КВАРТЕТ С АНЖЕЛОЙ АВЕТИСЯН
Однажды один умный человек сказал мне, что лично знакомиться с музыкантами, артистами, художниками нужно лишь после того, как узнаешь и оценишь их творчество. На сей раз все получилось именно так. На одном из музыкальных сайтов я услышал запись Angela Avetisyan 4tet, понял, что это мне нравится, и решил познакомиться с авторами и исполнителями этой записи. Выяснилось, что группа считается немецкой по, так сказать, прописке, но двое участников квартета прекрасно говорят по-русски: Анжела Аветисян - уроженка Армении, а пианист Михаил Антонов родился в России и приехал в Германию относительно недавно.
ЛИДЕР ГРУППЫ, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА НА ТРУБЕ АНЖЕЛА АВЕТИСЯН родилась в 1988 году в Масисе. Ее родители никакого профессионального отношения к музыке не имели, хотя мама окончила в свое время музыкальную школу и до сих пор играет на гитаре и баяне, а бабушка с маминой стороны поет в хоре. Тем не менее то, что Анжела стала профессиональным музыкантом, отчасти случайность, по крайней мере на трубу выбор пал совершенно случайно.
Семья переехала из Армении в Сибирь, когда девочке исполнилось 4 года. Несмотря на некоторую бытовую неустроенность, мама всегда хотела, чтобы дети обучались музыке. Старшая сестра Аня поступила в музыкальную школу на класс саксофона, но учеба не приносила ей особого удовольствия. Глядя на нее, мама решила для себя, что Анжеле не стоит так "мучиться". Но вскоре семья переехала в новую квартиру в 5 минутах ходьбы от музыкальной школы, и мама поменяла свое решение. Анжела, мама и сестра обсуждали, какой инструмент стоит выбрать младшей дочери, которая без энтузиазма принимала участие в этих обсуждениях, а мама считала, что инструмент обязательно должен был быть духовым.
В сентябре 2000 года девочка познакомилась со своим первым преподавателем Валерием Филиповым и первый раз в жизни взяла в руки трубу. После этого для нее многое изменилось. Педагог ее был настолько одержим музыкой, что это увлечение передавалось и ей. На его уроки она всегда ходила с удовольствием. На занятиях упор делался на классику, но уже тогда педагог потихоньку включал в программу несложные джазовые темы. Однажды он показал ей видеозаписи корифеев джазовой трубы Майлса Дэвиса и Луи Армстронга - музыканты произвели на ребенка действительно сильное впечатление. И с того момента она решила, что хочет играть джаз. Нет, конечно, она любила классику и сейчас ее любит. Знаменитый советский трубач Тимофей Докшицер до сих пор остается одним из ее любимых трубачей, но она считает, что джаз дает музыканту (в частности трубачу) гораздо больше возможностей реализовать себя. Таким образом, после окончания школы Анжела решила поступить в Свердловское музучилище им. Чайковского на эстрадное отделение - одно из первых в СССР. Ее преподавателем здесь стал замечательный джазовый трубач Сергей Пронь. Параллельно она подала документы на заочное отделение Уральского госуниверситета на факультет искусствоведения.
В 2009 ГОДУ АНЖЕЛА АВЕТИСЯН ОКОНЧИЛА УЧИЛИЩЕ С КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ и намерением продолжать обучение в Европе. Выбор остановился на International Music College Freiburg отчасти из-за того, что Фрайбург находится недалеко от границы со Швейцарией, Францией, а профессор по классу трубы тут Гэри Барон - выдающийся американский джазовый трубач. В процессе обучения наша героиня познакомилась с большим количеством интересных людей, участвовала во многих музыкальных проектах совершенно разной стилистики, получила самую престижную в школе стипендию "Культурпарка", также посещала мастер-классы и дополнительные образовательные программы, среди которых была поездка в Италию на джазовый фестиваль в городе Атина. А параллельно с учебой в Германии в 2011 году она защитила дипломную работу в России и закончила университет.
Но помимо учебы у Анжелы была мечта. Она всегда хотела играть свою музыку и в конце-концов собрала свой собственный бэнд - Angela Avetisyan 4tet. Они записали свой дебютный студийный альбом Inside, отыграли концерты по всей Германии, выступали во Франции, Швейцарии, Бельгии. И сейчас продолжают активно работать.
Идея создания группы зародилась в сентябре 2011 года. Сначала в группе были трое участников (Миша, ударник Дамиен Стат и Анжела), с Мишей они были знакомы еще в России, Дамиена узнали во Фрайбурге. Потом к ним присоединился и четвертый участник. Но с ним группе не везло, бас-гитариста по разным причинам приходилось несколько раз менять. Дело в том, что участникам группы предъявлялось несколько требований и среди чисто музыкальных было и одно, чуть ли не самое главное - участник должен полностью отдаваться музыке и самой группе. Т.е. чисто человеческие отношения в квартете стоят на первом месте.
Спустя некоторое время группе поступило предложение сыграть концерт в Европарламенте в Брюсселе (Бельгия). Конечно, это большая удача для молодого коллектива, и они не подвели - концерт прошел более чем удачно. А уже активно выступать перед публикой группа начала летом 2012 года. К концу году ребята решают сделать демо-записи. Они отправляются в студию, однако вместо 5 минут демо записывают целый альбом. К тому моменту у них уже накопилось достаточно собственных композиций, которыми они хотели поделиться. Большинство композиций уже звучало вживую и знакомо музыкантам, хотя были и совершенно новые - одну из них Анжела и Миша принесли прямо в студию и записали ее, предварительно не репетируя. А какие-то номера рождались прямо в студии. Ребята остались очень довольны результатом. В апреле 2013 года они провели тур в поддержку диска по городам Германии и Швейцарии.
СЕГОДНЯ ANGELA AVETISYAN 4TET ПРОДОЛЖАЕТ ИГРАТЬ КОНЦЕРТЫ, выступает на джазовых фестивалях и работает над новым материалом. А совсем недавно, буквально пару месяцев назад, после окончания школы во Фрайбурге Анжела поступила в консерваторию в Мюнхене, которую планирует закончить через 2 года со степенью мастера.
Я послушал альбом Inside. Это типичный образчик так называемого New Urban Jazz-а, где джаз звучит в обрамлении приемов других стилей - таких как фанк, соул, электроника. Барабаны, выбивающие моторный ритм, густой звук бас-гитары, солирующие в джазовом стиле инструменты - в данном случае труба и электронные клавишные создают так называемую атмосферную музыку, но с весьма напряженной начинкой. Джаз для молодежи, может быть, даже для дискотеки. Звучит приятно, завораживающе, даже как-то фантастически. И еще хочется отметить, что увлечение Майлсом Дэвисом в детстве не прошло незаметно - слушая звучание трубы Анжелы, то и дело вспоминаешь этого гения джаза.
В заключение разговора я задал Анжеле два вопроса. Первый касался ее будущего.
- Все свои будущие дела я связываю с трубой и джазом, и только с ними. Я буду продолжать работу с квартетом, может быть, появятся какие-нибудь новые проекты, но двигаться я буду только в сторону джаза. Это решено на все 100 процентов.
А второй вопрос был чисто "армянским". И ответ последовал весьма ожидаемый:
- К сожалению, по-армянски я не говорю, хотя моя мама (она русская по национальности) разговаривает. Что касается связей с Арменией, то мы нашли многих родственников, некоторые из них тоже живут сейчас в Германии. Мне бы очень хотелось приехать вновь в Армению, мне очень интересна армянская культура, а еще я люблю звук дудука. Он в последние годы стал очень популярным в мире. Несколько лет назад я получила в подарок этот инструмент, но как следует играть еще не научилась. Надеюсь, что в будущем у меня это получится.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.