МИНИМАЛИСТ В ИСКУССТВЕ И В ЖИЗНИ
25 января в одном из выставочных залов Союза художников Армении открылась экспозиция картин канадского скульптора армянского происхождения Геворка-Джорджа Кассабяна, на которой представлено 50 живописных полотен и 11 скульптур.
Вообще-то "в
первом издании" Кассабян -
инженер-автомеханик и администратор компьютерных сетей. Получив
"техническую" специальность и даже достигнув значительных успехов, он
начал увлекаться творчеством, теорией и историей искусств, вошел в мир
культуры. И заявил о себе эпатирующими
работами, которые критики впоследствии окрестили абстрактным минимализмом.
ГЕВОРК-ДЖОРДЖ КАССАБЯН РОДИЛСЯ В СИРИИ, В АЛЕППО. Учился в Высшей школе им. Лазаря Наджаряна и Галуста Гюльбенкяна, находящейся под патронатом Всеармянского благотворительного союза. Позже переехал на постоянное жительство за океан, в Канаду. В 1967 году Кассабян поступил на факультет инженерии Британского педагогического института, а потом на отделение программирования университета в Торонто. А уже в 1973 году начал учиться на художественном факультете университета Западного Онтарио. В1977-2003, в течение более 25 лет, Кассабян руководил 3 крупными техническими фирмами, был их полноправным владельцем и фактическим директором, а параллельно занимался живописью и скульптурой - уже с 1975 года его имя можно было прочесть в списке членов авторитетного сообщества скульпторов Канады.
На протяжении всех этих лет Кассабян активно участвовал
во многих выставках - как персональных, так и групповых в разных канадских
городах, а также в Лондоне, Детройте, Дамаске и Бейруте. В Ереване
Геворк-Джордж Кассабян впервые
выставился в 2004 году. Это была интереснейшая персональная экспозиция в
столичном отеле "Ереван", а затем и в галерее "Академия". В
последующие годы на родине он принимал
участие в групповых выставках. Кассабян
- обладатель престижных наград и премий
в области искусства. Персональная выставка под интригующим названием
"Искусство возможно за 401 день" -
уже третий по счету его
"соло-вернисаж" на исторической родине.
МИНИМАЛИЗМ КАК
НАПРАВЛЕНИЕ ОЧЕНЬ РАСПРОСТРАНЕН В РАЗНЫХ ВИДАХ ТВОРЧЕСТВА - музыка и архитектура,
лингвистика и литература, дизайн и мода. Но наиболее популярен он,
безусловно, в изобразительном
искусстве. Искусство минимал-арта обычно
включает в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и
метафоричности - повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности,
промышленные материалы и способ их изготовления. Наш соотечественник
Геворк-Джордж Кассабян - его верный
последователь. "Я не только в искусстве минималист, но и по жизни. Минимальные
размеры – минимум линий, цветов,
оттенков. Минимумом выразительных средств я стараюсь добиться максимального
эффекта, действенного отражения реальности", - признается художник.
Действительно, глядя на его экстравагантные полотна, на
которых запечатлено женское тело, а
порой и его части - "часть вместо
целого", всемирно известное Pars pro toto - понимаешь, что, возможно,
одним мазком, одним штрихом художник воплощает контур, силуэт, из которых впоследствии слагается целый образ.
Хотя Кассабян рисует обнаженную натуру, в его картинах нет даже
намека на эротизм, не говоря уже о гламуре и
пошлости. Чувство меры и тончайший вкус позволяют автору балансировать
на грани, не впадая в крайности. Его полотна, демонстрирующие публике красоту
обнаженного женского тела, прелесть каждой его части, могут сравниться с
лучшими образцами жанра "ню", так популярного в живописи, скульптуре,
графике и в художественной фотографии. Кстати, о фотографии. При взгляде на
полотна у зрителя создается своеобразный "фотографический эффект" -
кажется, что они очень объективны, документальны, будто просто подсмотрены,
подмечены из жизни и запечатлены на пленке фотокамеры. Лишь при ближайшем
рассмотрении можно "заметить" масляные краски, прочувствовать
пастозность, сгущенность, насыщенность оттенков.
С живописными полотнами
в одном выставочном пространстве соседствуют своеобразные скульптуры,
опять-таки фрагментарные, демонстрирующие публике части тела - грациозно
сложенные руки, элегантно скрещенный ноги,
гибкий торс, литую грудь, роскошные плечи. Рядом с полотнами они
смотрятся очень гармонично, создавая нужную органику, поддерживая баланс между
правой и левой сторонами зала. Выстроившись в ряд, скульптуры эти образовывали
цепочку, будто созданную из обломков античных статуй. И лишь тяжеловатое телосложение напоминало о том,
что все-таки это женщины Востока, роскошные формы пышных тел. "Я рисую ту
часть тела женщины, которая кажется мне наиболее выразительной. В этом контексте
ее физическая привлекательность меня не особо интересует. Я смотрю, какой она
дает материал для размышления, а затем и воплощения посредством искусства, то
есть превращения ее в образ, символ", - говорит Кассабян.
ЕЩЕ ОДНОЙ ЧАСТЬЮ
ВЫСТАВКИ БЫЛИ НЕФИГУРАТИВНЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, так
сказать, чистый абстракционизм. В них - отказ от привычных естественных форм,
их удаление, отсечение. Ведь одна из
основных целей абстракционизма - достижение гармонизации, создание определенных
цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у зрителя разнообразные
ассоциации. Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Не
минула чаша сия и творчество Кассабяна.
Пространство белого - высшего напряжения цвета вообще -
наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические
представления о духовном, и оптические законы отражения света. А ведь в
современном искусстве пространство как понятийная категория обладает совершенно
разной смысловой нагрузкой. Существует, например, пространство знака, символа,
возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру,
напоминающую иероглиф, существует пространство древних рукописей и так далее. В
случае же с Кассабяном часть картин -
только белое, другая часть -
черное на белом, и скульптурность, статуарность образа, который пересекает
плоскостную поверхность.
Если в прежние годы Кассабян приезжал в Армению на летние каникулы, то вот
уже целый год как он обосновался в Ереване на постоянное жительство. "Я
безумно люблю Ереван, просто потому, что жизнь здесь не несется, а течет. Город
- неисчерпаемый источник моего вдохновения. Я могу сидеть на тротуаре, на
скамейке, в кафе, в парке, и мысли, образы сами посещают меня. Ритм города медленный, он не поглощает
тебя, как, например, в других местах. Жизнь течет медленно, словно люди сами
распоряжаются своим временем, а не наоборот, время давит на них. Да, жизнь тут
очень отличается от той, к которой я привык.
Однако это состояние мне нравится, оно приносит мне покой, душевное
умиротворение", - рассказывает Геворк-Джордж Кассабян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.