ОДНА ИЗ ЧЕТЫРЕХ
Лет десять назад почти все джаз-фанаты в Ереване знали и говорили об этой семье. О сестрах-певицах писали и российские музыкальные издания. Шутка ли – три сестрички отлично поют настоящий джаз. Их тогда приглашали на разного рода концерты, презентации, потом семья исчезла из поля зрения, о ней стали забывать. Речь о семье Егиазарян, а точнее, об одной из сестер, Лусине, которая в конце прошлого года вновь появилась на армянском джазовом горизонте.
СЕМЬЯ ЭТА ЖИЛА В АРМАВИРЕ. ПАПА, МАМА И ЧЕТЫРЕ ДЕВОЧКИ – Сона, Татевик, Лусине и Мария. Первые три отлично пели. Мария была еще очень маленькой для сцены, но тоже явно проявляла тягу к музыке.
Сестры начинали петь по одиночке. На счету у каждой из
них было участие в различных детских и юношеских телевизионных конкурсах. А еще
занятия, работа и выступления в известных далеко за пределами Армении вокальных
коллективах Надежды Саркисян и Ашота Бзнуни. Потом родилось их трио. И они даже
умудрились выступить на "взрослом" джазовом фестивале
"Ереван-98", где делили сцену с New York Voices и чернокожей
вокалисткой из Нью-Орлеана Трейси Чэпмен. Были частыми гостьями и в ереванских
клубах.
Родились и росли они в семье известного художника и
резчика по дереву Мэлса Егиазаряна. Папа по счастливой случайности оказался
большим любителем джаза. Так что девочки росли и играли под звуки трубы Луи
Армстронга и голоса Эллы Фитцджеральд. И, как вспоминали родители, вторую дочь,
Татевик, отец назвал в честь популярной в те годы "Эллы из Еревана"
певицы Татевик Оганесян. А Сона еще и прекрасно рисовала и получала награды на
конкурсах. И казалось, так и будет продолжаться по нарастающей.
Но семья решила перебраться в Штаты. И продолжение этой
музыкально-творческой истории стало еще радужнее. США, Нью-Йорк – центр
мирового джаза. Татевик поступает в университет на отделение джазового вокала,
вслед за ней - Лусине... Мария учится играть на скрипке, Сона выходит замуж,
рисует, вместе с сестрами продолжает петь. Педагогом Татевик становится одна из
лучших на сегодняшний день певиц, Розанна Витро. Но по окончании университета
Татевик решает, что петь она не будет, и посвящает себя сочинительству музыки к
кинофильмам, мультам и рекламным роликам. Сона вообще порывает практически с
музыкой и целиком отдается изобразительному искусству – работает сама и учит
детей рисованию. Мария откладывает в сторону скрипку и занимается бизнесом. Ну
а Лусине, проучившись примерно половину срока в университете, прервала занятия.
Ей показалось, что это не для нее – ее вряд ли научат в университете тому, что
ей нужно будет действительно в жизни. Она преподает музыку, поет в клубах
Нью-Йорка и пока довольна жизнью.
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
ПРОШЛОГО ГОДА ОНА ПРИЕХАЛА НА РОДИНУ повидаться с родственниками и друзьями. Петь здесь и не
думала. Но Нарек Арутюнян - основатель и президент ереванского Центра искусств
"Нарекаци", с которым она дружит, в ходе ее пребывания в Ереване и
Шуши, где она участвовала в проекте центра, несколько раз обращался к ней с
предложением организовать ее концерт. Она отказывалась, и казалось, что она так
и уедет.
Но однажды, гуляя по Еревану в ожидании назначенной
встречи, она забрела в клуб "Улиханян", очень популярный среди
любителей джаза и, главное, среди джазовых музыкантов. Там в это время играл
коллектив, составленный из участников Государственного джаз-оркестра Армении.
Кто-то из посетителей клуба узнал ее, шепнул об этом музыкантам, и Давид
Мелконян, молодой, но уже титулованный саксофонист, пригласил ее на сцену. Она
пела с ними и думала, что на этом все закончится. Но не тут-то было! Давид
рассказал о ней худруку Госджаза Армену Уснунцу, и через пару дней он позвонил
Лусине и пригласил на репетицию.
Оркестр готовил большую программу, и Лусине предложили
выступить в ней. Тут уже она не смогла отказаться – ведь петь с большим
оркестром - мечта едва ли не каждого нормального певца. Концерт прошел
великолепно. Затем был еще один, в Центре "Гафесчян", и опять Лусине
пела с оркестром, и опять успешно. Ну и, наконец, на прощание Лусине спела-таки
с малым составом на небольшой, но уютной сцене Центра "Нарекаци". Вот
там-то после концерта удалось поговорить с певицей.
- Ты регулярно
поешь в нью-йоркском клубе. Об этом мечтают очень многие. Как тебе удалось
попасть туда?
- Случайно. Почти так же, как и сюда. Как-то раз я зашла
в один из нью-йоркских клубов, там играл инструментальный ансамбль. И, когда
они заиграли одну из композиций, которая в оригинале является песенным номером,
я начала слегка подпевать. И тут барабанщик группы буквально бросил со сцены в
меня микрофон и сказал: "Если можешь петь, иди спой с нами, нечего бурчать
себе под нос. А мы посмотрим, на что ты способна". Я рискнула. Вышла и спела.
Им понравилось, понравилось и арт-директору клуба. Так я получила свой
ангажемент.
- И никто не
требовал от тебя никаких бумаг, диплома, свидетельства об образовании?
- Нет. В джазовой среде Нью-Йорка нет таких правил. Там
совсем другой принцип: можешь играть или петь – выходи, играй и пой! Правда,
есть и особенность в отличие от ереванской сцены. Очень распространен принцип
"дедовщины". В первый, второй раз опытные музыканты пропускают
новичка через все мыслимые "медные трубы", чтобы посмотреть, как он
будет выкручиваться из создавшейся ситуации и как поведет себя в трудной
ситуации. И если результат такого, жестокого эксперимента оказывается
положительным, молодого музыканта принимают в свой круг. Ну а если нет – то уж
извини. Это я знаю по собственному опыту и по многочисленным рассказам других
молодых музыкантов.
- А что играют и
слушают сейчас в Нью-Йорке?
- Все что душе угодно. Клубы делятся по интересам – для
поклонников традиционного джаза - одни, для авангардистов - другие, и все они
мирно сосуществуют, никто никому не делает замечаний и ничего не указывает. А
если попытаться составить какую-то общую картину, то я бы сказала, что от
чистого традиционного джаза и европейских музыкантов с их изысками вглубь там
уже успели устать. Сейчас хотят что-то оригинальное, ранее не звучавшее. Это
часто приходит через музыкантов из "неджазовых", преимущественно
восточных стран – сейчас большой популярностью в клубах пользуются музыканты из
Индии, арабских стран. Мне кажется, наш армянский джаз там был бы востребован.
Надо просто предложить.
- А как думаешь,
музыканты, с которыми ты выступала здесь,
смогли бы найти свое место на нью-йоркской сцене?
- Если говорить в общих чертах, то здешним ребятам
пришлось бы очень трудно. Там другой подход, другие взгляды. Нашим может не
хватить опыта, кругозор у наших ребят уже, чем там. Это естественно – не
хватает практики и общения. Но, если говорить конкретно о тех, с кем я тут
играла, скажу, что Госджаз Армении звучит просто великолепно. Коллектив Давида
Мелконяна и сам он - просто молодцы. Надо больше информации переварить,
перепробовать и испытать на себе. Иначе они там потеряются. А если говорить о
технике, то она точно на уровне.
ЛУСИНЕ ПОЧТИ
НИКОГДА НЕ ПОЕТ СТАНДАРТОВ, ТЕ КОМПОЗИЦИИ, которые поют другие. Не любит она исполнять даже на
новый манер заезженные, пусть и очень популярные песни. Конечно, в целом они
великолепны, но нельзя же всю жизнь петь одно и то же, а кроме того, ведь есть
масса других, незаслуженно забытых песен. Вот она и пытается вернуть их на
сцену, сделать так, чтобы их заново полюбили и поставили на одну полку с
известными и популярными. И представьте себе – ей это удается. На ереванских концертах все, кто
присутствовал – от самих музыкантов до слушателей, - отмечали свежее дыхание,
новизну, большой потенциал в той программе, что показывала Лусине, и говорили о
какой-то особой, свободной, явно не местного розлива, манере петь, что вполне
естественно: практика в Мекке джаза не может пройти безрезультатно.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.