Последние новости

МАРИАМ И АРТУР: ОТ БАХА ДО МАНСУРЯНА

В век интернета новости распространяются быстро. На днях обрадовала информация о том, что Французская академия диска присудила награду "Золотой Орфей" меццо-сопрано Мариам САРКИСЯН за запись Tristesse des choses. Приз вручил Пьер Берже - почетный президент Академии диска и парижской оперы, президент Фонда Ива Сен Лорана на церемонии награждения в театре Шатле в Париже. На диске Tristesse des choses представлены французские вокальные циклы Цезаря Антоновича Кюи, вышедшие в записи впервые, а также французский цикл Петра Ильича Чайковского, записанный Мариам Саркисян и пианистом- композитором Артуром АВАНЕСОВЫМ в октябре 2014 года.

АРТУР АВАНЕСОВ - ОДИН ИЗ ТЕХ ПИАНИСТОВ- КОМПОЗИТОРОВ, КТО прекрасно разбирается в современной музыке и успешно представляет ее за рубежом. Он родился в 1980 году, учился в Ереванской консерватории у профессоров Елены Абаджян и Степана Ростомяна. После окончания с двумя красными дипломами поступил в аспирантуру и параллельно практиковался за рубежом. Свою диссертацию защитил по теме "Дзен буддизм в музыке ХХ века". В настоящее время Артур читает лекции в Ереванской консерватории и Американском университете Армении. Будучи весьма активным пропагандистом современной музыки, он много работает, участвуя в создании различных коллективов и выступая в их составе, часто сотрудничает с такими музыкантами, как Пьер Булез, Кшиштоф Пендерецкий, Ким Кашкашьян, Тигран Мансурян и другими. Музыкант выступал на престижных сценах мира: Берлинская филармония, Зиппер холл в Лос-Анджелесе, Симфони Спейс в Нью-Йорке, объездил всю Европу и половину бывшего Советского Союза. Будучи великолепным солистом и чутким аккомпаниатором, он записал массу дисков современной армянской музыки и малоизвестной музыки XIX и XX веков. И, наконец, Артур является автором большого числа произведений, которые исполняются и записываются на диски такими студиями, как Deutsche Grammophon.

- Как возникла идея записать этот альбом?

- Еще в 1999 году мы вместе с Мариам, моей давней подругой, дали концерт - тогда она была еще флейтисткой. Играли Баха. Спустя годы мы снова встретились, когда она уже стала вполне состоявшейся певицей. Записывали в Ереване (как и диск с записями композитора Лео Делиба) на Терьян-студии, ныне уже не существующей. Кстати, диску с произведениями Кюи и Чайковского "повезло" больше, его записывали уже в филармонии, правда, по ночам.

- Так сколько же дисков ты записал с певицами?

- Четыре. Первый диск – это песни Шапорина и Свиридова (все на слова Блока) с меццо-сопрано Мариам Саркисян. (3 отдельных романса Шапорина и его цикл "Далекая юность", который издается впервые, и 3 романса из цикла "Петербург" Свиридова). А второй диск - полное собрание песен композитора Лео Делиба с сопрано Фанни Круэ: эти песни издаются впервые, причем многие из них не были записаны. Уже упоминавшийся диск с произведениями Кюи и Чайковского и совсем новый с музыкой Романоса Меликяна и Тиграна Мансуряна.

- Как диски попали на конкурс?

- Я и сам ничего об этом не знал до того, как получил известие о премиях. Вообще-то я аккомпанировал двум разным певицам, записывавшим два диска независимо друг от друга, и оба диска получили "Орфея" во Франции - опять-таки по чистому совпадению.

- Сколько у тебя всего записанных альбомов?

- Семь. На одном - моя музыка. На втором - антология современной армянской фортепианной музыки: играю все я, в том числе и свою музыку. Следующие три - это диски с записями певиц. Все три вышли во Франции на фирме Suoni e Colori. Шестой выходит в Иране - это фортепианная музыка Лориса Чкнаворяна. О седьмом речь пойдет ниже. А еще есть диски, которые содержат мою музыку. Deutsche Grammophon несколько лет назад выпустила скрипичный концерт Хачатуряна с моей каденцией. На "Олбани рекордз" вышла моя скрипичная музыка в сборном диске.

- Ты не только исполняешь, но еще и пишешь музыку. Кто и где ее исполняет?

- Честно говоря, я за исполнениями не слежу. На днях у меня состоялась премьера в театре La Fenice в Венеции, и мою музыку там играл созданный мною же ансамбль современной музыки. Знаю, что мою музыку достаточно часто играют в Америке. Наверняка еще где-то...

- Кстати о современной музыке. В книге "До востребования" музыковеда Дмитрия Базильского один из его собеседников, известный в мире современной музыки композитор, утверждает, что большинство современных произведений пишутся на заказ, один раз исполняются на каком-нибудь фестивале, ради этого делается громкая премьера - и все! Больше нигде и никогда это произведение не исполняется. Как ты это прокомментируешь?

- Я считаю, что это очень логично. Музыка изначально всегда писалась для однократного исполнения. То, что мы сейчас играем Баха, - это заслуга XIX века с его историзмом. Что касается современной музыки, то зерна от плевел в ней отделит история, и так было всегда.

- Но вот твоя партнерша по записи в одном из своих интервью сказала: "Некоторые исполнители, еще в детстве напоровшись на понимание своей вторичности, исполняя произведения классиков, и, поняв, что им это не по душе, спасаются в мире современной музыки. Там они и первые исполнители, и часто соучастники первичного созидания. Это их утешает". Ты согласен с ее мнением?

- Не думаю, что она высказалась именно так. В бытность свою флейтисткой Мариам сама много играла современной музыки, что было частично обусловлено началом нашего с ней сотрудничества. Я знаю многих, всецело посвятивших себя современной музыке. Как правило, это профессионалы высшего класса, как, например, наш с Мариам общий друг, скрипач Ашот Саркисян – участник лондонского Ардитти-квартета. Да и следующий наш проект тоже будет посвящен современным произведениям, ранее не исполнявшимся. Думаю, речь шла не о них...

- А в каком состоянии сегодня, на твой взгляд, у нас находится современная музыка?

- В Армении она, по-моему, в основном существует за счет уехавших, так что она у нас есть только виртуально. А вообще у каждой музыки свои любители. Для того чтобы она была популярна и у нас, как минимум нужны исполнители, которые в состоянии посвятить себя ей. А такое возможно только в экономически развитых странах. Честно говоря, я плохо понимаю, когда говорят, что ее надо популяризировать. Зачем? Ее и так будут слушать те, кому она нужна. Остальным не надо. Брамса тоже не все слушают. И не надо: пусть слушают те, кому эта музыка в состоянии что-то дать.

Относительно недавно в Центре креативных технологий ТУМО состоялась уникальная встреча музыкантов – Тиграна Мансуряна, Сержа Танкяна, Тиграна Амасяна, Лилит Пипоян - с любителями музыки. Шел интересный разговор о путях развития музыки. В том, что разговор получился очень интересным, большая заслуга именно Артура Аванесова, выступившего в тот день в качестве ведущего и интервьюера. А что касается планов звукозаписи, то, как стало известно, Артур с Мариам уже записали еще один диск, который выйдет осенью на известном датско-голландском лэйбле Brilliant Classics. Это романсы Романоса Меликяна и Тиграна Мансуряна - все впервые.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      4069

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      4490

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1574

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      3407

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САЛЮТ, РОССИЯ! МЫ ПОБЕДИМ!
      2020-10-08 14:58
      830

      7 октября в крымском Артеке стартовал финал международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Детская Новая волна 2020". Среди прошедших в финал участников из России, Беларуси, Казахстана, Грузии, Испании, Южной Кореи и других стран представлены также Элен Бадалян из Армении и Ани Петросян из Арцаха. Интересно, что вылет арцахской делегации с участием 10-летней Ани был запланирован на 27 сентября, - день, когда мирное небо второго армянского государства взорвала война.

    • СИМВОЛ ТАЛАНТА И ДОБРОТЫ
      2020-09-30 21:47
      1254

      30 сентября 100 лет назад родился Лазарь САРЬЯН Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян. Их называли "армянской могучей кучкой". Еще недавно они были рядом с нами, определяли высокую планку армянского музыкального искусства. Эта планка, заданная ими, никогда не снизится. Мы не отвыкли от их голосов, от их музыки. Они словно идут нам навстречу. Живут беспокойно, счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях, своей музыке.

    • ТУРБУЛЕНТНЫЙ СЕЗОН СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2020-09-22 10:50
      2426

      Государственный симфонический оркестр Армении (ГСОА) открыл свой 15-й, юбилейный сезон. Концерт, на котором прозвучали три фрагмента из балета "Снежная королева" Тиграна Мансуряна и 9-я симфония Антонина Дворжака, прошел в Спортивно-концертном комплексе им. К.Демирчяна и собрал ценителей классической музыки и поклонников творчества оркестра.

    • Японская клавинова - в дар Дому камерной музыки
      2020-09-19 10:12
      816

      В Доме камерной музыки имени Комитаса появилась клавинова (инновационное цифровое пианино) производства знаменитой фирмы Yamaha.