Последние новости

"ДЖАЗ И ГЮМРИ" НАБИРАЕТ ВЫСОТУ

"Джаз и Гюмри". Согласитесь, проект с этим заглавием мало что скажет непосвященному читателю. Но речь в данном случае идет о возрождении традиций джаза в Гюмри, которые создавались в городе после Отечественной войны, пошли на спад с середины 80-х годов и сошли на нет после землетрясения.

А ведь помнится, в 1953 г., когда мне было 12 лет, родители впервые повели меня с собой в кинотеатр "Октябрь". В фойе кинотеатра, к моему удивлению, учителя физкультуры и труда тов. Серго (труба) и Алеша (саксофон) вместе с ударником и пианисткой наигрывали джазовые мелодии. Потом члены квартета сменили свои музыкальные инструменты - кларнет, контрабас и т.д.

СУДЯ ПО ВСЕМУ, И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПО МАСТЕРСТВУ КВАРТЕТА, можно заключить, что в Ленинакане любителей и исполнителей джазовой музыки было достаточно еще до войны, однако по официальной версии, история джаза в Гюмри берет свое начало с 60-х годов, когда создается первый биг-бенд "Ласточка", просуществовавший до 1978 г. (художественный руководитель и дирижер Генрих Мхитарян). А в 1970 г. появляется еще одна джаз-группа (художественный руководитель Арутюн Сукиасян), обе получали призы в многочисленных конкурсах и фестивалях.

С 1979 г. стали систематически проводиться фестивали "Студенческая весна", на которых выступали музыкальные коллективы двух вузов, техникумов и Дворца пионеров: среди ВИА лучшим был коллектив Ленинаканского политехнического института, среди рок-групп - "Ангин карер" (ныне "Бамбир"), а в жанре джаза тон тогда задавал коллектив Дворца пионеров.

В 1980 г. по предложению Генриха Мхитаряна руководство джаз-группы Дворца пионеров поручается Гугушу Такворяну, поднявшему исполнительское мастерство питомцев на качественно новую высоту. Надо сказать, что в те годы детских джаз-групп не было не только в Армении, но и во всем Советском Союзе. Она просуществовала до землетрясения. В 90-е годы Гугуш Такворян попросил меня опубликовать статью и представить его в ней диссидентом: публикация была нужна, чтобы сравнительно легко обустроиться за границей. Мы расстались, недовольные друг другом, но ему удалось осуществить свою идею (по-видимому, нашелся продажный журналист, их всегда было достаточно). И все же последнее дело покидать родину таким путем.

После землетрясения в городе создается еще одна "Ласточка": несмотря на царящий вокруг хаос, лишения, безработицу, джазмены города капитально обновляют кафе "Ширак", где выступления новой группы проходят при полном аншлаге. Последний аккорд биг-бенда под руководством Сурена Хачатряна прозвучал в 2004 г.

Как ни странно, несмотря на вышеизложенное, в Армении джазовый Гюмри известен Тиграном Амасяном (этот талантливый композитор и дирижер год назад был награжден президентом страны медалью Мовсеса Хоренаци), более того, после его эмиграции в самом Гюмри в корне изменились представления о джазе: этот музыкальный жанр стали считать неинтересным и невыгодным для музыкантов.

ЧТОБЫ ВОЗРОДИТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ГОРОДА, НЕОБХОДИМО сломать не только стереотипы мышления, но и в первую очередь повысить музыкальный вкус населения, предпочитающего рабис, впрочем, как и во всех городах и селах Армении.

Говорят, о вкусах не спорят, но их насаждают. Вот почему автору проекта "Джаз и Гюмри" Мкртычу Манукяну пришлось нелегко: трудно изменить то, что укоренилось в сознании. 36-летнему М.Манукяну повезло больше других: отец - актер, мать - художница, сестра - пианистка, двоюродная сестра - известная в России певица и продюсер Араксия Мушегян, сестра матери Ламара Догузова - учительница музыки. М.Манукян по материнской линии осетин. И еще: муж тети Анатолий Догузов, который вот уже долгие годы является директором архитектурной мастерской Гюмри, в 80-х годах был вокалистом джаз-группы, постоянным участником фестивалей "Студенческая весна".

Лет 15 назад Манукян занялся продюсерской деятельностью, создал юмористическую группу "Нор Цоер", телепрограммы "Бест-7", "Один из семи", "Пять танцев", заложил традицию проведения ежегодных фестивалей танца и др.

Несмотря на разносторонность интересов, в душе он остается фанатом джаза, с 2012 г. приступил к осуществлению своего проекта "Джаз и Гюмри". За истекшие годы продюсерским центром "Манукян Продакшн" проделана огромная работа: в центре города арендовано помещение, оборудовано элегантное джаз-кафе, где можно послушать музыку, беседовать с приглашенными из Еревана джазменами, просмотреть кинофильмы по теме, и т.д., в концертных залах города проведено множество концертов джазменов Армении и зарубежья, с апреля 2013 г. центр приступил к изданию ежемесячной газеты "Джаз-инфо".

На первых двух концертах было немноголюдно, пришли в основном представители среднего и старшего поколения. Но на всех остальных уже полный аншлаг. В гюмрийских концертах принимали участие авторитеты армянского джаза - Левон Малхасян, Арамо, Ерванд Маркарян, Нарине Аракелян, Армен Тутунджян, Ари Роланд, Кейт Бала, Ваагн Айрапетян и другие. Все они дали высокую оценку деятельности центра "Манукян Продакшн".

Арамо: "Джаз - музыка души, им не заработать больших денег. Следовательно, энтузиасты проекта в данном случае не преследуют личную выгоду: ими двигают чистая любовь к музыке и честные человеческие взаимоотношения. Браво!"

Левон Малхасян: "Проделана серьезная и объемная работа. В Ереване коллеги по цеху часто говорят мне, что необходимо издание своей газеты. С этим спорить не приходится, но представления о ней были крайне смутными. С радостью забираю с собой экземпляр гюмрийской газеты, пусть она послужит эталоном для издания своего "Джаз-инфо".

ДА, ЗА ЭТИ ГОДЫ ЦЕНТРОМ ПРОДЕЛАНА ОГРОМНАЯ РАБОТА. И все же для истинных ценителей музыкальной культуры республики вопрос "Как уберечь нацию от рабиса и рабисовцев?" продолжает оставаться открытым. У Мкртыча Манукяна есть ответ и на этот вопрос:

- Необходимо, чтобы лицом к музыкальной культуре обернулись не только руководители государства, но и первые лица мэрий и областных администраций. За все эти годы их ни разу в нашем джаз-кафе не было, часто по выходным дням к нам заходит с членами своей семьи лишь депутат НС Мартун Григорян.

И все же, думается, со временем все образуется: изменятся не только музыкальные вкусы гюмрийцев, но и появятся новые джаз-группы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕРОИЧЕСКИЙ ХОЛМ В ГЮМРИ
      2020-08-19 10:47

      10 лет назад, 20 августа 2010 года, в Гюмри состоялось открытие Холма чести, мемориального комплекса, посвященного русским офицерам, погибшим в русско-турецких войнах 1828, 1855 и 1877 гг., в котором приняли участие президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЖАЗ - ДИАЛОГ РОЯЛЯ И СКРИПКИ
      2024-05-03 12:41

      Джаз  - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и  чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы -  так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом -  это праздник эмоций, фонтан  энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных  нравственных ценностях. 

    • НА ПЮПИТРЕ - АРМЯНСКИЙ ДЖАЗАДАРАН
      2022-11-11 10:28

      В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.

    • RP3, ИЛИ ТРИО РЕМИ ПАНОСЯНА
      2022-03-02 09:53

      В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.

    • РИШАР БОНА ВНОВЬ В ЕРЕВАНЕ
      2021-11-19 09:01

      В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.