Последние новости

КАК В ЛУЧШИХ ОПЕРНЫХ ТЕАТРАХ МИРА!

В минувшую субботу alma mater отечественного музыкального искусства явилась Еревану в новом, воистину слепящем блеске.

"Теперь Оперному театру Армении могут позавидовать многие солидные сценические площадки Европы – далеко не каждая из них имеет такое серьезное современное техническое оснащение", - признавались по завершении реконструкции Национального академического театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова австрийские специалисты, приехавшие осуществить этот большой проект, значение которого сложно переоценить.

Опера

Конечно же, руководство театра понимало, что отметить перерождение театра стоит премьерой. Но такое решение потребовало бы, как минимум, еще нескольких месяцев кропотливой работы, а, видимо, уж очень не терпелось как можно раньше явить миру новообретенный блеск. Так что открылся театр гала-концертом, в который вошли сцены из опер и балетов текущего репертуара. Оказывается, иногда вынужденное решение – самое верное. Потому что один, даже самый распрекрасный спектакль не смог бы с такой полнотой открыть перед публикой всю роскошь нового обретения.

О, как жаль, что вас там не было! Это было настоящее пиршество – звука, цвета, изысканности и мощи, тончайшей светописи и невероятных визуальных превращений. Всего того, что мы прежде с завистью наблюдали с экранов телевизоров, глядя на знаменитые европейские оперные постановки, всего того, о чем, казалось, не приходится мечтать и что вдруг стало такой прекрасной, вдохновляющей и наполняющей гордостью реальностью.

Гордостью светились лица сидящих в ложе президента страны Сержа Саргсяна и его супруги, поклонницы и покровительницы Оперного театра. Гордостью светились лица официальных и неофициальных деятелей всех мастей, пришедших приобщиться к воистину общенациональному празднику. Ведь Опера в Ереване – больше чем Опера. Архитектурный шедевр Таманяна, повидавший на своем веку и аншлаги на культовых премьерах, и аншлаги митингов на своей площади, этот символ независимости и свободы, культуры и искусства, наша честь и гордость сегодня в очередной раз переродился, чтобы обрести новое лицо и новую славу.

ОпераДаже фрагменты из последних масштабнейших спектаклей, поразивших нас постановочным шиком, – "Спартака" и "Аиды" воспринимались как увиденные впервые. Явившаяся в новом свете – в самом буквальном смысле слова – сцена казалась огромной и бесконечной, как космос. И в этой бескрайней театральной галактике вспыхивали фейерверки света, преображая фактуры и краски, бесконечно менялись мультимедийные задники. Даже национальный, традиционный сценический образ балета "Гаяне" вдруг стал выглядеть совсем по-иному, обретя невиданный лоск.

У всегда сдержанного директора Национального театра оперы и балета Камо Ованнисяна срывался голос: "Как вспомню работу нашей прежней аппаратуры – ведь управляли вручную, и это сопровождалось такой "акустикой", что даже зрителю в зале было слышно. А теперь мы можем позволить себе любые постановочные изыски!"

Это восторженная часть моего монолога – она окончена. Теперь часть фактическая. Великий технический почин в Оперном театре по инициативе правительства РА и при его поддержке осуществила австрийская компания Waagner-Biro Austria Stage Systems AG в рамках кредита, предоставленного Армении правительством Австрии. Для любителей считать не свои деньги - реконструкция сцены театра обошлась в 8 млн евро.

В рамках этой реконструкции приказала долго жить техника, вызывавшая содрогание директора театра. На смену ей пришли новейшие системы цифрового управления светом и звуком, оборудование для профессиональной цифровой звукозаписи, радиосистема и телемониторы. Полностью сменен помост сцены и оркестровой ямы, каркасы декораций. Все технические инновации были завезены из Германии и Австрии, а это, как вы понимаете, "фирма гарантирует".

ОпераИспытательные работы в Оперном театре, радиорубки которого начали напоминать космодром, начались задолго до официального открытия театра. Но одно дело - эту аппаратуру испытать, и другое – полностью ее освоить. Пока работников нашего театра взяли под свое крыло все те же австрийцы, с характерной дотошностью открывающие им ноу-хау новейших технологий. Ну а потом… Здесь опять же открываются радужные перспективы. В виде открытия в соответствующих вузах отделений, готовящих кадры для такой непростой работы. Будем надеяться, что будущие специалисты без работы не останутся. Что перерождение Национальной оперы в театр, оснащенный по высшему мировому классу, - решительный и прекрасный, но только первый шаг в движении, которое охватит рано или поздно все театры страны. По крайней мере президенту Сержу Саргсяну дело представляется именно в этом свете.

А если вас не было в числе счастливчиков, увидевших преображенный Оперный в свете новой рампы, не огорчайтесь. Свой блистательный гала-концерт театр на нынешней неделе повторит еще два раза. А если вам и туда попасть не удастся, даже это не повод для расстройства. Камо Ованнисян обещал, что уже в нынешнем сезоне Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова выпустит две премьеры совершенно нового качества – как в лучших оперных театрах мира!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «СОМА. ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО» НА СЦЕНЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА
      2022-04-09 10:11

      14 апреля Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представит публике очередную премьеру - новую постановку оперы Авета Тертеряна «Сома.Огненное кольцо». Этой премьерой коллектив театра отметит знаменательную дату – 125-летие со дня рождения великого армянского поэта Егише Чаренца.

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.