АРХЕОЛОГАМ НУЖЕН ЗАКОН,

заявил в интервью "ГА" председатель организации ИКОМОС-Армения Гагик ГЮРДЖЯН

Последние десятилетия отмечены динамичным развитием археологии в нашей стране. Это проявляется в самых различных сферах, но, пожалуй, ярче всего - в охранной археологии: формирование специальных институтов и механизмов охраны памятников археологии, увеличение числа специалистов, рост финансирования, соответствующие изменения в проблематике исследований... Все большую актуальность приобретает и вопрос принятия закона об археологии. На страницах печати археологи обсуждают разные аспекты этого важного документа, стараются учесть все стороны сложного дела охраны археологических памятников.

Корр. "ГА" попросил рассказать об этой проблеме председателя организации ИКОМОС-Армения, директора Музея-заповедника Эребуни Гагика ГЮРДЖЯНА.

- Гагик Гургенович, вы долгие годы возглавляли Управление по охране культурно-исторических памятников при правительстве РА и межведомственную археологическую комиссию и не понаслышке знаете, с какими проблемами сталкиваются специалисты при проведении раскопок и насколько важно сегодня принятие закона об археологии.

- Археологическую комиссию создали в 1998 году, когда был принят закон о сохранении исторических памятников. В ее состав вошли лучшие специалисты в области археологии и архитектуры. Проблема состояла прежде всего в разрешении на проведение раскопок. Выдавался так называемый открытый листок, по которому комиссия следила за ходом работ, а затем принимала письменный отчет о проведенных исследованиях. Но дело в том, что в законе о сохранении исторических памятников о правилах проведения раскопок, дальнейшей консервации памятника практически ничего не говорится. Сейчас, когда в Армении ежегодно проводится большое количество раскопок, он просто необходим. В свое время Министерство культуры разработало проект закона, который не только регулировал весь процесс проведения раскопок, но и решал вопрос дальнейшей судьбы находок. Идеальным для археологической коллекции можно считать вариант, когда она приобретает безопасное и комфортное место хранения, заботливого и понимающего хранителя, отлаженную систему учета и документации. Важно также, чтобы был обеспечен свободный доступ к коллекции всех заинтересованных исследователей, ибо только в этом случае можно рассчитывать на то, что ее научный, музейный и образовательный потенциал рано или поздно будет раскрыт полностью. Однако, как показывает практика, такая "счастливая" жизнь коллекций становится в нашей стране скорее результатом случая, чем закономерным следствием действующих законов и положений.

Отмеченный способ организации хранения коллекций является, скорее всего, порождением тех времен, когда в нашей науке безусловно лидировал типологический метод и все в археологии было подчинено ему. Но сейчас времена иные, и с точки зрения последующего научного изучения самым оптимальным способом хранения является тот, который не нарушает порядок извлечения артефактов из раскопа, что, по-видимому, и должно быть закреплено в специальных инструкциях. Главным объектом заботы охранной археологии в нашей стране, к сожалению, являются прежде всего сами археологические памятники (поселения, могильники и т.п.). Между тем весь пафос мировой охранной археологии направлен на то, чтобы остановить разрушение памятников, предотвратив тем самым утрату научных и культурных ценностей. Отсутствие в законодательной базе ответов на вопросы, кто и как должен хранить археологические коллекции, кто, когда и как должен ставить их на музейный учет, также ведет к утрате археологического наследия.

- Г-н Гюрджян, известно несколько видов археологических раскопок...

- Раскопки могут проводиться на частной, государственной территориях, в приграничье. Все они должны быть юридически и законодательно классифицированы, чтобы не возникало проблем. Что касается видов, то раскопка может быть диагностической (ученые выясняют, что находится под землей и стоит ли проводить более детальные исследования). Есть раскопки с целью выяснения датировки, обнаружения более древнего слоя и т.д. Непременно необходимо проводить исследования перед началом масштабных строительных работ. Последнее особенно актуально для Армении, где, как говорится, копнешь лопатой - найдешь что-то старинное.

- Какова судьба проекта закона об археологии?

- Несколько лет назад президент Серж Саргсян на встрече с археологами предложил подготовить проект закона. Его разработали на основе аналогичных законов Египта, Ирана, Италии, Греции, Израиля, России, но по непонятным причинам до сих пор не представили в Национальное Собрание. Повторяю, без этого закона невозможно грамотно проводить археологические раскопки, в том числе и совместно с зарубежными специалистами. Нужна четкая законодательная база, позволяющая ориентироваться во всех возникающих ситуациях.