" бизнес, он не раздумывая согласился. Компания Avedis Zildjian Co была основана в 1929 году в Куинси, штат Массачусетс. Время оказалось весьма подходящим, в Америке наступала эра джаза – появилось невероятное количество больших оркестров и требовалось огромное количество тарелок, самых разных по размеру и звучанию. Компания Zildjian быстро пошла в гору. Она сотрудничала с такими известными виртуозами ударных установок, как Джин Крупа, Джо Джонс, Чик Уэбб, Луи Беллсон и Бадди Рич.

ЭРА СВИНГА ПРИВЕЛА К БОЛЬШОМУ РОСТУ ОБЪЕМОВ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ, и зилджяновский бизнес окончательно упрочился на американской почве. Многие десятилетия Аветис увлеченно занимался любимым делом, а в 1976 году он передал руководство фабрикой своему сыну Арману, который начал трудиться на фабрике с 14 лет, проводя здесь все школьные каникулы. Работал в плавильной, ставил фирменное клеймо на готовую продукцию, проверял, как звучат тарелки. Получив производство в свое управление, он создал модель успешного бизнеса, которую позже воспроизвели многие компании в области производства музыкальных инструментов.

В отличие от своих предков, Аветис передал секрет производства сразу двум сыновьям: Арману и Роберту. Как и старший брат, Роберт начал трудиться на фабрике еще подростком. Отец платил ему два доллара пятьдесят центов в день наличными, остальное переводил на его сберегательный банковский счет. Потом его ждала служба в действующей армии в Европе в годы войны, демобилизация после победы над фашизмом и возвращение к учебе в Дартмут, где молодой Зилджян специализировался в истории и философии. А затем снова родная компания. Роберт сменил здесь много должностей: работал бухгалтером, руководителем рекламной службы и службы продаж, отвечал за контакты с музыкантами, много ездил по стране по вопросам бизнеса компании. В 1968 году по поручению отца Роберт основал фабрику Azco в Канаде, где тарелки выходили под маркой Zilco, так как там система налогов была более либеральной.

У семьи была одна проблема – в Турции осталось еще одно производство тарелок под маркой K. Zildjian Istanbul, которой продолжали владеть дальние родственники. Роберту было поручено выкупить для компании Avedis Zildjian Co все акции турецкой компании, чтобы прекратить конкуренцию на американском рынке. Стамбульская компания продолжала работу до 1975 года, когда у нее возникли серьезные проблемы с властями на волне крайнего национализма, поднявшегося в Турции после кипрского кризиса. Отправившись в турецкую столицу, Роберт вывез оттуда в Канаду все производство и весь персонал фабрики. В Канаду эмигрировали и хозяева стамбульского предприятия, двоюродные братья Аветиса Керопе и Микаил Зилджяны с сыновьями, оживив за океаном отчасти подзабытые секреты стопроцентно ручного производства.

В 1951 году Роберт женился на Маргарет МакТавиш и сразу же ввел ее "в дело". Она вместе с ним занималась вопросами организации труда на фабриках.

КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ВСЕ ВЕТВИ СЕМЬИ РАБОТАЛИ НА ОДИН БРЕНД. Однако в 1981 году, через два года после смерти Аветиса, произошел конфликт, и каждый из двух его сыновей пошел своей дорогой. У Армана остались все торговые марки Zildjian и отцовская фабрика в Массачусетсе. Роберту пришлось столкнуться с выбором – или продать свои акции Арману и покончить с этим видом бизнеса, или возглавить фабрику в Канаде. Роберт выбрал второй вариант и основал независимую компанию Sabian. Начало 80-х было непростым временем для производителей ударных инструментов в связи с модой на электронные барабаны. Компании Sabian пришлось начинать в такую же непростую пору, как когда-то компании Avedis Zildjian. Но Роберт справился не хуже деда и к началу 90-х превратил свое детище в одно из крупнейших мировых предприятий по производству музыкальных тарелок с отделениями в Канаде, США и Европе.

Роберту всегда был присущ дух коллективизма, он считал Sabian одной большой семьей и, говоря обо всех аспектах бизнеса, постоянно употреблял слово "мы". Его малая семья стала частью большой, когда сыновья Энди и Билл один за другим поступили работать на фабрику.

Когда во всех сферах производства стали активно внедряться компьютеры и автоматизация, на заводах Sabian основной процесс изготовления остался ручным. Команда из пяти кузнецов, как и сотни лет назад, выковывает тарелки для ударных установок. Роберт Зилджян всегда любил повторять: "Ручная ковка тарелок - вот что дает тарелкам их музыкальную душу и, соответственно, делает продукцию Sabian конкурентной на мировом рынке". Сегодня на заводах выпускается около 300 разновидностей тарелок.

За почти 60 лет деятельности производство тарелок разрослось, количество моделей увеличилось, качество их намного улучшилось. В 2006 году он передал руководство компанией своему сыну Энди, но при этом сам продолжал работать в организации производства. Всей своей жизнью он олицетворял американскую поговорку: "Удар, который не сломал тебе хребет, делает тебя сильнее".

Кроме собственно выпуска тарелок Роберт уделял много внимания и общественной деятельности, так или иначе связанной с музыкой – различные фонды, стипендии, общества, деятельность которых направлена на развитие музыкального искусства вообще и перкуссионного в частности. Он умер в городе Медактик в своем доме, расположенном рядом с головной фабрикой по производству тарелок. В последний путь его провожали жена, сыновья, дочь и восемь внуков. И много-много музыкантов - рокеров, джазменов, классиков...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Анаит ХАЧАТРЯН: "НУЖНО ЛИШЬ НЕМНОГО ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕПЛОМ СВОЕГО СЕРДЦА
      2024-12-04 11:12

      "Я всегда, сколько помню, связывала себя с Арменией, - рассказывает Анаит Тиграновна Хачатрян, заместитель председателя Армянской диаспоры Владимира и Владимирской области, директор Армянского культурного центра города. - В далеком детстве, когда нас увезли родители в Россию, я устраивала скандалы, обвиняя родителей в том что они нас (меня и братьев) заставляют делать то что ИМ нужно. Многое поменялось, мы выросли, Россия, как и Армения, стала моим домом. Взрослая жизнь тоже порою заставляет принимать решения, которые причиняют боль сердцу, но все же мы это делаем. Но вот что не меняется во мне, так это фанатическая любовь к Армении, ее многовековой истории, к моим братьям и сестрам, живущим внутри и вне Армении."

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.