Последние новости

ECM ЗАПИСАЛА КОМИТАСА

В мире звукозаписи, как и, скажем, в мире моды или любой другой сфере индустрии, есть имена, олицетворяющие тот или иной характерный признак производимой продукции. Так, например, Ив Сен-Лорн - торжество изящества и вкуса, BMW - мощь и качество... В мире музыки и звукозаписи таких имен и лейблов несколько.

НО АБСОЛЮТНО ОСОБНЯКОМ СТОЯТ НАЗВАНИЕ КОМПАНИИ ECM И ИМЯ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ и руководителя Манфреда Айхерна. ECM (Edition of Contemporary Music) - звукозаписывающая компания, основанная в Мюнхене в 1969 году, известная своими изданиями джазовой музыки. Но она также издает многочисленные записи музыкантов, не признающих никаких жанровых границ. Там записывались такие композиторы, как Валентин Сильвестров, Тигран Мансурян, Мюнхенский камерный оркестр и скрипачка Ким Кашкашян. Девиз ECM - "Самый красивый звук рядом с тишиной".

Месяц назад созданный в 2008 году музыкантом Левоном ЭСКЕНЯНОМ The Gurdjieff Folk Instruments Ensemble вот уже во второй раз записался на этом лейбле, причем опять по просьбе самого Манфреда Айхера.

Ансамбль Эскеняна призван пропагандировать музыку, а через нее и философские идеи Георгия Гурджиева, философа-мистика, композитора и путешественника конца XIX - первой половины XX века, ну и, естественно, армянскую музыкальную культуру в целом.

Левон Эскенян родился в Ливане, дедушка и бабушка переехали туда из Турции. Род матери из Кютахья, города в Оттоманской империи, приходится дальними родственниками Комитасу. Детство Левона прошло в тяжелых условиях - в Ливане тогда шла гражданская война. Но, когда ему исполнилось 12 лет, ситуация улучшилась и мальчик смог учиться и заниматься музыкой. В районе Бейрута, где жила его семья, была большая армянская община, множество армянских школ, и проблем с родным языком, изучением истории и музыки родного народа у Левона не возникало. Все трое детей семьи учились музыке - Левон играл на фортепиано, брат - на скрипке, сестра - на флейте. В результате все трое стали профессиональными музыкантами. Сегодня брат и сестра живут в Швейцарии и играют музыку в стиле барокко. А, когда Левону исполнилось 18 лет, он переехал в Ереван, учился в музучилище, затем закончил консерваторию. В 2007 году поступил в аспирантуру, продолжил обучение в Италии и Австрии. После окончания учебы он работал около десяти лет арт-директором в Naregatsi Art Institute, где всячески старался помочь молодым музыкантам, предоставляя им сцену и студию звукозаписи.

СЕГОДНЯ ОН ВЫСТУПАЕТ С СОЛЬНЫМИ КОНЦЕРТАМИ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЕМ Acna Cultural Society, которая занимается изучением армянской, восточной музыки и прослеживает музыкальные пути в стиле барокко в Армении. А главным своим детищем он считает Ансамбль фольклорных инструментов Гюрджиева. Дело в том, что музыка философа и композитора давно уже известна и исполняется на Востоке, а вот в Армению она пришла только недавно.

Более 300 произведений для фортепиано Гюрджиева записано под его диктовку его учеником и партнером Томасом де Хартманом: сам Гюрджиев плохо владел нотной грамотой. Эти произведения Гюрджиев написал во время своих путешествий по восточным и кавказским странам.

Ансамбль Гюрджиева исполняет его произведения в Армении, за рубежом и записывает их. В частности, первый альбом ансамбля был записан на ECM, и эта запись в 2012 году завоевала самую престижную награду в области звукозаписи - Edison Award, вручаемую в Голландии. После этого многие западные издания стали писать о "возвращении музыки Гюрджиева на родину". Композиции с альбома по нескольку недель держались в плей-листах многочисленных европейских и восточных радиостанций. Ансамбль стали приглашать на различные фестивали этнической, классической и современной музыки, предоставлять самые лучшие сцены мира в Германии, Польше, Швейцарии, Италии, Голландии, Бельгии и Австралии. Так, на фестиваль в Баварии были приглашены около ста коллективов со всего мира. И в заключение фестиваля должно было состояться выступление коллектива, которое транслировалось бы в эфире. Для этой цели выбрали выступление армянского коллектива, которое и пошло в эфир Bavarian Classic Radio.

И этот мировой тур практически продолжается до сегодняшнего дня. Вскоре коллектив едет в Амстердам на фестиваль, являющийся одним из самых престижных в этой сфере. В программе кроме чисто музыкальной части предусмотрена и общественно-политическая составляющая. На сей раз главной темой будет Геноцид армян. Приглашены ведущие историки, специалисты, включая турецких, которые представят свои доклады на эту тему. Приглашен для выступления и руководитель ансамбля Гюрджиева. В ноябре предстоят гастроли в Бразилии и других странах Латинской Америки, в Ливане, снова в Германии. Почти во всех городах прозвучат произведения Комитаса и Гюрджиева. В Германии ансамбль выступил на фестивале Morgenland в Оснабрюке. Это крупный фестиваль фольклорной музыки, и честь его открытия в этом году предоставлена ансамблю Гюрджиева из Армении.

Примерно два года назад Левон Эскенян и Манфред Айхерн вновь встретились, и армянский музыкант рассказал о своих планах исполнить и записать музыку Комитаса и Гюрджиева. Айхерн посоветовал сосредоточиться на сей раз на музыке Комитаса. И вот по предложению основателя одной из самых лучших студий и лейбла было принято решение записать двойной альбом с произведениями Комитаса.

ПАРУ МЕСЯЦЕВ НАЗАД ГРУППА МУЗЫКАНТОВ ОТПРАВИЛАСЬ В ЛУГАНО, в одну из лучших звукозаписывающих студий мира, где и произвела эту запись всего за два дня. За процессом следил лично сам Манфред Айхерн. Как рассказывали музыканты, побывавшие в этой студии, он никому не доверяет эту важную, ответственную и скрупулезную работу. Очевидно, поэтому все альбомы, которые выходят на этом лейбле, одинаково хороши, прекрасно звучат и со вкусом оформлены. Айхерн следит и за дизайном, и за выпуском альбомов. На первом диске должен звучать фортепианный вариант произведений Комитаса, а на втором - в исполнении ансамбля народных инструментов Гюрджиева.

Все обработки композиций созданы Левоном Эскеняном. Фортепианный вариант по предложению Айхерна там же, на ECM, исполнила и записала пианистка Лусине Григорян. Издадут эти диски по отдельности: диск с фортепианным вариантом выйдет весной будущего года, а диск с записью ансамбля должен выйти этой осенью. И это будет первое издание такого рода на лейбле крупнейшей западной звукозаписывающей студии. Нет сомнения, что компания позаботится и о рекламе и альбом попадет в поле зрения западных СМИ, как это случилось и с первым альбомом ансамбля.

Ансамбль уже хорошо знают, создаются клубы и общества фанатов музыки Гюрджиева, почти всегда концерты проходят с аншлагом. И Левон Эскенян уверен, что выступления ансамбля с программами Гюрджиева помогут популяризировать и музыку Комитаса. Кстати, Томас де Хартман, помощник и ассистент Гюрджиева, которого он в свое время послал в Ереван, здесь познакомился с музыкой Комитаса и стал сам пропагандировать ее. По мнению Хартмана, ни один армянский музыкант не может и не должен творить, не изучив творчество Комитаса.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3959

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      4446

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1533

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      3399

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОГО МАСТЕРСТВА
      2020-01-09 13:36
      3322

      Этот яркий, выполненный на самом высоком полиграфическом уровне альбом вышел в самом конце ушедшего года. Такого совершенного издания у нас не было с тех пор, как не стало искусствоведа Генриха Игитяна.

    • ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ФРЕСОК
      2019-12-20 09:48
      2665

      Ара Зарян и Кристин Ламуре выпустили очередную книгу-альбом, ставшую еще одним весомым вкладом в дело изучения армянских  фресок. В издание "Реставрация фресок в некоторых раннехристианских армянских церквах" вошли результаты многолетней деятельности Ара и Кристин по исследованию и восстановлению настенных изображений некоторых храмов Армении.

    • МАГИЯ СОПРИЧАСТНОСТИ: ШВЕЙЦАРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ВАРДУИ ХАЧАТРЯН
      2019-12-20 09:29
      5070

      Во все времена в искусстве превыше всего ценились творческая смелость, живая сопричастность и возвышающая сила катарсиса. Международный фестиваль музыки, который проводит в столице Швейцарии - Женеве наша соотечественница, меццо-сопрано, многократный лауреат международных конкурсов, солистка Женевской оперы Вардуи ХАЧАТРЯН, соединил в себе названные качества. Возможно, именно поэтому он оказался в центре внимания музыкальной общественности Европы.

    • ХРАНИТЕЛЬ МУЗЫКИ
      2019-12-19 15:01
      5434

      Сегодня музыкальная общественность Еревана вспоминает выдающегося педагога Петра Асатуровича АЙКАЗЯНА. Ему бы исполнилось 95 лет, и вот уже год, как его  нет с нами. Но Петра Асатуровича вспоминают не только по юбилейным датам. Его помнят всегда, поскольку он принадлежал к тому могучему и яркому поколению музыкантов-педагогов, память о которых остается на всю жизнь.