АУДИОИСТОРИЯ НАШЕГО ДЖАЗА
Полуторалетняя работа по созданию, компоновке и изданию аудио "Антологии армянского джаза" закончена. Казалось бы, ее инициаторы и создатели могут вздохнуть спокойно, но не получится – ведь надо еще донести ее до целевой аудитории – консерватория, культурные центры Диаспоры, специализированные издания и, конечно, музыканты и любители джаза.
А история
начиналась очень просто. После удачного двойного бокс-сета, составленного из
композиций наших коллективов, играющих музыку в стиле этноджаз и авангард-фолк,
выпуск которого спонсировал "Газпром Армения", Левон Малхасян задумал
еще более масштабное издание – всеобъемлющую антологию того, что мы называем
"армянским джазом" и его достижений за прошедшие уже почти 77 лет.
КАК ИЗВЕСТНО, СВОЙ ОТСЧЕТ ЭТОТ ЖАНР У НАС ВЕДЕТ С 1938 ГОДА, с года официального создания Государственного джаз-оркестра п/у композитора Артемия Айвазяна на основе уже существовавшего оркестра композитора Цолака Вартазаряна. За прошедшие десятилетия наш джаз вырос, окреп, добился успехов и международного признания. Только за последние 10 лет наши музыканты завоевали несколько престижнейших наград в мире джаза. В 2006 году Тигран Амасян побеждает на конкурсе пианистов им. Телониуса Монка в США, в том же году Armenian Navy Band завоевывает титул "Лучшей европейской группы", играющей в жанре уорлд-мьюзик по версии британской радиокорпорации ВВС, секстет Art Voices получает Гран-при на международном конкурсе джазовых исполнителей в Бухаресте из рук короля Румынии, септет "Катунер" признается лучшей группой, играющей этноджаз на крупнейшем российском фестивале-конкурсе "Усадьба.Джаз" в 2008 году... И это только "заверенные подписью и печатью" победы, а сколько было успешных и по-настоящему триумфальных выступлений по всему миру – Россия, Швейцария, Франция, Турция, Марокко, Италия.
Записывались и выпускались пластинки, телеконцерты, затем
наступила цифровая эра и появились лазерные диски с армянским джазом, многие из
которых пользовались большим успехом не только на местном рынке, но и за рубежом. Чтобы собрать все это воедино и
представить одной общей картиной, извлечь из небытия и забвения тех музыкантов,
имена и записи которых по разным причинам неизвестны сегодня широкой
общественности, и была задумана Левоном Малхасяном эта антология.
Обретя поддержку в лице опять-таки "Газпром
Армения" и лично генерального директора господина Вардана Арутюняна,
Малхас принялся за работу. Сколько часов он провел в архивах национального
радио, прослушивая и отбирая соответствующие записи, одному ему и известно.
Проблем было много. Во-первых, к сожалению, не все музыканты, достойные попасть
в антологию, тогда имели возможность записываться, не все записи сохранились,
не все из сохранившихся были в надлежащем состоянии. Ему пришлось перебрать и
прослушать, а затем и перевести в цифру сотни записей. Тут следует выразить
особую благодарность сотрудникам архива общественного радио за их большую помощь
в сохранении и предоставлении этих поистине уникальных записей.
КОГДА С АРХИВНЫМИ
ЗАПИСЯМИ БЫЛО БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ЗАКОНЧЕНО,
пришел
черед современных музыкантов. И тут выяснилось, что проблем еще больше. Дело в
том, что у многих наших лучших коллективов есть достаточно материла, достойного
места в сборнике. Списки несколько раз составлялись, согласовывались,
утверждались, потом снова переделывались, и так несколько раз. Потом
образовалась проблема с молодыми музыкантами. Их много. Среди них много и очень
хороших. Но не у всех уже есть профессионально сделанные записи. И тут нашли
выход – поскребли по сусекам клубов, концертных залов и включили в антологию
концертные записи. Словом, примерно год Малхас жил мыслями и заботами только
лишь об этой антологии.
Но вот, наконец, работа с музыкальным материалом
благополучно завершилась. Началась не менее скрупулезная деятельность,
связанная с информацией. Пришлось буквально по крупицам и детально
восстанавливать дату, место, состав участников записи, авторство композиций.
Поверьте, и это была не такая простая задача, как может показаться на первый
взгляд.
Когда материальная (читай музыкальная) и моральная части
работы были закончены, пришло время работы оформительской. За дело взялись
молодые дизайнеры. Ответственной за выпуск всего собранного материала стала
компания TM Production. Была придумана оригинальная упаковка для дисков и более
чем серьезного буклета.
А теперь, чтобы вы поняли, о работе какого масштаба идет
речь, скажу, что дисков - целых десять, на них звучат в общей сложности 109
джазовых композиций в исполнении ветеранов армянского джаза и их молодых
коллег. Среди композиций как произведения нашей джазовой классики – "Джан
Ереван" А.Айвазяна, "Дилижан" К.Орбеляна, "Темп, ритм и
мелодия" М.Вартазаряна, музыкантов среднего поколения – Давида Азаряна,
Арташеса Карталяна, Армена Уснунца, так и композиции их совсем молодых коллег –
Тиграна Амасяна, Рубена Сатяна, Артема Манукяна, Манука Газаряна. Перечислить
всех практически невозможно – размер статьи не позволяет.
К СОЖАЛЕНИЮ, КАК
ВСЕГДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТАКИХ ОБЪЕМНЫХ РАБОТ, не обошлось и без ложки дегтя в этой огромной бочке
меда. Редакторы и корректоры увязли в извечной проблеме, связанной с названиями
произведений, написанием названий групп и т.д. Дело в том, что вся информация
представлена на трех языках – армянском, английском, русском. При тройном
переводе возникали казусы. Наверное, стоило оставить названия музыкальных тем в
том же виде, в каком они и пишутся – латиницей. Ведь это давно принятая международная
практика. Впрочем, подобные ошибки не обошли и другие серьезные издания,
например, энциклопедию крупнейшего джазового критика и исследователя Бориса
Фейертага и радиопередачи Георгия Гараняна. Это неизбежно. Есть и технические
огрехи записи…
Но все это мелочи.
В целом же работу, проделанную Левоном Малхасяном, коллективом TM Production и
лично его директором Товмасом Мартиросяном, можно только приветствовать, а ее
значение для нашей культуры трудно переоценить.
И, конечно, отдельное спасибо "Газпром Армения" за уже, можно
сказать, регулярную поддержку джазового искусства Армении.
Это не просто
сувенир, память, игрушка. Это история, реклама и пропаганда нашего искусства. А
такая работа дорогого стоит.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.
-
2021-11-19 09:01
В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.