С КАРИБОВ - В ГЮМРИ
Я всегда считал, что для популярности того или иного жанра или творческого коллектива нужна некая основа - культурная, природная, социальная... Но вот последние годы эту теорию один за другим опровергают то и дело возникающие новые музыкальные коллективы. Вначале вдруг один за другим появились блюз-бэнды, потом рэггей, а вот недавно на авансцену вышел и ска-бэнд.
ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, СКА - ЭТО МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ, ПОЯВИВШИЙСЯ НА ЯМАЙКЕ В КОНЦЕ 1950-х ГОДОВ. Возникновение стиля музыковеды связывают с появлением звуковых установок (по-английски sound systems), позволявших танцевать прямо на улице. Неким графическим символом стиля является черно-белая клетка. Этот рисунок изначально стали использовать при оформлении дисков и пластинок, и символизирует он расовое равноправие, за которое боролись музыканты и поклонники стиля "ска" в 60-70-х годах прошлого века.
Представьте себе мое изумление, когда однажды, после того
как прошел первый шок от появления у нас рэггей-группы
"Реинкарнация", я увидел и услышал группу "Александрополь
ска-бэнд". Ну, честно говоря, первое впечатление было не очень. Ребята
только начинали и еще не вошли во вкус. Но вот прошлым летом на праздновании
Дня Европы на Северном проспекте в Ереване они уже дали жару! И пошло-поехало!
Последний год эта группа, играющая яркую, энергичную и
привлекательную музыку, - желанный гость практически во всех клубах Еревана.
Танцевальные ритмы и красивые мелодии в достаточно сложной, оригинальной и
техничной аранжировке - что еще надо для успеха у слушателя? В начале этого
года группа получила приз слушателей на ежегодной церемонии вручения наград VAN
MUSIC AWARDS и там же на церемонии показала свои два коронных номера, которые
подняли на ноги весь зал. "Ска" с гюмрийским акцентом в исполнении
молодых, полных сил и желающих показать эти свои творческие возможности ребят -
это, я скажу вам, нечто!
Оставить без внимания этот нарождающийся феномен на нашей
сцене популярной музыки было просто невозможно. И вот что выяснилось. Айк
Тер-Маргарян родился в Гюмри, поначалу ходил в среднюю школу с французским
уклоном. Потом заинтересовался музыкой и поступил в консерваторию в Гюмри.
Учился на "отлично" и решил перевестись в Ереванскую консерваторию,
переехал в Ереван да так здесь и остался. Еще до поступления в консерваторию
Айк увлекался рок-музыкой. А вот с джазовой музыкой познакомился при весьма
любопытных обстоятельствах.
КОГДА ОН БЫЛ ЕЩЕ
МАЛЕНЬКИМ, ОТЕЦ ПРИНЕС ДОМОЙ КНИГУ ДЖ.КОЛЛИЕРА "СТАНОВЛЕНИЕ ДЖАЗА", на обложке которой был нарисован
раструб трубы. Мальчика все время интриговала эта книга и, когда он достаточно
подрос и стал читать и по-русски, то прочитал эту книгу, вникая во все
премудрости теории джаза. Более того, у отца была хорошая коллекция джазовых
пластинок - Эллингтон, Армстронг, Гетц, словом, джентльменский набор поклонника
джаза. Там были записи исполнителей на практически всех инструментах, кроме
тромбона. Может быть, именно этот факт привлек внимание парня, и он
заинтересовался именно этим инструментом. В любом случае музыка его тянула к
себе, и вот он в консерватории. Джаз - джазом, но без классики никуда. И он
прилежно занимается, постигая секреты игры на своем инструменте. Всему, чему он
обучен сегодня, все, что он показывает в своей музыке, он, конечно же, обязан
классической подготовке.
Но уже к окончанию консерватории Айк чувствовал, что
классика - не его будущее. Тянуло к джазу, ритм-н-блюзу... Потом была армия. А
после наступило время выбора. И он сделал его в пользу современной музыки.
Собрал группу и вот уже лет пять как руководит собственным коллективом,
играющим редкую для наших краев музыку в стиле "ска". Правда,
взрослую жизнь в музыке начинал он все-таки с джаза. Играл в эстрадно-симфоническом
оркестре Общественного радио, потом в небольших джаз-коллективах. Но это был
как раз тот период, когда музыкант активно ищет свой собственный путь, пытаясь
найти свое собственное творческое лицо.
И вот однажды, выступая еще в качестве джазового
музыканта, он совершенно случайно, в музыкальном магазине натыкается на диск не
известной ему группы Skatalites, играющей еще более не известную ему музыку.
Приносит домой, внимательно слушает и... Все! Свершилось! Словно все
перевернулось у него внутри - понял: это именно то, что он так долго искал.
Музыка, вместившая в себя и энергичный танцевальный ритм, и возможность
импровизации.
В группе, которую он собрал, девять человек, почти все
участники с консерваторским образованием. Гюмрийцы только он и его родной брат,
трубач. Они-то и задают тон. И, наверное, поэтому в прошлом году их пригласили
в родной город выступить на новогоднем шоу.
Сегодня на счету группы есть видеоклипы, которые активно
крутятся в эфире и пользуются большим успехом, а еще они записали три сингла.
Почти вся музыка, которую исполняет "Александрополь ска-бэнд",
процентов девяносто - это авторские композиции. Есть, конечно, и обработки
армянских народных песен, но в большинстве своем это песни, написанные
участниками группы на слова армянских поэтов-классиков - Ованеса Туманяна,
Ованеса Шираза, Амо Сагияна... Своим кумирам - ямайской группе Skatalites - они
однажды посвятили целую отдельную программу. Играют они и западную музыку
представителей своего жанра, но этим не увлекаются. Так, для разнообразия.
Основа репертуара - армянская и собственная музыка.
У группы есть свой вокалист Давид Хачатрян. Они
встретились с Айком пару лет назад. Поиграли здесь-там, и тут Айк понял, что
это "его" человек, и пригласил в группу. Крупного телосложения, Давид
вкладывает в свое исполнение не только музыкальность, но, кажется, и всю свою
физическую силу. По крайней мере так кажется. И это завораживает и притягивает
слушателя. Уж очень впечатляющая картина получается.
"Я ИГРАЛ
РАЗНУЮ МУЗЫКУ, - ГОВОРИТ ЛИДЕР ГРУППЫ АЙК, - играл и в рэггей-группе, даже записывался в ее
составе на первом ее альбоме. Но только "ска" дало мне свободу,
возможность высказать свои мысли, показать, что я умею и хочу показать. Эта
музыка привлекает меня своим позитивом, светом и радостью. Она проповедует
братство и равенство между всеми людьми. Вот это меня и привлекает в ней".
Сейчас группа занята записью своего дебютного альбома.
Собственного материала очень много, хватит даже на два альбома. Ребята очень
надеются, что работа будет завершена в ближайшие месяцы. А еще они готовятся к
выступлению на одном из крупнейших и престижнейших фестивалей в Европе -
Sziget-2015, который каждый год разворачивается в Венгрии. В рамках фестиваля
проходит около 1000 концертов, на которые по усредненным оценкам собирается
около 70 тысяч слушателей. Наши ребята подали заявку и ждут приглашения. Если
получится, это будет большим успехом. Участие в этом фестивале является
признанием заслуг и показателем высокого качества представляемой музыки. А
самое главное - участие дает некую путевку в жизнь. Кроме венгерского фестиваля
группа нацелилась и на самый крупный в России, а может и в СНГ, фестиваль
"Усадьба. Джаз", проводимый ежегодно в Подмосковье. Организаторы
хорошо знакомы с армянскими музыкантами. В 2006 году наши "Катунер"
взяли там первое место, Art Voices на следующий год также не ударили в грязь
лицом. "Александрополь ска-бэнд" уже представил свой материал на
рассмотрение оргкомитета, прошел отборочную комиссию и сейчас ждет решения
организаторов.
Сейчас Айк занят организацией сольного концерта в самом
большом зале Гюмри. Конечно, клубы Еревана, награды, полученные от ереванских
продюсерских центров, - это хорошо, но выступление и признание публики родного
города, и тем более для настоящего гюмрийца, - это больше, чем просто успех,
поэтому группа особенно тщательно готовится к этому концерту. Остается только пожелать успеха и
радоваться тому, что на нашей сцене появилась новая достойная и, главное,
необычная группа. Гюмрийский ска - это нечто!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.
-
2021-11-19 09:01
В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.