"СУПЕРМАМА" - АБСОЛЮТНЫЙ ЛИДЕР ПРОКАТА
Армянское кино в попытках делать жанр
Разговоры о том, что кино у нас в стране кончилось, то ли вообще не начиналось, не прекращаются. При этом парадоксальным образом только за один киносезон, то есть за минувшую осень, столичные кинотеатры пополнили репертуар 8 новыми картинами. О каких-то из них мы писали, а о каких-то - пока нет. В любом случае, радует одно: в нашей стране стали снимать больше фильмов, и их количество однажды обязательно перерастет в качество.
ЗА ОСЕНЬ МЫ СТАЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ ВОСЬМИ ПРЕМЬЕР. Можно проследить главную тенденцию: в отечественном кинематографе появились жанры, каждая картина нацелена на свою аудиторию, принимающую условия игры. Кстати, в предыдущем периоде развития армянского кино этого вовсе не наблюдалось. Если, например, сравнивать с соседским грузинским, наш кинематограф в большинстве случаев был далек от природы кино, с примесью театральности и излишним нагромождением этнографии. Да и кино - искусство молодое, в таких условиях оно, конечно же, за некоторыми редкими исключениями, трудно дышало. Кинематограф независимой Армении как будто бы освободился от груза, но принялся придумывать велосипед, который вроде бы давно уже изобрели. Сегодня снимают так, словно и не было столетней истории развития отечественного киноискусства, словно никто до них не видел реальность глазом объектива.
Но перейдем к самим фильмам. Начнем с жанра мрачного. В
начале сентября на экраны страны вышел первый армянский фильм ужасов. Во всяком
случае так говорилось в рекламе. Вынуждена разочаровать создателей картины - не
им принадлежит честь первооткрывателей. Несколько лет назад вышел фильм Наири
Акопяна "Гнев", вот он-то и был первым. Так что нынешняя
"Мертвая долина" - второй опыт освоения жанра.
Герои фильма, 4 молодых людей, собираются где-то в
Мертвой долине, чтобы отпраздновать день рождения одного из друзей. Потом все
они начинают внезапно и загадочно пропадать. Долина пожирает их всех?!
Сценарист Арутюн Гукасян и режиссер Роман Мушегян сотворили псевдореалити-шоу.
Этот прием на Западе называют found footage, "найденная пленка" -
жанр кинематографа, в котором весь фильм или существенная его часть
представляется зрителю как найденные кино- или видеоматериалы, часто оставшиеся
после пропавших или умерших героев фильма. Развитие событий идет через эти
записи и обычно сопровождается комментарием героя, остающегося за кадром, а
съемка изобилует эффектом "трясущейся камеры" и максимальным
приближением действия к реальности. Словом, ничего нового.
СЛЕДУЮЩАЯ КАРТИНА
- ГАНГСТЕРСКИЙ ТРИЛЛЕР, ИЛИ КРИМИНАЛЬНАЯ ДРАМА. Это фильм Гора Варданяна
"Тени в раю". Я назвала бы его "Светлячки в аду", если бы
не одноименное произведение Ремарка, которое, видимо, и послужило создателям
источником вдохновения. Сюжет фильма незамысловат. Он повествует о семье
армянских эмигрантов в Америке. Одна семья, два брата... Один - откровенный
негодяй, наркодиллер, не брезгующий и трафикингом. Другой - в исполнении
Варданяна - вроде положительный герой, ведет свои дела честно, борется со злом,
вплоть до убийства собственного брата. Впору вспомнить Достоевского с его
мыслями о том, как далеко может зайти человек, пытаясь творить добро и
справедливость. Впрочем, не стоит. Тем более что фильм - будто мозаика,
собранная из всех лучших образцов жанра, начиная от Говарда Хоукса и заканчивая
"Крестным отцом" и "Однажды в Америке"... Нет-нет, на самом
деле все обстоит не так уж и плохо. Варданян сумел передать драму армян, в
поисках лучшей жизни оказавшихся на чужбине. Тут впору вспомнить Ильфа и
Петрова: "Заграница - это миф о загробной жизни..." В любом случае,
ползала на премьере к финалу плакало. Это искреннее проявление эмоций говорит о
многом.
Далее в прокат вышли два детско-юношеских фильма. Первый
- "В лагере" Ашота Акопяна, второй - "Мой маленький жених"
Тиграна Аветисяна (не путать с "Маленьким полководцем"). Так вот,
фильм "В лагере" можно рекомендовать к ночному просмотру страдающим
бессонницей - авось уснут... Родители отправляют детей на отдых в летний
лагерь. Сначала ребята не хотят ехать, а потом, видите ли, становятся друзьями
и к концу уже не хотят возвращаться домой. Лагерь не лагерь, а казарма, дети не
дети, а какие-то менторы, преподаватели не преподаватели, а шуты и клоуны. По
выходу из зала понимаешь, что единственный посыл режиссера: дети, и вне
интернета и без телефона можно прекрасно проводить время. Удивительно свежая
мысль!
РЕЖИССУРА,
СЦЕНАРИЙ, РАБОТА ОПЕРАТОРА - ВСЕ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО. К тому же оказывается, что если
во "взрослых" картинах играют актеры и шоумены, гламурные певички и
светские львицы, то в детское кино нужно непременно запихнуть их детей. Нет
чтобы провести кастинг, найти талантливых, органичных ребят. И вот уже
продвигают второе поколение искусственно и кустарно взращенных знаменитостей. А
природа уже не отдыхает - она отсыпается. И даже гротескная
"домомучительница" в восхитительном исполнении талантливой Лалы
Мнацаканян не спасает.
На контрасте приятной неожиданностью во всех смыслах
оказался "Мой маленький жених". Особенно в смысле искренней и
достоверной игры маленьких артистов. В этой картине ощущаются реальность, связь
с жизнью, людьми. Это фильм в жанре фэнтези о том, что, если чего-то сильно
захотеть, оно обязательно сбудется... Молодежная компания на пикнике, сидя у
костра, ностальгирует по поводу ушедшего детства. Оказывается, в ту ночь падает
звезда, и их желание снова вернуть эту сладкую пору исполняется. Наутро все
просыпаются детьми и шумной ватагой спешат навстречу приключениям. Поспешите и
вы и еще успеете застать неожиданные и забавные метаморфозы на большом экране.
Если смотреть картину без предубежденности, получите удовольствие или по
крайней мере в эти угрюмые зимние дни поднимете себе настроение.
НУ И НАПОСЛЕДОК
ХОЧЕТСЯ ПОВЕДАТЬ О СУПЕРФИЛЬМЕ, КОТОРЫЙ СТАЛ рекордсменом по кассовым сборам за всю историю кино
независимой Армении. "Супермама"! По моему глубокому убеждению,
лучшее, что было создано в нашей стране в этом жанре за последние 20 с лишним
лет, что бы там ни говорили изысканные эстеты и киногуру в шляпах, критикующие
кино, которое нравится массовому зрителю. Есть такое кино, которое мы мерим
зрительской любовью. Ведь именно тут можно увидеть проявление чистых и
искренних эмоций: страх, смех и слезы, как говорил Пушкин. Вот и вся
"химия"! В случае с "Супермамой" мы имеем дело со смехом.
Со смехом, который, в отличие от многих других картин, выше пояса. Не стану
пересказывать сюжет - он довольно оригинален, если не считать известного в
мировом кино приема перевоплощения мужчины в женщину ради достижения намеченных
целей. Вспомним "В джазе только девушки", "Тутси",
"Миссис Даутфайер", "Она - женщина"... Жан Габен говорил:
"Для хорошего фильма нужно три компонента - сценарий, сценарий и
сценарий..." Так вот, с ними-то и прекрасно справились создатели картины -
продюсер и исполнитель главной роли Айк Марутян, режиссеры Арман Марутян и
Ваагн Хачатрян и сценарист Вардан Задоян. Это романтическая комедия с серьезным
посылом, перерастающая в драму.
В последнее время говорят, что в армянском кино сегодня
два основных минуса, два отсутствия - цельной драматургии и индустрии, то есть
пиара, продюсинга, дистрибуции и маркетинга. В случае же с
"Супермамой" эти факторы работают на славу и приносят дивиденды. В
сценарии все продумано и просчитано до мелочей. Рассказана история, где есть
экспозиция, завязка сюжета, усложнение, перипетии, кульминация, развязка истории
и финал картины. При этом четко разработаны все персонажи, которые являют собой
реальных людей, у которых за спиной есть ценный опыт жизни, - словом, есть
биография. В фильме очень живые диалоги, запоминающиеся реплики, а
второстепенные персонажи никуда по ходу не пропадают. Есть сцены, которые
западают в память, так мастерски они поставлены. А главное - детали, на которые
авторы картины обратили должное внимание. "Человек познается в
мелочах", - говорил Бернард Шоу. Так и тут, одна деталь - и перед нами
образ, характер героя. Ну и второй, а по нынешним временам главный компонент -
индустрия кино. Каждый божий день и
особенно по выходным к кассам столичных кинотеатров невозможно подойти. Билеты
проданы за неделю, а уже поднимаясь на второй этаж, к кинозалам "Москвы",
видишь, как одна толпа сменяет другую, торопясь на очередной показ суперфильма.
А это явный признак большого успеха.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-04-28 10:55
Международный фестиваль "Ереванские перспективы" (председатель – композитор Степан Ростомян, главный менеджер - Сона Ованисян) подготовили для ереванской публики встречи с двумя ярчайшими музыкантами современности. 16 мая в Большом концертном зале им. А. Хачатуряна с Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна выступит всемирно известная певица сопрано Вероника Джиоева, а 27 мая состоится сольный концерт легендарного греческого скрипача Леонидаса Кавакоса.
-
2022-12-24 10:01
И все-таки тысячи поклонников вселенной Marvel не обманулись в своих трепетных ожиданиях - "Черная Пантера: Ваканда навеки" в ноябре вышла на ереванские экраны! А заодно и "Миньоны: Грювитация" производства США- Франция-Япония, которых любят не только дети, но и взрослые.
-
2022-11-22 08:53
Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.
-
2022-09-05 13:31
Новый учебный год стал годом рождения нового учебного заведения: 5 сентября открыла свои двери перед первыми учениками арт-школа имени Гали Новенц. Поставить на поток выпуск великих артистов, таких, как сама Новенц, основатели школы не обещают, а вот на присутствии культуры и искусства в формировании человека вообще, и молодого поколения в частности, - настаивают.