Последние новости

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХРАМОВ МЕЛЬПОМЕНЫ

Нет худа без добра. Об уложении, родившемся в недрах Министерства финансов и предписывающем государственным театрам страны за год декларировать все предполагающиеся затраты, объявлять тендер на любой предмет, включая гвозди и туалетную бумагу, и прочие обязанности, делающие творческий процесс практически невозможным, "ГА" уже писал. Однако сомнительная разнорядка сия вызвала не только возмущение профессионалов - она заставила их объединиться и приложить все усилия, чтобы наконец обратить внимание правительства на многочисленные вопросы, накопившиеся с тех пор, как очаги культуры обрели статус некоммерческих государственных предприятий.

Абсурдный закон действительно вызвал шквал недовольства. Возмутились даже самые претерпелые, предпочитающие ни при каких обстоятельствах не портить отношений с властью - пошли письма премьер-министру Тиграну Саркисяну, требования о встрече с представителем Министерства финансов, автором неподражаемого опуса.

Комментирует инициатор движения против абсурдного закона, директор Государственного театра кукол им. Ов.Туманяна заслуженный деятель искусств РА Рубен БАБАЯН.

"МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОДНОГО ИЗ УПРАВЛЕНИЙ МИНФИНА. Думаю, сыграли свою роль и наши многочисленные письма, и личные встречи с премьером Тиграном Саркисяном. В любом случае, какая-то, самая дикая часть нового закона была отозвана. Но многое осталось, хотя даны какие-то поручения - изменить, создать список, что должно подвергаться тендеру, а что нет. В решении Минфина сохранился еще один совершенно жуткий пункт - предварительное оглашение всех закупок на весь последующий год, что противоречит логике творчества, убивает его возможность. Словом, все пока в подвешенном состоянии. Вопрос театрального управления, финансовой деятельности просто долго игнорировался, в результате чего получили то, что получили. Как сложится дальше, не знаю. Я очень рад, что это неправильное решение спровоцировало реакцию, - ведь проблемы намного глубже. Когда-то я был против закона о театре, считая, что никакой закон не может регулировать творческую деятельность. Но в результате последних постоянных изменений финансовой политики пришел к убеждению, что такой закон нужен. Нужно как-то определить и понять, что управление творческим процессом - это специфическая область как хозяйственной, так и финансовой деятельности. И должны быть совершенно специфические подходы, указы, распоряжения. Пытаться все свалить в одну кучу и одинаковыми решениями регулировать совершенно далекие друг от друга сферы, которые называются государственной некоммерческой организацией, просто невозможно. В библиотеках во главе угла стоит привлечение читателя, в театре - творческий процесс создания спектакля, где-то - какие-то другие, и чесать все это под одну гребенку невозможно. И у нас возникло желание создать так называемый совет директоров театров. Может, это первый шаг к дальнейшему налаживанию диалога", - считает Рубен Арташесович.

Идея создания не очередного творческого объединения, а некоего органа, в какой-то мере воссоздающего почившие в бозе профсоюзы, актуальна как никогда. Ведь пока Мельпомена полеживает на своем облачке, умильно взирая на свои пришедшие в порядочное расстройство храмы, государство все усерднее норовит превратить эти самые храмы в производственные фабрики. Так что еще раз спасибо Минфину и его уложению, сдетонировавшему подобным образом.

карикатура"В ПРЕЖНЕМ ЗАКОНЕ СУЩЕСТВОВАЛА СТАТЬЯ О БАЗОВОЙ СТОИМОСТИ В ОДИН МИЛЛИОН ДРАМОВ, то есть в размере миллиона можно производить закупки, не объявляя тендер, а это уже что-то. Вот мы как законопослушный театр закупили определенное количество клея по тендеру. Клей не клеит! Так и должно быть, потому что мы купили не у проверенной организации и не то, что хотим. И так практически во всех сферах. Решение об отмене этого права на закупки в рамках миллиона, которое нынешним решением Министерства финансов отозвано благодаря нашим стараниям. Но дело не только в закупках. Повторюсь, у нас абсолютно иная специфика, и касается она всего. В том числе и оплаты, сохранения служебных полномочий, штатов, которые, естественно, в театре должны рассматриваться не так, как на заводе. Вот Оперный театр, где солист выступает несколько раз в год. Платить ему зарплату каждый месяц бессмысленно. Платить ему солидный гонорар за каждое выступление, конечно, правильно, но тогда артист лишается трудового стажа. Что такое стаж для творческого работника? Может ли он измеряться параметрами, как у машинистки? - задается вопросом директор Кукольного театра. - Это же совсем разные критерии. Ведь стаж художника, который пишет картину, не может определяться тем моментом, когда он ставит последний мазок и подписывается. То есть огромный комплекс проблем. И подход - пожаловались директора театров, и тут же что-то изменили, - думаю, не самый правильный. Правильно собраться, обсудить, создать какую-то комиссию, которая просто разберется, какие нужны правила для управления этой областью творческой деятельности. Правила, касающиеся не только хозяйственно-финансовой деятельности, но и распорядка рабочего дня, и штатного расписания, и прочего. Мы же сталкиваемся с проверяющими, которые возмущенно спрашивают, почему актера с девяти утра нет на работе".

Тема проверяющих, ревизоров-аудиторов и прочих - это особая статья, описать которую способно было бы разве что перо Булгакова. Смотреть на зачастивших в театры упитанных дяденек и ушлых мальчиков в галстуках и застегнутых на все пуговицы пиджаках нет ни желания, ни сил, но приходится. И, главное, лица такие важные, с самосознанием - люди делом заняты. Распахнул понеожиданнее дверь, развернул повнушительнее журнал со штатным расписанием - всем оставаться на местах! Имя, фамилия, должность?! Па-ачему здесь находитесь?! Можно, конечно, относиться к подобным бдениям с юмором. Но вот в одном из столичных театров уже завели соответствующий журнал, чтобы работники подписывались при приходе и уходе на работу. Директор и сам знает, что бред. А все же от греха подальше.

НО ВЕРНЕМСЯ К КОММЕНТАРИЯМ РУБЕНА БАБАЯНА: "ОБВИНЯТЬ ЛЮДЕЙ, которые не знают театральной специфики, я не хочу. Но если принимается решение по области, в которой люди не сильны, следует как минимум проконсультироваться с теми, кто в этом процессе долгие годы варится, управляет долгие годы. Не нужно думать, что все озабочены только одной мыслью - как бы обойти закон. Это абсолютно не так. Наоборот, удобный, хороший закон, дающий возможность работать, только вызывает восторг, в отличие от решений, подобных принятым Минфином. Все идет от элементарного незнания. Здесь, я думаю, очень велика должна быть роль Министерства культуры, которое, когда принимаются какие-то решения, а тем более решения финансового, организационного характера, должно ставить во главу угла специфику данной области. Параметры должны быть другие. Я не говорю, что должны быть льготы, об этом я уже давно не говорю. Речь о том, что в разработке финансово-хозяйственной деятельности для творческих организаций должны быть особенности. В противном случае мы просто не понимаем, что такое творчество. Потому что если мы считаем, что и рабочий день, и стаж, и оплата, и финансы творческой организации ничем не отличаются от организации по закупкам сена, то мы просто ничего не понимаем в этой области".

КарикатураНасчет "не хочу обвинять людей, которые не понимают театральной специфики" с Рубеном Арташесовичем можно поспорить. Во-первых, незнание, как известно, не освобождает от ответственности, во-вторых, не знаешь - не лезь с директивами. Впрочем, спорить с руководителем Театра кукол не стоит, поскольку сам он человек не просто умный, но укатанный крутыми горками, за годы директорствования навидавшийся и наслышавшийся от чиновников всякого.

"Люди, которые привыкли обходить закон, обойдут любой закон. Но нельзя устанавливать закон, который невозможно не обойти! В этом случае и правые, и виноватые попадают в одно поле, - начинает горячиться Бабаян. - Один нарушает закон, чтобы театр работал, другой - чтобы набить свой карман. Но нарушают оба! Более того, когда придет проверка, тому, кто работает, нечем ей заплатить, а другому есть чем откупиться. В результате пострадает работающий. В специальной беседе нам как один из доводов, почему такие жесткие меры по покупке каждого гвоздя, было сказано следующее: "В страну в огромном количестве завозится неучтенный товар, мы хотим поставить перед этим явлением заслон на вашем уровне". Это что же получается, на уровне Налоговой инспекции, таможни они заслон поставить не могут, и эта почетная миссия возлагается на плечи Кукольного театра?! А в ответ слышишь, что "тот самый неучтенный товар завозится именно этими службами - как же они могут сами с собой бороться, а вы не имеете к этому отношения". И все это говорилось на полном серьезе. Это же маразм!"

В СВЕТЕ ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО МАРАЗМА СТАЛ ВЫСВЕЧИВАТЬСЯ ВОПРОС, который, кажется, один и может стать основой конца маразматической тьмы. Поручик Голицын, а может, вернемся? К прежней, плодотворно работающей системе, когда первый человек в театре - художник, артист, художественный руководитель, а директор - это тот, кто прикрывает тылы, а не стремится с подачи государства перековать лиры на орала? Вопрос, словно сам собой вытекающий из всего контекста создавшихся проблем вообще и беседы с руководителем Кукольного театра в частности был робко задан. Но, кажется, лишь еще больше разбередил раны Рубена Бабаяна.

"У творческой организации одна цель, причем цель, субсидируемая государством, - создание произведений искусства. И, казалось бы, кто может осуществить эту цель, если не человек, Богом целованный. Но, к сожалению, все что происходит, постепенно приводит к тому, что театры превращаются в какие-то финансово-хозяйственные отчетные учреждения. Лично мне, моему театру, для того чтобы поднять требуемый огромнейший обоз финансовой отчетности, постоянно нужны новые и новые кадры, которые я даже не знаю, где разместить. Что, закрывать гримерки или цеха по производству кукол, чтобы давать этим людям место для работы? Необходимо покупать компьютеры, набирать штаты. Этот объем документации, бесконечные таблицы! Я понимаю, сидят в Минфине люди, им нужно как-то заполнить рабочий день, но отдуваться-то приходится нам. Тем более что наше Министерство культуры нашло прекрасный выход. Оно получает по электронной почте всякие разнорядки, тут же делает forward на все театры и - отдыхает! Раньше в нашем театре соотношение творческого и нетворческого состава было где-то три к одному. Но, кажется, скоро весь творческий состав вообще придется убрать. И тогда вся отчетность у нас будет на замечательно высоком уровне! Мы будем образцовой организацией! Ведь о нас теперь судят по отчетности, а не по художественному качеству спектаклей", - завершил свою эмоциональную речь Бабаян.

Словом, сложно. Впору опустить руки. А можно и решить для себя, что стакан наполовину полон, а не наполовину пуст. Так что благословенны не ведающие, что творят, ибо им принадлежит провоцирование инициативы. Будем надеяться - еще и способность выслушать и понять. Тогда, возможно, диалог объединившихся людей театра с вершителями их судеб состоится. И стакан начнет наполняться - не только директивами и отчетами, но качественными спектаклями.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.

    • А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !
      2018-12-12 15:25

      Заметки о современной песне "Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".