ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КРИЗИС СВЯЗАН С СОЦИАЛЬНЫМ ФАКТОРОМ
3 марта - Всемирный день писателя. Праздник этот был учрежден решением "ПЕН-клуба" (Pen Club) в 1986 году, и его отмечают и у нас в Армении. Это стало поводом вновь обратиться к писательской теме, поразмыслить о состоянии современной литературы у нас в стране и о тех проблемах, которыми охвачены сегодняшние литературные круги. Об этом мы беседуем с литературоведом, редактором журнала "Граниш" Асмик АКОПЯН.
- Во всем мире издательства заказывают писателю роман и на основе договора платят гонорары. Писательский труд – это работа. Мы очень далеки от этого?
- Ну да, во всем мире есть коммерческая литература, которая воспринимается как продукт и продается на рынке. Но, разумеется, есть литература, которая рождается безо всяких усилий, просто потому, что это высокое искусство, и оно не может не появиться на свет. То есть быть писателем - это что-то от Бога. Это талант, хотя я далека от мысли, что, если писатель никоим образом не работает над собой, таланта будет достаточно, чтобы создавать истинную литературу. Писатель обязательно должен совершенствовать себя. С другой стороны, нужно создавать условия, чтобы писатели могли нормально работать. Наши писатели - даже со времен Раффи, Ширванзаде - не имели этих условий. Мурацан, например, работал бухгалтером, чтобы в свободное время иметь возможность заниматься литературой. Фактически превращая книгу в продукт, издательства создают для писателя условия, чтобы тот мог жить в чисто материальном смысле. В советское время все было иначе… За последние 20 лет ситуация радикально изменилась. В 90-х годах литература в Армении полностью обесценилась. Но вот парадокс: именно в это время наши писатели создали прекрасные произведения. Левон Хечоян, Гурген Ханджян, Артем Арутюнян, Давид Ованнес, Виолетта Григорян, Армен Шекоян, Ованес Григорян… Мне думается, что даже в самых ужасных социально-экономических условиях хорошая литература создается и находит свой путь к читателю. Коммерческая, жанровая литература, книги для досуга - да, это у нас не развивается. Тут можно назвать, наверное, только Артавазда Егиазаряна. Вопрос, а есть ли у нашего читателя время для досуга?.. Вот над этим надо поразмыслить.
- А если мы проведем параллель между сегодняшней армянской прозой и поэзией?
- Армянская литература всегда была чем-то очень сложным, тяжелым, серьезным. И соответственно общество относилось к ней так же. Наверное, поэтому у нас не развиваются легкие жанры, писатели не пишут на простые темы. Хотя в мире давно уже нет такого разительного контраста между жанрами. Там все приведено в баланс, нет полярных противоположностей. Например, многие писатели на Западе, используя схему жанровой, коммерческой, так сказать, легкодоступной литературы как каркас произведения, нанизывают на него свое авторское мышление. От этого "плоть и кровь" произведения становятся очень весомыми. И читатель только выигрывает. У нас пока этого нет, что связано со многими факторами, очень далекими от литературы и искусства. Долгие годы мы не имели государственности. И теперь, в том числе и посредством искусства, мы пытаемся создать тот общественный строй, в котором нам хочется, чтобы жили наши дети, наши последующие поколения.
- Бытует мнение, что современная армянская проза гораздо сильнее поэзии.
- Наша поэзия получила особый расцвет в 90-е годы. Тогда время было такое - война, разруха, землетрясение. Рухнула целая система. И поэзия освободилась от всего того, что годами насаждалось в СССР. Появилась "антипоэзия", которая ставила перед собой цель разрушить все прежнее. Разрушить и тем самым освободить место для новой поэзии - поэзии свободы и независимости, поэзии нового поколения. Разрушить разрушили, но время показало, что площадка пока пустует, ничего нового не создано. Для этого нужно время. И потом ситуация тех лет способствовала рождению пламенной поэзии, которая, как и страна, воевала со всем миром. Последние 20 с лишним лет относительного мира привели к тому, что начала развиваться проза, причем весьма активно. Время сегодня такое, мирное, более или менее спокойное. Романы, повести, рассказы - все это сегодня присутствует. Есть и новаторство, свежие темы.
- Если раньше люди сетовали на то, что нет современной армянской литературы, то сегодня уже говорят, что нет литературоведения, что не пишутся аналитические рецензии. Это так?
- Сама я литературовед, но соглашусь с этим мнением. И это касается не только литературоведения, но и критики, аналитики искусства и культуры в целом. Во-первых, за пространные анализы того или иного произведения никто не платит. Пресса особо не заинтересована в рецензиях, только литературная периодика, которая вращается в одних и тех же кругах и не выходит за их пределы. Государство должно поддерживать серьезную научную деятельность. Во-вторых, у нас в обществе, особенно в среде искусства, никак не воспринимают здоровую критику. Это индикатор того, что что-то тут не так, много болезненного, нездорового. Люди хотят только, чтобы их хвалили просто так, часто беспочвенно. Это создает ядовитый клубок, когда портятся личные взаимоотношения. Литературоведы предпочитают говорить, как о мертвом, либо хорошо, либо ничего. Но ведь это опасный путь, дорога, ведущая в никуда...
- Тем не менее народ не читает современную армянскую литературу и не знает писателей ни в лицо, ни по именам...
- Да, как ни печально признавать, но это именно так. Вне узких кругов их не знают, а книги особо не читают. Хотя, например, пять лет назад все было еще более плачевно. Читательский кризис в Армении связан с социальным фактором, который создает подавляющее морально-психологическое состояние. Людям не до искусства, они просто зарабатывают на хлеб насущный, сводят концы с концами.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-12-05 09:16
Союз писателей Армении презентовал сборник прозы и поэзии армянских авторов, обративших свой литературный интерес к России. Книга названа «Птица вдохновения» и стала очередным выпуском серии «Мы и мир», издаваемой по инициативе СП.
-
2022-12-03 09:54
Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.
-
2022-10-13 11:09
«Дневник артиллериста» - это свидетельства очевидца событий 44-дневной Арцахской войны, которые недавно были представлены на суд читателей в Ереване. Автор книги, изданной на общественные пожертвования в рамках литературной программы «Боевая дружба» при сотрудничестве фонда «Кохб» и издательского дома «Антарес», участник войны Альберт МКРТЧЯН.
-
2022-10-04 09:26
Запараллеленные в первых числах октября Ереванский книжный фестиваль и Международный конгресс переводчиков привели в нашу столицу множество гостей, чья среда обитания - литература. Многочисленные встречи, обсуждения, презентации, дискурсы и диспуты...