Последние новости

КОРЕНЬ ЖИЗНИ

С режиссером Гарником Саркисяном познакомился весной 1987 г., тогда он был первым президентом клуба ширакских знатоков "Что? Где? Когда?", бесспорных лидеров Армении: учителя сельских школ Ширака, объединившись в сильную по составу команду, задавали тон в республике и пожинали лавры на всесоюзных соревнованиях. Вторая встреча состоялась после землетрясения, в 1989 г., в маленькой нетопленой комнатушке Дворца ленинаканских текстильщиков, где проходило соревнование между командами знатоков Ширака и "декабристов" - российских спасателей. В тот день иные зрители украдкой вытирали слезы: в разрушенном Ленинакане знатоки выясняли, что, где, когда.

Вторая в республике общественная телерадиокомпания "Ширак", ставшая фактически первой телестудией в Шираке, была основана в 1992 г., однако из-за организационных неурядиц и отсутствия необходимой техники ее первый эфир состоялся в 1993-м. Это сейчас у нас многочасовое эфирное время, а тогда почему-то решили, что "Шираку" достаточно и 30 минут. (Отмечу, что это многочасовое эфирное время "Ширака" вот уже несколько лет является бесплатным приложением к эфирному времени TV "Цайг".)

НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПЕРВОГО ЭФИРА ПРИГЛАСИЛИ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Центрального телевидения, которые были поражены мастерством ленинаканских телевизионщиков, в течение 30 минут ответивших на злобу дня: после блока вестей (15 мин.) прозвучали 3-4 передачи и очерковые зарисовки (не более 4 мин. каждая), объявления и т.д. Помнится, Роберта Мависакаляна тогда поразили мои "Деревья": в 1993-м, в год энергетического кризиса, гюмрийцы срубили на дрова деревья города, в том числе и деревья - старожилы аллеи Победы, посаженные в 1946-м вдовами и родителями погибших солдат.

А ведь тогда никто из нас не был телевизионщиком, премудрости профессии постигали в процессе работы. И не только учились, но и учили других: сегодня наши выученики работают на TV "Шант", "Цайг", "Гала", в редакциях газет. В данном деле особенно преуспели тогда начинающие режиссер Гарник Саркисян, оператор Гайк Адамян и другие, кто в 1992 г., окончив студию кинорежиссера Альберта Мкртчяна, со всей серьезностью взялся за дело.

Первым всегда трудно, труднее в те годы приходилось госслужащим: ширакцы годами не получали зарплату (вот чем мотивирован отток обученных и подготовленных кадров), студия фактически держалась на голом энтузиазме ее основного состава. Г.Саркисян сегодня один из немногих первых ширакцев, так и не покинувших телестудию. Он готовит режиссерские кадры в качестве завкафедрой режиссуры факультета театра и кино Гюмрийской академии искусств.

Пожалуй, его творческие возможности я по-настоящему оценил еще в 1994 г. во время совместной работы над сценарием "Дом для стариков": он не только точно угадал мою основную мысль - армянин не должен отдавать своих престарелых родителей в дом-интернат, но и поставил ее во главу угла, нашел среди обитателей дома-интерната людей заслуженных и с героическим прошлым, разложил их правительственные награды и разговорил пенсионеров. Потом несколько дней подряд гюмрийцы благодарили авторов этой передачи.

ВСЕГДА ПОРАЖАЛО ЕГО СТРЕМЛЕНИЕ ЗНАТЬ ВСЕ, объять необъятное. Это ему, знатоку и режиссеру, удается в немалой мере. Наши дружеские связи не прерывались никогда, хотя я ровесник его отца. В последние годы особенно радуют его короткометражные фильмы и очерковые зарисовки, созданные на основе его сценариев. В них он лирик, мечтатель, правдоискатель и философ. Для него Армения начинается с малой родины - с Ширака и ширакцев, они для него корень жизни, он спешит обрисовать не только их будущее, но и ширакцев, уходящих в прошлое: поэта Арарата Мкртумяна, погибшего во время землетрясения, поэта Гевонда, умершего недавно, Акопа Ананикяна, учителя Минаса и т.д.

Как все истинные гюмрийцы, он гордится своим городом, мастерами прошлого, своим трудом возвеличивших национальное зодчество и ремесленное производство до недосягаемых высот ("Эскориал" - музей под открытым небом, "Город мастеров" и т.д.). Свой короткометражный фильм "Метаполис" (вроде бы город) он создал вместе с художником Сюр Вазо (Вазген Тадевосян). По "настоятельной просьбе" аодовцев российские строители покинули Ленинакан в октябре 1990 г., оставив незавершенными жилые массивы. Художник Сюр Вазо "достроил" и "благоустроил" город-спутник Ани. Нет, не стал Ани городом мечты Гарника и Сюр Вазо, как это было задумано российскими строителями, бетонные коробки квартала стали ночлежными домами.

Сюр Вазо, который более 10 лет проживает во Франции, по просьбе своих французских друзей стал автором культурного проекта "Армянская бумага". Спонсором выступила французская фирма, производящая "армянскую бумагу". ("В XIX в. французский фармацевт, посетивший Армению, стал свидетелем интересного факта: армяне победили свирепствующую в стране чуму, сжигая в церквах и жилых помещениях черную смолу (сев хунк). У себя дома он наладил производство "армянской бумаги", пропитанной раствором черной смолы. И сегодня французы сжигают в своих квартирах "армянскую бумагу", чтобы облагородить воздух помещений и истребить возможные микробы).

Во французском проекте Сюр Вазо приняли участие художники Гюмри, представившие свои работы, известный в республике музыкальный ансамбль "Бамбир" (руководитель Джак-Гагик Барсегян) и режиссер Гарник Саркисян со своим короткометражным фильмом "Белая бумага" (рассказ о Гюмри, создаваемом практически с чистого листа). Судя по восторженным отзывам французской печати, успех гюмрийцев во Франции был оглушительным.

Кадр из фильма 'Святая'

ИЗ ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ Г.САРКИСЯНА ОСОБО ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ его последнюю работу - "Святая", в которой задействованы заслуженные артисты РА Ованес Ованесян (учитель), Самвел Григорян (священник) и Анаит Кочарян (сумасшедшая Тереза). Над сценарием режиссера Гарника Саркисяна по причине скудости предоставленных финансовых средств работали всего двое - оператор Арутюн Папоян и композитор, кандидат искусствоведения Артавазд Гамбарян. Прошу особо запомнить последнего: по всеобщему утверждению специалистов, у 21-летнего композитора большое будущее.

Саркисяны - выходцы из Ацика. Трудно сказать, с чем это связано (то ли с энергетикой земли, то ли с энергетикой самих ацикцев), хлеборобы села неизменно получают высокие урожаи хлебных злаков. Возможно, в данном случае мы имеем дело с совмещением этих двух энергетик. И вот почему. Недалеко от Ацика есть местечко Топарли со своей часовней и Цак каром. Где-то здесь и могила святого, чудотворные свойства которого вот уже второе столетие проявляются через Цар кар: по народному поверью, достаточно человеку пройти через Цак кар, как он освобождается от своих бед и недугов.

Гарником нарекла его бабушка в честь своего мужа - капитана артиллерии Гарника Саркисяна, погибшего в мае 1945-го. Чтобы уберечь своего внука от напастей, бед и недугов, часто водила его к Цак кару. Вот почему его всю жизнь преследовали вопросы детства: кто они, эти святые, в чем проявлялась их святость, возможно ли в наши дни рождение святых? Ответы на эти вопросы он в полной мере дал в своем игровом фильме "Святая": смысл жизни - отдавать, бескорыстно служить людям.

... Идет война, независимая Армения только-только стает на ноги, на селе уже немало сирот, обездоленных войной. Некому их поддержать, дать кусок хлеба. В предрассветном тумане, когда все спят и еще не пропели первые петухи, от дома к дому крадется сумасшедшая Тереза и подкладывает на подоконники буханки хлеба, заработанные ею у пекаря Сако. Односельчане пекаря недолюбливают: хотя он богаче всех на селе, даже родному брату без денег хлеба не даст. Однако сельчане недолюбливают и Терезу, считая ее сумасшедшей не только за странный образ жизни, а в большей мере по той причине, что Тереза одержима мыслью найти могилу сельского святого, похороненного где-то в окрестностях. На все ее просьбы пойти с ней на поиски могилы односельчане отвечают насмешками. Однажды утром, раздав хлеб, она сняла с себя модные туфельки, открыла калитку и положила их во дворе, а сама пошла к сельской церкви, босая. Священник, недовольный ее приходом в такую рань, решил поговорить с ней со всей серьезностью, чтобы убедить в несуразности ее поисков. Вот почему он соглашается пойти с Терезой к рукотворному роднику, рядом с которым якобы похоронен святой. У родника вместо душеспасительной беседы завязалась беседа совершенно иного рода: "Почему ты без обуви?" - "Отдала ее девушке-сиротке: она учится в городе, ходить ей не в чем". - "Выглядишь ты изможденной, когда ела в последний раз? Как позавчера? Ведь ты ежедневно от Сако получаешь несколько буханок". - "А я их отдаю бедным семьям". - "Так вот кто раздает сиротам хлеб!"

Признания Терезы ошарашили священника, и он в сердцах замечает ей: "Ты ищешь могилу святого, а ведь ты - сама святая!"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕРОИЧЕСКИЙ ХОЛМ В ГЮМРИ
      2020-08-19 10:47

      10 лет назад, 20 августа 2010 года, в Гюмри состоялось открытие Холма чести, мемориального комплекса, посвященного русским офицерам, погибшим в русско-турецких войнах 1828, 1855 и 1877 гг., в котором приняли участие президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПУСТЬ КАЖДЫЙ ОТВЕТИТ НА ВОПРОС: "С КЕМ Я?"
      2024-05-03 10:14

      Нельзя воображать себя над схваткой, когда речь идет о будущем  детей и внуков, каждый армянин сегодня оказался перед выбором и необходимостью ответить самому себе  на вопрос: "С кем я?" Пусть каждый решит про себя, по какую он сторону баррикад, с кем он - с Николом, "Лфиком", "Грзо", "Лулу", "Держателем бутылки",  "Качающим лодку", " Плюющим в лицо", Овиком Агазаряном и Акопом Асланяном  или по другую сторону баррикад? - Там, где Святая Церковь, гора Арарат, генералы Победы, рядовые ветераны войн за освобождение Арцаха, политзаключенные и все, кто не желает превратиться в манкурта без Родины и Памяти…

    • ПАСТУХ С ПОКЕТБУКОМ, САЗАНДАРЫ И САМОГОНЩИКИ ИЗ ЛОРИ, или САМЫЙ ВАЖНЫЙ УГОЛ "АНКЬЮН + 3"
      2023-12-13 11:40

      По собственному многолетнему профессиональному опыту знаю, что республиканские телеканалы особо не балуют нестоличных жителей освещением местных реалий, а если и обращаются к жизни провинции, то преимущественно в "сенсационном" контексте.

    • «БЕССОННИЦА» НА ЭКРАНАХ ЕРЕВАНА
      2022-11-22 08:53

      Писатель, сценарист, продюсер Арутюн Гукасян выпустил в прокат игровой фильм «Бессонница», снятый на основе собственного сценария. Премьера состоялась в столичном кинотеатре «Москва» в конце октября, однако фильм продолжает свое шествие по всем кинозалам Еревана.

    • АРТ-ШКОЛА им. ГАЛИ НОВЕНЦ: ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ
      2022-09-05 13:31

      Новый учебный год стал годом рождения нового учебного заведения: 5 сентября открыла свои двери перед первыми учениками арт-школа имени Гали Новенц. Поставить на поток выпуск великих артистов, таких, как сама Новенц, основатели школы не обещают, а вот на присутствии культуры и искусства в формировании человека вообще, и молодого поколения в частности, - настаивают.