Последние новости

ПОРТРЕТ СКВОЗЬ МУЗЫКУ

В центре Нью-Йорка, на одной из красивейших улиц мегаполиса (260 West End Avenue), по соседству с легендой оперного искусства Лусин Амара живет армянский композитор Вазген Мурадян. И днем, и ночью здесь шумит, не зная ни сна, ни отдыха, разноликая многонациональная толпа, проносясь мимо величественных стен этого многоэтажного дома.

В Армении его имя известно лишь малому кругу специалистов и любителей музыки. Замечательный композитор, скрипач и альтист Вазген Мурадян свыше полувека живет в Нью-Йорке и давно завоевал широкое признание в музыкальном мире. В Ереван после отъезда из Армении он приезжал трижды. С композитором я познакомилась в самом начале 90-х годов, на его авторском концерте, прошедшем в Большом зале филармонии, устроенном дирижером Лорисом Чкнаворяном в честь юбилея этого необычного и плодовитого мастера.

КАК ИЗВЕСТНО, ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА МЕРИТСЯ НЕ ПРОЖИТЫМИ ГОДАМИ, А ТЕМ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ. Даже не полный перечень созданного В.Мурадяном дает впечатляющее представление о размахе его творческой деятельности. Большинство инструментальных сочинений композитора написано для необычных в классической музыке инструментов с симфоническим оркестром. Им создано свыше 60 концертов для скрипки, флейты, гобоя, фагота, а также сочинений для банджо, саксофона, губной гармоники и других экзотических и необычных инструментов. А в армянской действительности им впервые написаны концерты для Viola d'amour. Многие его концерты написаны в сонатной форме и исполняются лучшими оркестрами США и других стран.

В творчестве Вазгена Мурадяна не надо искать драматизма, остроты восприятия, свойственных музыке современных композиторов. Он не приверженец модных течений, бытующих в сегодняшней американской музыке. Он независим в лучшем смысле данного понятия, не считает обязательным пристраиваться к какому-либо поветрию. В его произведениях специалисты ценят прежде всего ясность замысла, удивительную прозрачность музыки, ее эмоциональность. Ему удалось воплотить в музыке светлую мечту, поэзию восходящего дня. И уж совсем не похож Вазген Мурадян на своего брата Геворга Эмина, который был поэтом остросоциальным.

Вазген Мурадян - другой. Он не боится упреков в старомодности и, создавая свои произведения, пользуется в основном богатым арсеналом классических музыкальных средств. Музыка его не претендует на углубленную философичность, не заставляет задумываться над противоречиями жизни и острыми психологическими конфликтами. Она несет свою особую философию, вселяя веру в красоту. Композитор уверен, что и в наш век есть потребность в ясной и светлой музыке. Его произведения отмечены удивительной певучестью, искренностью и доверительностью. Они бросают вызов грубости, противопоставляя ей красоту и гармонию.

РОДИЛСЯ В.МУРАДЯН В АШТАРАКЕ В СЕМЬЕ ПЕДАГОГА, УЧИЛСЯ в музыкальной школе имени А.Спендиарова. Очень рано проявились задатки музыкального дара: непогрешимое чувство ритма, абсолютный слух, органичное чувство гармонии и тембра и не на последнем месте восприимчивая, поразительная музыкальная память, на многие годы закрепившая слышанные в детстве напевы и звуки. Вторая мировая война прервала его занятия музыкой, и он был призван в армию. Затем будущий композитор оказался вдали от родины. К концу войны судьба привела его из Варшавы в Вену, Берлин, а затем в Венецию, где он стал посещать Государственную музыкальную консерваторию Марчелло Бенедетто. То, что рождалось в нем, не требовало каких-либо "законных" оснований для своего проявления. Он понял: музыка для него - единственное дело жизни. В 1948 году он окончил консерваторию в Венеции, где его педагогами были профессора Луиджи Ферро, Бенцо Сабатини (скрипка, Viola d'Amour), композиции он обучался у профессора Габриела Бианчи. Это были глубокие, серьезные и требовательные музыканты. По признанию Мурадяна, они не преподавали "дисциплины", они преподавали музыку. В 1948 году В.Мурадян получает степень профессора и начинает преподавательскую деятельность в Венеции в школе Мурад-Рафаелян, работает с различными оркестрами.

В 1950 г. В.Мурадян переезжает в США (в Нью-Йорк) и полностью посвящает себя сочинению музыки. Конечно, немало трудностей ждало его на пути творческого становления. В огромном море различных музыкальных направлений, рядом с крупнейшими музыкантами велика была опасность "раствориться", так и не найдя своего собственного пути в искусстве. Однако с Вазгеном Григорьевичем этого не произошло. У него свое творческое лицо, свой композиторский почерк. Недочеты чисто профессионального мастерства даже в ранних сочинениях Мурадяна отодвигались на второй план покоряющей мелодичностью, динамикой. Искусство композитора пережило эволюцию во всех аспектах. Время обнаружило такие его стороны и грани, которые были приглушены ярким и радостным светом. В сложнейших жанрах чистого инструментализма он сочетает профессионализм и эстетическую убедительность. Как скрипач и альтист он работал в составе разных оркестров, таких как симфонический оркестр Нового Орлеана, оркестр "Вагнеровского оперного общества" и других.

Произведения В.Мурадяна не звучат на каждом углу, не узурпируют программы радио и телевидения, но в то же время партитуры и диски с записями его сочинений не пылятся на полках магазинов. Носителем высшего этического начала в творчестве Мурадяна выступает мелодизм, имеющий и некоторые национальные корни, хотя здесь нет прямого цитирования фольклорных источников. Композитор уверен: без мелодии нет музыки.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МУРАДЯНА ИСПОЛНЯЛИ В АМЕРИКЕ И ЗА РУБЕЖОМ известные солисты Мертрополитен-опера Лили Чукасзян, Лусин Амара, легенда армянской оперы Гоар Гаспарян, дирижеры Геральд Шварц, Ойтер Кобер, скрипачка Ани Гавафян, Анаид Цицикян, гобоист Берт Лусарелли и другие. Его музыка завоевала симпатии исполнителей и слушателей мечтательностью, душевным изяществом, некоторой изысканностью, характерной для неоклассического стиля, - чертами, которые так хорошо сочетались с лирической чистотой и непосредственностью автора. Настойчиво осваивая достижения композиторов различных эпох и стилей, Мурадян остается самобытной художественной личностью, мастером, идущим собственным путем, отмеченным жаждой поиска. С каждым новым сочинением его искусство становилось все значительнее, а творческое лицо - многообразнее.

В концертных сочинениях Мурадяна очевидно незаурядное владение ресурсами избранного инструмента, который раскрывает свои возможности и в оживленном движении пассажей, и в проникновенных лирических высказываниях. Ключевой для Мурадяна стала проблема концертного состязания. Соотношение солиста и оркестра всегда мыслится им как диалог двух партнеров-соперников, доходящий порой до открытого единоборства. При этом солист с успехом доказывает свое превосходство за счет гибкости, подвижности, присущей мастеру-виртуозу.

Связь В.Мурадяна с культурой Армении никогда не прерывалась. После многолетнего отсутствия впервые в Армению композитор приехал в 1963 году. В Ереване прошел его первый концерт, который состоялся благодаря содействию Арама Хачатуряна и Союза композиторов Армении под председательством Эдварда Мирзояна. С симфоническим оркестром под управлением Юрия Давтяна он исполнил свой концерт для viola d'Amour с оркестром, который в Армении звучал впервые. После концерта этот инструмент, созданный в 1926 году итальянским мастером Луиджи Вистоли, Мурадян подарил при посредничестве Э.Мирзояна Ереванской консерватории. Много сочинений написано композитором для этого инструмента. Авторские концерты Мурадяна состоялись в Ереване еще дважды - в начале 90-х годов по приглашению Лориса Чкнаворяна и в 2004 году благодаря главному дирижеру оперного оркестра Карену Дургаряну.

Как известно, человек талантливый редко одарен в чем-то одном. Фонтанируя идеями, его творческая энергия заполняет все окружающее пространство. Не исключение из правил и Вазген Мурадян. Помимо сочинения музыки и исполнительской деятельности он занимался и изготовлением редких музыкальных инструментов, переводами на армянский язык произведений Пушкина, Омара Хайяма, Гете, Данте, Шекспира. А с армянского на английский он переводил Нарекаци, Туманяна, Дурьяна, Теряна, Чаренца, Сиаманто, Варужана, Мецаренца...

Разнообразие интересов, умение заниматься множеством дел - качества, которые Мурадян сохранил на всю жизнь. На всю жизнь он сохранил потребность трудиться с энтузиазмом фанатика и четкой размеренностью мастерового.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • СОВМЕСТНО – ПРОТИВ ОБЩИХ ВЫЗОВОВ
      2023-05-20 11:45

      В Ереване всеармянские организации обсудили дорожную карту будущего Неравнодушная общественность как в Армении, так и в Диаспоре не оставляет своих попыток выработать меры противостояния углубляющемуся кризису. Да, времена тяжелые, но опустить руки и впасть в уныние – значит обрекать себя на бесцветное и не сулящее ничего хорошего будущее…

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • ИСТОРИЯ СЕМЬИ: НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ТРЕНЕРОВ СТИВА КЕРРА И РЕКСА КАЛАМЯНА
      2023-03-23 11:08

      На встрече с армянской общиной в США баскетбольные тренеры Стив Керр из клуба НБА "Голден СтэйтУорриорз" и Рекс Каламян, возглавляющий мужскую сборную Армении, рассказали о своих корнях.