ШКОЛА ДЖАЗА
Принято считать, что наличие в стране оперного театра, симфонического оркестра, картинной галереи, даже цирка есть показатель уровня культуры.
УЖЕ ДАВНО, ПРИМЕРНО С ПОЛОВИНЫ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ, В ЭТУ КОГОРТУ "ПОКАЗАТЕЛЕЙ" включен и джазовый биг-бэнд. Дело в том, что со сменой стилистических приоритетов в этом жанре биг-бэнды стали вымирать. Причина? Появились малочисленные составы, играющие новый джаз, и большим оркестрам стало трудно с ними конкурировать. А самое главное - содержать такой оркестр было практически невозможно. В результате тогда на плаву остались только самые качественные, а значит востребованные - оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Лайонелла Хэмптона...
И сегодня значимых немного - Lincoln Center Orchestra в
Америке, оркестр Игоря Бутмана в России, кельнский
ПОСЛЕ УСПЕШНОГО
КОНЦЕРТА В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА, разговоры о котором не затихают до сих пор, захотелось
узнать, как живет оркестр сегодня и какие у него планы.
- Я не случайно предложил называть этот концерт
"отчетным за этот год". В течение года мы провели несколько крупных
концертов - памяти Константина Орбеляна, например, почти каждый месяц оркестр
выступает с новой программой. Но этот концерт должен был показать и рост
музыкантов, и диапазон возможностей оркестра в целом, и мне кажется, что
концерт дал эту возможность.
- Можно ли провести
некую параллель между оркестром периода Армена Мартиросяна и времени работы
Армена Уснунца? Например, в репертуаре, в подборе солистов.
- Я бы не стал связывать репертуар и соответственно
солистов с руководителем и дирижером. Это зависит и от того, какие настроения в
обществе, какие требования предъявляет слушатель к исполнителям. В разные
периоды разные требования. Сегодня очень трудно удержать внимание среднего
слушателя исполнением одних лишь серьезных, сложных инструментальных
композиций. И поэтому оркестр сегодня имеет больше десяти разноплановых
полноценных программ, состоящих из примерно 200 композиций, которые он и
предлагает слушателю в зависимости от разных факторов. Хочу к тому же
подчеркнуть, что они не просто разные по набору песен, они разнятся и по
тематике. Коллектив создал специальные программы, посвященные мировым джазовым
стандартам, золотому периоду армянской эстрады: сложнейшая программа
современного джаза, новогодняя программа, которую мы в самом конце года и
показали в Центре искусств "Гафечжян". Словом, нам есть что сказать и
показать своему слушателю.
- Как удается
содержать такой коллектив и удерживать в нем хороших музыкантов?
- Во-первых, оркестр поддерживает президент страны, и это
самый главный фактор. Жизнь джазового музыканта никогда не была легкой и
сытной. Несколько лет назад, когда у нас в очередной раз началось активное
джазовое движение, музыкантам удавалось играть в разных клубах, на корпоративах
и соответственно содержать себя. Сегодня ситуация изменилась в худшую сторону,
хотя в Ереване есть достаточное количество джаз-клубов (для сравнения: в
Тбилиси всего один), появились они и в Гюмри, и совсем недавно в Ванадзоре.
Т.е. музыканты нашего оркестра имеют возможность, объединяясь в небольшие
коллективы, играть то здесь то там. А второй фактор - творческого характера.
Дело в том, что быть музыкантом госджаза престижно и полезно. Джаз-оркестр -
это не просто музыкальный коллектив. Это база, это школа. Вот уже почти
восемнадцать лет существует оркестр в своем обновленном составе, и благодаря
правильной организации работы музыканты не только играют, используя свой
начальный багаж, но и набираются опыта, знаний, мастерства. Сам Армен Уснунц
каждый день перед репетицией оркестра занимается у себя в кабинете и лишь потом
спускается в репетиционный зал. И конечно, он требует этого и от остальных.
Конечно, не все и не всегда подходят так сознательно к делу самообразования, но
мы стараемся от них этого добиться. Иногда даже приходится расставаться с
нерадивыми. Очевидно, именно поэтому оркестр сумел добиться такого успеха,
свидетельством которого и стал прошедший концерт.
- Известно, что
биг-бэнд - это школа, что если есть в городе биг-бэнд, то он становится неким
костяком, связующим звеном джазовой жизни. Является ли наш оркестр такой базой?
- Я всегда был сторонником привлечения молодых. И все эти
годы мы работали с молодежью. В нашем коллективе постоянно можно увидеть новые
лица, молодых музыкантов. На сегодняшний день коллектив составляют музыканты
пятого поколения, и хочется отметить, что они хотят играть в нашем оркестре. У
нас сейчас играют два музыканта - победители международных конкурсов.
Показательно, что они, понимая необходимость этой школы большого оркестра, с
удовольствием в нем играют.
Конечно, хотелось бы, чтобы велась некая селекционная
работа, проводились какие-то мастер-классы для молодежи, но к сожалению,
добиться этого на постоянной основе пока не удается. Армен Уснунц в школе имени
Чайковского ведет детский джаз-оркестр, и это, несомненно, большая отдельная
школа для детей. Не сомневаюсь, что некоторые из сегодняшних учеников скоро
станут участниками нашего оркестра. Более того, многие бывшие участники
оркестра, уже повзрослевшие и нашедшие свой собственный путь в джазе, с
удовольствием возвращаются и принимают участие в наших концертах.
Или другой пример. Трубач Ерванд Маркарян, уже давно
имеющий собственный коллектив, много выступающий с разными группами, тем не
менее не покидает оркестр. Да и многие другие музыканты не отказываются
сотрудничать с госджазом. Ведь это, в конце концов, престижно. Практически не
бывает ни одного серьезного концерта, чтобы пианист и композитор Ваагн
Айрапетян не принял в нем участия в качестве солиста оркестра.
Раскрою маленький секрет. В настоящее время Армен Уснунц
и Ваагн Айрапетян заняты подготовкой нового проекта, новой программы, состоящей
из их авторских произведений и нескольких обработок народных мелодий. Конечно,
репертуар и так содержит лучшие образцы армянского джаза, но это произведения
композиторов старшего поколения - Айвазяна, Орбеляна, Вартазаряна, Шакаряна,
давно и хорошо знакомые и любимые слушателями. На сей раз Ваагн Айрапетян пишет
произведения, делает аранжировки для оркестра, и, надеюсь, в скором времени мы
сможем представить эту программу нашим любителям джаза. Это будет новое
звучание нашего оркестра. И уверен, что реализация этого проекта даст новый
импульс нашему джазу.
Нужно идти в ногу со временем. Сегодня уже никого не
удивишь исполнением, даже хорошим, джазовых стандартов, сотни, если не тысячи
раз сыгранных другими музыкантами. А госджаз Армении может предложить что-то
новое, свое. Мы уже доказывали, что наш оркестр прекрасно звучит и с народными
инструментами, и с вокалистами, и с приглашенными музыкантами, и сейчас мы
готовимся к переходу к новому, очередному этапу нашего творчества. У нас есть
еще одна задумка. Мы начали реализовывать ее еще в прошлом году, когда
пригласили виртуозного итальянского трубача Адама Рапа выступить вместе с нашим
оркестром. И собираемся продолжать эту практику - регулярно приглашать
какого-нибудь солиста с мировым именем выступить на ереванской сцене с нашим
оркестром.
Есть уже и конкретные кандидатуры и договоренности.
Делать это надо обязательно. Ведь даже одно выступление со звездой дает очень
многое нашим музыкантам. Во-первых, они с большим воодушевлением готовятся к
такому выступлению, чтобы показать заезжей знаменитости достойный уровень
сегодняшнего мирового джаза, а во-вторых, в ходе репетиций с ним они перенимают
опыт, что тоже немаловажно, и, наконец, как и спортсмен, музыкант не может
заниматься и тренироваться "просто так, для себя", он должен время от
времени показывать, что он умеет в своей профессии. Вот такие концерты и могут сослужить хорошую службу нашим музыкантам.
Не говоря, конечно, о том, что такой концерт доставит массу удовольствия
любителям музыки. Словом, готовимся, стараемся. Мы покажем, что можем.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.