ОДУХОТВОРЯЯ ДЕРЕВО
Виталий Оганесян никогда не рекламировал свои работы. До сих пор его имя известно лишь узкому кругу любителей искусства, а его работы находятся преимущественно дома, у друзей, в частных коллекциях. Он - не профессиональный скульптор, а инженер-механик, кандидат технических наук, долгие годы работал на кафедре "Инженерная графика" Государственного инженерного университета Армении.
ВПЕРВЫЕ Я УВИДЕЛА ЕГО ИЗЯЩНЫЕ СТАТУЭТКИ ИЗ ДЕРЕВА более тридцати лет назад, когда он с семьей вернулся из длительной командировки в Алжир. Тогда я не догадывалась, что хозяин дома и есть автор этих изумительных работ. Но с годами их количество росло, менялась тематика композиций. Они поражали своей самобытностью, и выявить их автора уже не составляло труда. Многие из тех статуэток сохранились и сегодня. Поразительно, их энергия не иссякает: глядя на работы Виталия, не устаешь, не свыкаешься с ними, а напротив, находишь в его простых мотивах детали, которых раньше не замечала. И вот недавно в конце дня в сумеречном полусвете балкона, который Виталий превратил в свою мини-мастерскую, я застала его, еще не остывшего после дневной работы, исподлобья бросающего взгляд на неоконченную фигурку. Она излучала теплый свет, была цельной и свежей, как лесной воздух, и звала задуматься над тем, каким пластичным может оказаться обычный кусок дерева, если ему придать современную форму. Но своего создателя она чем-то не устраивала.
- Я хочу, чтобы моя горянка заговорила, - с улыбкой говорит он. - А она молчит. Видимо, я еще не вдохнул в нее душу...
Обаятельный, с хорошо развитым чувством юмора, общительный и умный собеседник, Виталий редко раскрывается до конца. Всегда в нем остается что-то потаенное, некое жизненное вещество, которое он расходует по собственному усмотрению.
Мне трудно сказать вполне определенно о тех толчках, которые были началом его замыслов. Это все остается делом его сложной внутренней работы. Виталий всегда невероятно работоспособен, умен и, я бы сказала, сверх всякой нормы накален той нервной энергией, которая и дает возможность излить себя в творчестве, хотя об этой стороне деятельности он никогда не говорит всерьез.
- ТРУДНЕЕ ВСЕГО ОТЫСКИВАТЬ ТЕМУ, - ОТМЕЧАЕТ ОН. - Непрост, конечно, сам процесс работы над материалом. Порой трудно сказать, когда именно и отчего возникает тот или иной замысел. Мне материал чужд до тех пор, пока не появится скрытый подтекст, неожиданная мысль. Самые прекрасные минуты в работе - это оживление равнодушных вещей. Я оживляю их, они - меня. Вероятно, с этого момента появляется то, что называется замыслом.
Оганесян не претендует на исключительность: он по-настоящему порядочен, добр, как может быть добр человек, щедро одаренный и душевный. Нравственное отношение к предмету - вот что главное для Виталия. Не осознав этого, трудно войти в мир его образов: есть опасность остаться холодным созерцателем, который смотрит, но не видит, судит, но не чувствует. Гармония - это созвучие. И Оганесян всю жизнь ищет гармонию, объединяя в пластических образах природу в целом. Вот почему его тема односложна: это фигура мужчины или женщины - начало всех начал. Причем мастер уверен, что можно выразить радость или страдание и в неподвижных чертах, не искажая лица внешними проявлениями чувств.
Постигать тайны ремесла Виталию приходилось самостоятельно - колоссальным усилием воли, таланта, трудолюбия. Без этого каждодневного труда жизнь, по его мнению, лишается смысла. Возможно, в этом увлечении сказалась его юношеская страсть к авиамоделированию. Еще в школьные годы он принимал участие во многих соревнованиях в этой области и удостоился звания лауреата и мастера спорта. Отсюда и выбор профессии - инженера-механика, и дальнейшее увлечение - резьба по дереву. Есть в разных работах В.Оганесяна особенность, которая объединяет все созданное им за все эти годы - это любовь к тому, что он делает. С удивительной силой страсти, любви, таланта он оживляет дерево, используя и опыт народного искусства, и античную экспрессию, и свое собственное видение предмета. Последнее особенно важно, потому что эту простоту он находит в самом себе, в своем восприятии любого жизненного явления.
Страсть отыскивать все первозданное заставляет Оганесяна искать дерево самому. В одних случаях это грушевое дерево, в других - бук или орех, в Алжире - эвкалипт, имеющий яркий темноватый оттенок, который после обработки окисляется, приобретая красноватый тон.
ВОТ ОДНА ИЗ РАННИХ РАБОТ - АФРИКАНСКАЯ МАТРЕШКА. Она классична, как изображения на древневосточных вазах. В ней есть благородство, буколическое спокойствие и в то же время она непритязательна и свободна.
И снова - женская фигура, воспроизведенная с такой одухотворенностью и чистотой, что диву даешься. Одна из лучших работ - образ Будды в женском обличьи из орехового дерева. Великолепно подчеркнуты складки одежды, которые словно переливаются волнами и от которых трудно оторвать глаза. Рождается ощущение личного присутствия при поисках мастера, будто сама видишь, как из маленького куска дерева проступают формы, возникают мягкие очертания статуэтки. Оттенки, цвета, световой ритм образуют не только линию, объем - они пластически выявляют содержание, внутреннюю сущность образа. И примечательно, что истоки этого мастерства - в неиссякаемом и щедром народном творчестве...
В последние несколько лет В.Оганесян меньше работает - сказывается отсутствие стимула, необходимой ауры, позволяющей искать новый материал. Но длится это недолго. В его мастерской - новые фигуры с восточным уклоном и два изумительных ларца, созданных с особой любовью, которые он приготовил для своих дочерей - Анны и Нуне.
Уходя от мастера, я совсем другими глазами смотрю на неодухотворенное для меня и столь послушное в его руках дерево. И вспомнились строки Баратынского: "Глубокий взор вперив в камень, художник нимфу в нем прозрел, и пробежал по жилам пламень, и к ней он сердцем полетел. Но, бесконечно вожделенный, уже он властвует собой: неторопливо, постепенно резец с богини сокровенной кору снимает за корой".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2014-06-18 17:23
Наше оперное искусство в свое время завоевало широкое признание, и мы гордимся музыкально-театральными традициями нашей страны. Но сегодня необходимо направить внимание на проблемы нынешнего музыкального театра, на художественную и гражданскую позицию тех деятелей театра, которые стремятся к решительным переменам в общетеатральном процессе, к обновлению средств и методов творческой работы. Ведь сегодняшний театр несет в себе много противоречивого, парадоксального: в одно и то же время здесь наблюдаются и приметы творческого подъема и некоторого упадка.Вот почему и назрела необходимость встречи с недавно назначенным генеральным директором Национального академического театра опера и балета им. А.Спендиарова Андраником АРЗУМАНЯНОМ. Приемная его в день нашей встречи напоминала корабль, попавший в сильный шторм. Легко представить, сколько дополнительных трудностей, неожиданных требований, телефонных звонков обрушились на него, энергичного и неунывающего...
-
2014-05-16 17:27
Ереван покорен энергией композитора Степана Ростомяна. Чувство благодарности испытываешь всякий раз, присутствуя на концертах, организуемых Независимой ассоциацией XXI век, имеющей устойчивую привычку преподносить слушателям нечто особенное, яркое.
-
2014-05-12 00:00
Его называли королем джаза, легендой армянского музыкального искусства. Его творчество стояло особняком в музыкальном мейнстриме. Он представлял собой уникальный инструмент, устремленный в будущее, и в таком качестве занимал свое особое место в музыке второй половины XX века и начала нового столетия. Константин Орбелян был одним из самых одержимых и преданных своему делу современных армянских композиторов, не говоря уже о его деятельности в качестве художественного руководителя и главного дирижера Государственного эстрадного оркестра Армении. Этому прекрасному служению он отдал все имеющиеся, редко встречающиеся в одном человеке таланты - композитора, пианиста, дирижера, организатора, первооткрывателя современного джаза в Армении. И в этом качестве он получил интернациональное признание.
-
2009-12-23 17:33
К 90-летию со дня рождения Геворга ЭМИНА "Будь на то моя воля, я стоял бы на границе Армении и каждому приезжающему в Армению гостю вручил книгу "Семь песен об Армении" Геворга Эмина как золотой ключ к пониманию истории и судьбы этого народа и этой страны" - так писал Илья Эренбург после выхода знаменитой книги поэта. Будь у Эмина всего лишь эта книга, он все равно остался бы в истории современной армянской литературы. "Семь песен об Армении" - это высшее напряжение и мощный пафос от первой до последней буквы. Может быть, никого другого из армянских писателей второй половины XX века не следует перечитывать так часто, как Паруйра Севака и Геворга Эмина и прежде всего его "Семь песен об Армении"...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2022-11-18 10:47
С 11 по 13 ноября по столичному адресу ул. Анрапетутян, 38 прошли «Дни открытых дверей», посетить которые спешил каждый, кто небезразличен к армянской культуре. И не удивительно, ведь в течение всех трех дней посетителям была дана эксклюзивная возможность соприкоснуться с творчеством одного из талантливейших скульпторов Армении Беника Петросяна. И не где-нибудь, а на территории дома, где каждый уголок связан с творчеством этого непревзойденного Мастера, чье богатейшее наследие было вновь представлено в эти дни публике.
-
2022-04-29 10:08
Музей Ованнеса Туманяна в Ереване можно по праву назвать очагом армянской культуры, где не только хранятся экспонаты, архивы и творческое наследие великого писателя, но и реализуется масса проектов по разным видам национального искусства. Одним из важных направлений, привлекших внимание музея, с недавних пор стала армянская вышивка, обретшая здесь своеобразное покровительство.