Последние новости

ЧЕЛОВЕК БУНТУЮЩИЙ

Они уходят… А ведь вчера еще казалось – вот, живы-здоровы, работают, играют на сцене, снимаются, делают атмосферу не только в искусстве, в городе, в стране, а вот ушли, и не догонишь… Теперь не стало Карена ДЖАНИБЕКЯНА - народного артиста, культовой фигуры отечественного кино.

О СЕБЕ ОН РАССКАЗЫВАЛ: "ОТЕЦ КОГДА-ТО СКАЗАЛ МНЕ: "СЫН МОЙ, у меня нет денег, чтобы я мог оставить их тебе в наследство. Вместо богатства я завещаю тебе жить в театре и умереть в театре. В тебе должен жить я! Ты должен быть актером!". С тех пор я живу в театре, творю в театре, и мой отец живет во мне". Он и "жил в театре" – до последнего, пока хватало сил сопротивляться страшной болезни, играл свой последний спектакль "Ванская кошка"… Его второе пришествие на экран новейшего армянского кино было не просто таким же блистательным, как первое – оно было вечным знаком эпохи, когда деревья и артист были большими… Вослед Есенину он мог сказать – "прокатилась дурная слава. Что похабник я и скандалист. Ах, какая смешная потеря – много в жизни смешных потерь"… Вослед ему было сказано – ушел большой артист, и неправда, что незаменимых не бывает…

Акоп КАЗАНЧЯН, режиссер, заслуженный деятель искусств РА, председатель СТД:

Открытость, доходящая до максимализма

- Армянская сцена потеряла не просто актера – она потеряла краску ярчайшую, ни на какую другую не похожую, неповторимую.

ДЛЯ МЕНЯ КАРЕН ДЖАНИБЕКЯН БЫЛ НЕ ПРОСТО БОЛЬШИМ АКТЕРОМ, но близким человеком, тем более что он родился в один день - 1 июля 1937 года - с моей матерью Галей Новенц. Он бывал гостем в нашем доме, и в юности мне было совершено непонятно, чем мотивирована его крепкая дружба с моим младшим братом Степой, который по тем временам был на его фоне просто мальчишкой. С годами стало очевидно, что Карен Джанибекян сохраняет в себе это мальчишество на всю жизнь, и такая открытость, доходящая до максимализма и бывшая основой его характера, во многом объясняла и его актерскую тайну.

Сын корифея Национального театра Гургена Джанибекяна, он играл много и интересно на разных сценах, даже делал свой дипломный спектакль в Армянском театре Тбилиси и успел поработать в театре Гориса. А когда в начале 90-х Сос Саркисян вместе с группой единомышленников решил создать свой театр, который сегодня всем нам замечательно известен, он вместе с мастером и другими блестящими нашими актерами оказался у истоков театра "Амазгаин", где создал замечательные образы – Доктора в спектакле "Мэр района Санита", Трубача в сарояновской "Чаше добра"... А в последние годы он если и не создал свой театр, то по крайней мере собрал команду, делал спектакль за спектаклем. И они полюбились зрителю, который, впрочем, никогда не переставал любить Карена Джанибекяна. До последнего дня он стремился оставаться на сцене, оставаться в том мире, который был ему так дорог. Мир тебе, дорогой Карен. В таких случаях принято говорить – "ты навсегда останешься в нашей памяти"… Да, память о тебе будет жить в наших сердцах долго-долго. Но я еще хочу добавить, что актера такой уникальной породы у нас еще долго-долго не появится.

Армен ВАТЬЯН, киносценарист:

Ни на чей не похожий актерский почерк

- Ушел последний столп из плеяды великих армянских актеров. Он действительно был последним из могикан, а вот теперь не стало и его… Мне кажется, мы еще до конца не осознаем всю тяжесть этой утраты. Карен Джанибекян – я знаю его практически всю жизнь.

Я СЕЙЧАС ДАЖЕ МОГУ ОШИБАТЬСЯ, НО, ПО-МОЕМУ, ПЕРВАЯ КАРТИНА, в которой я его увидел, называлась "Дорога" - старый наш черно-белый фильм, в котором он играл эпизодическую в общем-то роль. Но лицо его было столь фактурным, столь интересным, что он запомнился мгновенно и навсегда, а фразы из "репертуара" его персонажа ушли в народ. И с того времени армянский кинематограф и театр без него просто трудно представить.

Каждая его роль если и не была откровением, то на ней, по крайней мере, всегда лежала печать очень самобытного, ни на чей не похожего актерского почерка - в каждой детали, в каждом слове, в каждой интонации. Он был человеком мощнейшей звездной фактуры – был замешан на той глине, из которой делают голливудских суперзвезд. Он не относился к категории актеров, которые долго обдумывают и выстраивают свою роль – брал своей невообразимой органикой, именно природной органикой, возможно, идущей от его корней, мощным "актерским инстинктом". И в результате все, что он делал, всегда было невероятно убедительно и не вызывало ни секунды сомнений.

Мне кажется, что за всю свою долгую и плодотворную творческую жизнь и несмотря на множество блестящих ролей, он так и не сыграл своей настоящей, большой звездной роли, хотя был на сто процентов этого достоин. Но мы все время ждали чего-то, что было бы специально для него написано, поставлено – то, что принято делать во всем мире для актеров такого калибра. Но что поделать… Не знаю, вакуум ощущается все больше и больше. И что будет дальше, мне просто трудно представить…

ТРАУРНЫЙ МИТИНГ В ЧЕСТЬ АРТИСТА, С КОТОРЫМ ДРУЖИЛ И СДЕЛАЛ НЕ ОДИН СПЕКТАКЛЬ, завершал режиссер, народный артист РА Николай ЦАТУРЯН.

"Открытое письмо сыну великого Гургена Джанибекяна замечательному Карену Джанибекяну. Мы благодарны матери-природе за то, что она подарила нам такого уникального, неповторимого в своих противоречиях и выразительнейшего в своем творчестве артиста. Сегодня ты ушел, но оставил нам великое молчание "немого" слуги Винтера из "Перед заходом солнца", безумие и безудержный темперамент героя "Абрикосового сада", боль и тоску Симона из "Осеннего солнца". Ты оставил нам своих персонажей, которых создавал на протяжении пятидесяти лет, и которые останутся с нами навсегда. Свою любовь и отцовские надежды ты завещал своим прекрасным детям – Рубену, Заруи, Микаелу, Гургену и Сосу. У тебя было слишком большое сердце – ты не мог ограничиться одной женой… Ты стал народным артистом, но для нас навсегда остался бунтующим, строптивым, сумасшедшим и таким любимым и дорогим Кареном Джанибекяном. Счастливого тебе пути – туда, высоко-высоко...".

А потом со словами "дамы и господа, никто не может дать лучшую оценку прожитой жизни, чем сам человек" Николай Цатурян включил гаджет, и в наступившей тишине зазвучал голос, знакомый миллионам зрителей, сквозь хриплый тембр которого всегда пробивалась затаенная тоска. Голос Карена Джанибекяна… "Жизнь проходит… Она уже почти прошла - моя жизнь, полная людей, ролей, побед, борьбы и даже скандалов. Моя жизнь… Такая сложная… Такая счастливая…".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТРАДИЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ОГНЯ
      2021-11-29 14:22
      4399

      Почему, казалось бы, сугубо театральное мероприятие - вечер памяти Мастера - вырвался из узких рамок арт-контекста? Почему сотни людей, в том числе огромное количество молодежи, реагировали на него так, как реагировали? Реагировали так, что закралась надежда: время разрушителей уходит. И еще вернется время строителей. Время профессионалов. Время тех, кто умеет отстаивать все, что ему важно и дорого, всем собой.

    • HIGHFEST - ТЕАТР КАК АТТРАКЦИОН
      2021-11-23 09:41
      2611

      Взял старт ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Начался не в срок. Потому что обстоятельства. В том числе уход из жизни художественного руководителя фестиваля Евгении Подпомоговой. Жеки. Которую можно характеризовать долго и с нежностью, а можно совсем коротко и точно - "ходячий креатив".

    • "МАКБЕТ" И ДРУГИЕ ГОСТИ ШЕКСПИРОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
      2021-11-20 09:35
      3382

      В 1943 году, в разгар Великой отечественной войны, в Ереване состоялся фестиваль Шекспировских спектаклей. Концепция у него была одна - всем смертям назло!.. Нынешний Ереванский Шекспировский международный театральный фестиваль, давно ставший традиционным, также был призван доказать, что жизнь всегда сильнее смерти, выполнить некую функцию психотерапии. И трагическим образом театр вновь начал работать на фоне театра военных действий. И вновь состоялся!

    • ЕСЛИ ИЗЫДЕТ САТАНА...
      2021-11-15 09:26
      5668

      Его фильм о Первой Карабахской войне назывался "Если все...". Нынешний можно было бы назвать "Если изыдет Сатана...", но он называется иначе. Может ли в прямом и переносном смысле яма стать "ямой Возрождения", парадоксальной взлетной полосой? Может - если мы все вместе очень этого захотим. А до этого - многое осознаем. По крайней мере, на этом настаивает народный артист РА Микаэл Погосян, выпустивший на экраны свою новую картину "Հայ Հայը"․






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ГОСТЯХ У МАРШАЛА
      2021-11-23 09:36
      3319

      Случайная встреча с маршалом Бабаджаняном в октябре 1970 года на всю жизнь мне запомнилась.

    • ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО УИЛЬЯМА САРОЯНА. УРОКИ ИРЛАНДСКОГО…
      2021-07-23 10:28
      2365

      Эссе "В тот год, как обычно, вот такая стояла жара во Фресно", - сказал представившийся мне пожилой человек. И добавил, опустив глаза и протянув мне руку: "Я друг Сарояна". Мы прошли с ним виноградники и вошли в кафе. "Друг Сарояна" продолжил: "Я был тогда студентом последнего курса, а Сароян жил свое последнее лето. О том, что писатель смертельно болен, я узнал позже.

    • КОМАНДОСА УБИЛА БОЛЬ ОТ СДАЧИ ШУШИ: БОЕВЫЕ ДРУЗЬЯ О ЛЕГЕНДАРНОМ ГЕРОЕ АРЦАХА
      2021-04-01 09:46
      1515

      Героя Арцаха генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна знают все армяне и гордятся им. Его мало кто называл по фамилии или имени-отчеству. Для армян он был просто Командосом. Это герой, который руководил действиями сил самообороны Карабаха при освобождении Шуши в 1992 году, и сразу после завершения операции крепко заснул, не попав в победные репортажи. Тер-Тадевосян - военный, который на протяжении всей жизни служил стране и народу, переживал за каждое упущение, а боль от потери Шуши в 2020 году просто скосила его. Он ушел из жизни спустя несколько месяцев.

    • В НЕБЕ ПОЯВИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН АНГЕЛ
      2020-11-27 10:54
      2250

      Она не была похожа  на  образ других первых леди cвоего времени - cуровых, строгих, амбициозных. Рита Александровна Саргсян любили за хрупкость, непосредственность, обаяние и доброту.