Последние новости

ГРЯДЕТ ГЛОБАЛЬНАЯ РЕФОРМА

Итак, секретариат специализированной президентской комиссии по конституционной реформе вынес на суд общественности первые семь глав проекта будущей Конституции. Уже есть первые отклики и, судя по ним, еще предстоят серьезные дебаты и обсуждения.

СТОРОННИКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ ДЕЛАЮТ УПОР НА ДВА ФАКТОРА. Первый в том, что, согласно представленным главам проекта, существенно расширяются полномочия оппозиции, вплоть до того, что парламентской оппозиции гарантируется пост вице-спикера законодательного собрания. Трудно не согласиться с тем, что эта, а также и ряд других законодательных поправок придадут больше демократичности политической системе страны.

Но вот противники реформы утверждают, что нормы, расширяющие полномочия оппозиции, носят больше популистский характер, их цель - переманить на сторону сторонников реформы ее противников из оппозиционного лагеря. И в качестве косвенного аргумента резонно утверждают, что для расширения полномочий оппозиции вовсе не обязательно менять модель государственного устройства.

В качестве еще одного козыря сторонники конституционной реформы приводят аргумент о том, что переход к парламентской системе правления обеспечит возможность мирного перехода власти от одной политической силы к другой, будет препятствовать утверждению в стране политической монополии… Сделаем здесь остановку.

Термин "политическая монополия" в последнее время очень популярен, можно сказать, распиарен вовсю. Некоторые политические силы в оправдание своих политических амбиций очень любят сваливать на "политическую монополию" все беды в стране, вплоть до футбольных проблем. При этом порой напрочь забываются элементарные вещи. Например, то, что выборы проводятся собственно для того, чтобы выявить ведущую политическую силу, которая и формирует власть. Обвинять победившую на выборах политическую силу в "политической монополии" - глупо.

Если же вопрос упирается в расширение полномочий оппозиции, то, во-первых, и при нынешнем законодательстве парламентская оппозиция имеет определенные гарантированные права, во-вторых, для расширения этих прав, как уже отмечалось, необязательно менять систему государственного устройства.

Наконец, если под "политической монополией" имеется в виду, что в Армении не происходит смены власти, то это не соответствует действительности. Первый президент Армении был аодовцем, второй – беспартийным, третий является республиканцем, и это прямое свидетельство спекулятивности утверждений о господстве в Армении некоей "политической монополии".

А ВОТ В СОСЕДНЕЙ ТУРЦИИ ПРИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ СИСТЕМЕ всеостальные партии только и мечтают, как бы избавиться от политической монополии Партии справедливости и развития, которая правит страной на протяжении 13 лет и в том же духе намерена продолжать и продолжать… Так что не факт, что новая Конституция избавит общество от очевидно раздутой у нас проблемы "политической монополии". Тем более с учетом того, что, согласно проекту новой Конституции, если в первом туре выборов ни одна партия не наберет большинства голосов, проводится второй тур выборов между двумя лидирующими политическими силами. Кстати говоря, это положение вызвало разноречивые комментарии и толкования.

Настолько разноречивые, что вице-спикер НС РА Эдуард Шармазанов вынужден был пояснить: "Сегодня я прочел в прессе, что некоторые наши депутаты беспокоятся о том, что, если не займут первое или второе место, лишатся мандата. Ничего подобного. 101 мандат, распределенный в 1-м туре, сохранится независимо от итогов второго тура. Во втором туре примут участие лишь политические силы, занявшие 1-2-е места, а сколько мандатов распределится во втором туре, будет решаться Избирательным кодексом". Давайте сейчас не будем отвлекаться и гадать, насколько доходчиво Шармазанову удалось все разъяснить…

Наконец, главный довод сторонников конституционной реформы заключается в том, что новое государственное устройство позволит обеспечить в Армении мирный переход власти от одной политической силы к другой. Это, наверное, весьма важный довод в пользу реформы, особенно с учетом того, что все президентские выборы в Армении действительно сопровождались накалом страстей. Правда, последние прошли несравнимо мирно, но ряд предыдущих…

И ВОТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВООБЩЕ УБРАТЬ ПРЯМЫЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ. Нет прямых президентских выборов – нет проблемы. Оставить только выборы по партийным спискам. Предполагается, что в этом случае поствыборные сценарии станут более цивилизованными…

Вполне вероятно. Но тут тоже отметим два фактора. Во-первых, эта вероятность пока чисто теоретическая, умозрительная. Никаких абсолютных гарантий от взрывных поствыборных процессов никакая конституция дать не может по определению, не стоит заниматься самообманом: многое зависит от самого общества, от хода избирательной процедуры, от зрелости политических сил и так далее…

И тут мы подходим к главному аргументу противников реформы. Всякая радикальная реформа, а именно такая сегодня обществу и предлагается, содержит риски. Проблема в том, что все риски предусмотреть невозможно при всей гениальности авторов концепции конституционной реформы. Решая одну глобальную проблему – "мирного перехода власти", не исключено породить другие проблемы. В частности ту, что, как правило, радикальные реформы сопровождаются расхлябанностью государственных структур, пока последние не свыкнутся с новыми раскладами. Ну и не говоря уже о неоднократно озвученном доводе о том, насколько наши партии соответствуют своему предназначению и готовы к новым вызовам…

Основная тема:
Теги:
  • Эрнест Григорьян, профессор социологии МПГУ 20-Июл-2015
    Посылаю статью как обобщенный комментарий. Как строить будущее Армении? Первостепенное значение в борьбе социально-политических субъектов на мировой сцене имеет не экономическое и даже не политическое измерение – они вторичны, а онтологическое. Т.е., понятийная разработка того, что есть, а чего нет в самой действительности. Политические, а тем более экономические победы, являются следствием прежде одержанных побед на онтологическом поле. По моему мнению, которое я был бы счастлив обнаружить ошибочным, армянство еще не вступило в борьбу социальных субъектов на этом онтологическом поле. Оно скорее представляет собой вспомогательный подотряд действующего субъекта, подчас и не осознавая свои собственные опорные точки в этом зыбком политическом поле. Игнорирование онтологического поля, ложный упор на экономике стопорит нужное развитие общества. Главную роль в разработке этого поля играют не экономисты, а социологи и философы, которых в Армении достаточное число. Каждый год вузы РА выпускают сотни социологов, а сегодня их уже тысячи, и они представляют собой немалый ресурс, который мог бы посоперничать на этом поле с оппонентами – представителями западных колониальных подходов. Экономический и социологический подход диаметрально противоположны. Экономическое действие ориентировано на результат, на конкретное приращение прибыли, невзирая на сопутствующие обстоятельства. Социологический подход анализирует поведение, социальные действия людей как подчиненные нормам, подчас исключающим ориентацию на результат. Даже сложные социальные нормы предполагают, что индивид будет следовать их предписаниям, в то время как рациональное экономическое действие требует просто расчетов в условиях неопределенности. В заостренном виде – лучшая стратегия экономического поведения – это закамуфлированный разбой и безопасная кража. Обоснованию этого и посвящена вся новейшая математическая экономика. Каким образом армянская социология может создать или организовать свое онтологическое поле? Ключом к социологическому построению можно считать принцип, сопровождающий существование конституировавшего себя социального субъекта. Всякий социальный субъект не только преследует свои интересы, но и прежде всего создает благоприятную среду для своего собственного воспроизводства. Поскольку речь идет о социальной сфере, то это выражается в развертывании некоторых философско-социологических понятий об обществе, внедрении в общество определенной, созвучной субъекту, а скорее, его ведущей деятельности, системы ценностей, продвижении близких ему моральных или религиозных принципов и введении в юридические кодексы, вплоть до международного права, сопутствующих его интересам норм. Взяв на анализ (наподобие рентгенологического ) любой фрагмент социального поля, мы извлечем оттуда четкие следы действия определенного социального субъекта, как бы ни старался он затушевать свое присутствие. Некоторые следы остаются даже без их осознания социальным субъектом, т.к. действия субъектов имеют и инстинктивный, до-сознательный характер. Чтобы проиллюстрировать механизм работы этого принципа, рассмотрим его на примере воспроизводства преступности как социального субъекта. Преступность или криминал, конституируясь как социальный субъект, заинтересован, так же как и другие субъекты в благоприятных для своего воспроизводства условиях. Далее, он заинтересован в увеличении своей численности как условии своей, уже политической единицы. Что ему для этого надо делать? Небольшое размышление, сделанное «за субъекта», тут же подводит нас к необходимости создания такого социального поля, в котором всякий шаг, всякое действие любого гражданина немедленно наталкивалось бы на нарушение какого-то закона, что, естественно, было бы чревато наказанием или применением каких-либо других санкций, и таким образом потенциально заносило бы его в категорию преступивших закон граждан. Логическим дополнением к этому условию является устрожение, ужесточение санкций, введение больших сроков наказания, изоляция и содержание в тюремном заключении даже не представляющих особой опасности для окружающих осужденных. Это надо, во-первых, для того, чтобы как можно больше граждан прошло тюремную социализацию, и они стали бы уже безвозвратно членами иного, антиобщественного сообщества, а во-вторых, укрепить тюремный образ мышления, отвергающий попытки раскаяния и возврата к законопослушному образу жизни. Рост числа осужденных, особенно подвергшихся уголовному наказанию в виде лишения свободы, влекущего за собой отчуждение наказанных от остального общества и нередко углубление их преступных наклонностей, дает толчок дальнейшему росту преступности. Таким образом, если преступление — это проявленное вовне деяние, то источником и почвой его формирования является тюрьма. Именно в ней куется преступность как образ жизни — т.е., внутренняя предрасположенность индивида к совершению преступлений, сформировавшееся у него свойство поступать в определенных ситуациях преступно. Далее, этот субъект распространяет свою волю к воспроизводству и на все общество. Оно становится в большей степени преступным, т.е., склонным воспроизводить множество опасных для человека деяний, поддающихся юридической интерпретации, что и предопределяет расширенное введение уголовно-правовых запретов. Но если есть наказания, потому что есть преступления, то нужны и преступления, потому что есть наказания. Обеспечивая свое сохранение и «расширенное» же воспроизводство, преступность «заинтересована» в том, чтобы в обществе все время был кто-то наказан. Так, каждый раз общество подписывает себе смертный приговор, устрожая наказание и продлевая сроки тюремного заключения. Но реально это делает не общество, а вполне ангажированный собственным воспроизводством криминал, как социальный субъект. Общество лишь вкушает сладкие речи законодателей о повышении безопасности, о борьбе с преступностью, о создании непримиримой к нарушениям закона атмосфере, и в чарующей слух среднего обывателя мелодии наливаются гроздьями плоды незаметного лоббирования криминала и ангажирования всего общества себе на пользу. Как уйти от этого порочного пути? Значительно очеловечить уголовную юстицию: от бессмысленного возмездия — к вынужденному сосуществованию на полезной для общества основе. Сосуществование должно быть кратковременным, завершаясь восстановлением законопослушного гражданина в своих правах. На место принципа неотвратимости наказания всегда, когда это только возможно, должно прийти гласное разбирательство истоков преступления. Не был ли сам закон преступен? Не было ли преступным то законодательное лицо, которое провело этот криминогенный закон? Общество в лице уголовного кодекса должно удерживать лицо, совершившее преступление, от новых преступлений, прилагать усилия к ре-социализации осужденного, очищать от уголовной коросты в виде воровских понятий и нравов. Всюду, где можно, заменять лишение свободы системой социально-терапевтического воздействия на лиц, совершивших уголовные правонарушения. Но только не надо сосредотачиваться на благоустройстве и строительстве новых тюрем, не уступающих в комфорте жилищам простых законопослушных граждан, и тем самым соблазняющих беднейшую часть к мотивам переселения в них. Разработанная армянской социологией собственная социальная онтология могла бы дать достойный отпор многим колониальным теориям, до сих пор преподаваемым в вузах Армении. Чего стоят, например, суждения одного из таких представителей Э. Дюркгейма о том, что существование преступности — нормальное явление, что она представляет собой некую функцию общества, неотъемлемую его часть, и «не только предполагает наличие путей для необходимых перемен, но в некоторых случаях прямо подготавливает эти изменения». Т.е., он не только примиряет армянское общество с неизбежным существованием преступности, но и придает ей некую «созидательную» функцию, отводя ей статус «девиантного», «отклоняющегося» поведения. И ни слова о роли тех криминогенных законов и о тех субъектах, которые их пекут, чтобы общество только из клеток тюрьмы наблюдало за процессом грабежа их ресурсов. Печальная статистика о неуклонном росте числа заключенных-армян во всех странах, включая Армению, только свидетельствует об отчаянном их сопротивлении сегодняшней онтологии. Особенно приятен слуху криминала тезис о необходимости завоевания власти для тех или иных социальных преобразований. Среднему человеку власть не нужна, ему нужны условия для развертывания его работоспособности. Власть нужна тем, которым неуютно без нее, которым она может угрожать в силу каких-то прегрешений, которые только через нее могут обеспечить себе безопасность или условия жизни, поскольку никакому труду не приучены и могут только паразитировать т.д. и т.п. Вся мировая политологическая риторика о власти, включая многочисленные, всем известные труды европейских мыслителей – это онтологическое поле криминала. И его самовоспроизводство уже совершается автоматически, через введение подобных предметов в обязательные вузовские курсы. Поэтому, в широком смысле, криминал это не только лица, совершившие преступления, а целый комплекс мер и идей, которые его обслуживают, и которые отбирают у общества законопослушных, готовя их в ряды криминала. Принцип «начни с себя» в совершенствовании отношений между обществом и лицами, нарушающими уголовный закон, быть может, приведет не только к повышению престижа власти и общества в целом, но и к уменьшению злостности преступников, к понижению опасности преступного мира, его влиятельности в целом. Чтобы не оказаться институциональным придатком мировой системы криминала, а вести свое развитие по альтернативному пути, надо развертывать условия для конституирования и укрепления иных социальных субъектов, т.е., инженерных, технических, промышленных, научных, созидательных в целом и т.д. Только через саморазвертывание подобных социальных субъектов, которые тут же начнут строить свою онтологию, выражающуюся вовне в ценностях, нравах и нормах права, можно увидеть иное будущее Армении. Таким образом, перед армянской социологией стоит важная задача – создание своего онтологического поля как предусловия для развития армянства. У нее есть кадры, есть неплохой уровень, нужна скоординированная работа по заполнению клеточек онтологического поля вместе с очищением его от занесенных ранее болезнетворных элементов. Сейчас идет работа над новой Конституцией РА. Вынесены на суд общественности первые семь глав проекта будущей Конституции. До того, как она будет принята, она должна обязательно пройти социологическую экспертизу. Нужно четко указать, какому социальному субъекту ( речь не идет о партийных организациях) она предоставляем наибольшие привилегии для саморазвертывания, и что даст РА действие этой Конституции через десяток лет. Все это уже заложено в проект, и было бы печально, если мы сейчас строим контуры того будущего, которого не хотели бы увидеть в яви. Григорьян Э.Р., профессор социологии
    Ответить
    • Эдвард 05-Авг-2015
      Ув. Профессор! Очень интересно все, что Вы написали, но,если честно, было трудно понять! Просьба: пишите покороче и понятнее,пожалуйста!............. А кто позволит нам сделать что-то самостоятельно??!! Ведь они приезжают БЕЗ ПРИГЛАШЕНИЯ и заставляют принять те или иные законы уже 25 лет((((((((! Они привыкли так жить веками--за счет других! Мой друг(тоже профессор) говорит: иначе нельзя, потому что у них НЕТ РЕСУРСОВ! Вот и грабят других, и , чтобы было легче грабить,пишут такие законы, чтобы грабили местные чиновники тоже! Конечно, не забывая все время "бороться с коррупцией"!!!
      Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ МАНКУРТА
    2024-04-23 13:56

    Никол Пашинян дал интервью английским журналистам. Благодаря профессиональным вопросам английских коллег добавилось несколько новых штрихов к уже известному портрету манкурта.

  • ТРЕТИЙ КРИЗИС
    2024-04-22 11:58

    Правительство Пашиняна официально обязалось передать в ближайшее время Азербайджану территории, требуемые Баку на севере Армении. Вооруженные силы Азербайджана без каких-либо усилий займут позиции, позволяющие им контролировать северные области Армении у армяно-грузинской границы. Эти решения "бастионом демократии" приняты, не считаясь с мнением жителей приграничных сел и всей Армении.

  • БАСТИОН ПОЗОРНЫХ ЛЮДЕЙ
    2024-04-18 10:06

    Кажется, видели уже все, но, выходит, нет. Выходит, нет предела мерзости нынешней власти.

  • МАНКУРТ ОБЫКНОВЕННЫЙ
    2024-04-15 12:04

    С легкой руки Чингиза Айтматова понятие «манкурт» вошло в обиход. Согласно сюжету романа «Буранный полустанок», манкурт - взятый в плен человек, превращенный в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своем родстве. Согласитесь, хороший портрет одного премьер-министра, попавшего в плен к Алиеву, а потому выполняющего все его прихоти.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПАШИНЯН ГОТОВИТСЯ К РЕФЕРЕНДУМУ
    2024-02-17 10:23

    По просьбе группы учителей истории, чьи имена не называются, Министерство науки, образования, культуры и спорта во главе с Жанной Андреасян сразу инициировало изменение названия школьных учебников, игнорируя мнение ученых-историков, на что указал известный историк профессор ЕГУ Рубен Мелконян. Незадолго до него, главарь правящей верхушки с восторгом отозвался об этой фиктивной инициативе, публично посетовав на то, что эта идея не пришла ему в голову. При нынешнем режиме вынудить группу учителей поставить подписи под обращением – минутное дело, а в том, что эта идея зародилась в голове Пашиняна, мало кто сомневается.

  • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
    2024-02-15 09:55

    В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

  • ФРОНТ "ДА!" БЕЗ ЛИНИИ ФРОНТА?
    2024-02-15 09:47

    Пашинян объявил, что проект новой Конституции еще не готов, однако сам уже приступил к агитации. Выступление главаря режима на состоявшейся в субботу встрече с инициативной группой ГД в Аштараке уже разобрали на тезисы, которые тиражируются телеканалами, сайтами и печатными изданиями режима для подготовки народа к референдуму. Уже известен исходный тезис методички: "Кто против принятия новой Конституции, тот за войну!". За аштаракской встречей последовала встреча Пашиняна с активом ГД в Арагацотне. Партия во всех марзах арендует помещения под штабы для агитации в пользу "Да!".

  • КАКОЙ МИР НЕСУТ НАРОДУ НИКОЛ И АННА
    2024-02-09 09:47

    "Референдум – это тот самый момент, когда негосударственный народ превращается в государственный", - заявил Пашинян, подразумевая, что армянам предстоит пройти экзамен на соответствие государственному народу. Если большинство проголосует за проект новой Конституции, стало быть, армяне - государственный народ, а, если нет, то… сами понимаете.