Последние новости

ВЛАДЕЮЩИЕ ТАЙНОЙ

Этапы большого пути: Филармоническому оркестру Армении - 90 лет

Новый этап в жизни симфонического оркестра начинается сразу после окончания Великой Отечественной войны. Летом 1945 года он начинает свою деятельность как самостоятельный коллектив, независимый от оркестра оперного. Художественным руководителем и главным дирижером становится разносторонне одаренный музыкант Микаел МАЛУНЦЯН. Его искусство - это подлинное и большое служение музыке. 

ТИТАНИЧЕСКИЙ ТРУД НА РЕПЕТИЦИИ ВСЕГДА ЯВЛЯЛСЯ ЗАЛОГОМ того музыкального праздника, в который, по свидетельству современников, превращался каждый его концерт. Секрет успеха Малунцяна прежде всего в самой личности этого художника - глубокой, сильной, самобытной. Он был не только прекрасным дирижером, но и блестящим эрудитом, тонким психологом, умеющим соединить в единое целое большой и разнообразный по составу оркестр, заставить звучать его на одной струне - мощно и страстно.

"Это был человек редкого интеллектуального уровня, кладезь знаний, музыкант огромного дарования, бывший до того, как взять палочку в руки, талантливым виолончелистом, - пишет в своей книге "Сквозь призму времени" замечательный музыкант и педагог Христофор Закиян. - Все прошедшие его школу просто не могли не стать грамотными исполнителями. Микаела Моисеевича можно назвать явлением в деле развития симфонической музыки в Армении в целом и привитии высокой исполнительской культуры коллективу, которым он руководил много лет..."

 Микаел МалунцянКонцерты оркестра неизменно вызывали глубокий отклик, отдавались эхом в сердцах не только армянских слушателей. Вот что писал после своих гастролей в Армении Святослав Рихтер в 1953 году: "Встреча с вами (оркестром) была для меня величайшей радостью. В вашем лице я познал вас как исключительный, хороший, темпераментный и чуткий оркестр. Оркестру свойственны тонкие нюансы, хорошая ансамблевость, легкая и выразительная игра. Он имеет хорошего главного дирижера - Микаела Малунцяна..."

               "Превосходный молодой состав Ереванского филармонического оркестра подает большие надежды. Его выдающееся исполнение Пятой симфонии Бетховена может служить образцом и навсегда останется незабываемым. Я расстаюсь с самым горячим пожеланием оркестру и желанием вновь вернуться" (Франц Конвичный, лауреат национальной премии, главный дирижер "Гевандхауз", профессор, 1953 г.). Незабываемы концерты этого времени под руководством В.Ферреро, Ф.Конвичного, К.Кондрашина, О.Димитриади, А.Мелик-Пашаева, авторские концерты Хачатуряна.

АРТИСТИЧЕСКАЯ РАСКОВАННОСТЬ, ВЫСОКАЯ СВОБОДА, ВЛАДЕНИЕ САМЫМИ различными музыкальными стилями, истинно духовный контакт с партнерами в самых разнообразных по составу ансамблях - наиболее явные достоинства оркестра, каким он предстал перед слушателями в период Огана ДУРЯНА. И широкий взгляд на мир художественных ценностей, взгляд, идущий от подлинной мобильности. У многих на слуху его тогдашние интерпретации. Выступления оркестра под эгидой этого дирижера (1960-1965) тоже ярчайший этап в жизни симфонического оркестра. Но отношения маэстро с оркестром складывались в нелегких условиях. Здесь никогда не было бесконфликтного равновесия - слишком сложным организмом был этот оркестр, слишком яркой и сложной личностью являлся Дурян. Но как это ни парадоксально, именно такие непростые взаимоотношения коллектива и руководителя служат основой их взаимных достижений и взлетов. Ибо успех "сражения", которое именуется концертом, всегда продиктовано как силой замысла дирижера, точностью его стратегии, так и силой сопротивления коллектива, который лишь в процессе работы с дирижером бурно устремляется в то русло, что было предвидено им.

Это лучше меня выразил в своих воспоминаниях о Дуряне Христофор Закиян: "Когда дело касалось творческих вопросов, он никаких оговорок и причин не признавал. Было немало людей, считавших Дуряна человеком сложным, излишне противоречивым. Для меня же Оган был человеком простым. Настолько простым, что это зачастую и давало повод оппонентам считать его сложным.

Прежде всего нужно понять, что мы были людьми двух разных систем. Мелкие нарушения дисциплины и законодательства, на которые у нас закрывали глаза, в мире, в котором жил и воспитывался Дурян, были строго наказуемы.

Не думаю, что где-то, в любой зарубежной стране могла царить ситуация наподобие нашей. Ни у кого в голове промелькнуть не могло, что вместо шести пультов скрипачей на репетиции могут присутствовать пять, из троих флейтистов один может отсутствовать. Не думаю также, что ответственный за порядок в любом аспекте административный работник мог не знать причины отсутствия музыкантов и не обеспечить своевременно замену.

За подобное безобразие в тот же день инспектора, директора или еще кого-то, отвечающего за порядок в оркестре, выгнали бы с работы за то, что он не умеет работать, если не сказать - мешает. Дирижер должен заниматься творчеством, а не выяснять, по какой причине вдруг нет исполнителя, или же спрашивать, почему оркестр не имеет того или иного инструмента. Все, о чем сказано выше, имело место в нашей действительности и стало чуть ли не нормой в работе коллектива.

                 Дурян в подобных случаях нервничал, швырял, бывало, партитуру за пульт и уходил с репетиции, которая, не начавшись, тем и заканчивалась. Следовали реплики, что он, дескать, не в себе, не того... Не мне давать характеристику этой уникальной в своем роде, высокоодаренной личности. Так, все программы он дирижировал наизусть независимо от сложности текста, следуя своему правилу, что "партитура должна быть в голове, а не голова в партитуре".

ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ ЭПИЗОДОМ, НАВСЕГДА ВРЕЗАВШИМСЯ В ПАМЯТЬ. Когда Арно Бабаджанян написал Концерт для виолончели с оркестром и принес ноты на первую репетицию, нам, артистам оркестра, было обо что спотыкаться, музыканты нет-нет да ошибались.

В этот памятный день (насколько помнится, это было 17 апреля 1962 года) мы стали свидетелями встречи двух могучих талантов - Огана Дуряна и приехавшего на гастроли Мстислава Ростроповича. Оркестр во главе с Дуряном ознакомился с нотами впервые, читал Концерт с листа, но на следующее утро нас ждал сюрприз: Дурян провел репетицию, дирижируя наизусть. Ростропович в свою очередь тоже играл без нот.

Сказать, что мы были потрясены, - это почти ничего не сказать. Такое не забывается. Жаль, что этот яркий эпизод ушел в историю, стерся из памяти, очевидцев почти не осталось.

... Дурян был профессионалом высочайшего класса и ничего идущего в ущерб качеству исполнения не признавал. Не то что не хотел, а просто не мог. Все его нутро мгновенно восставало против. Это я понимал прекрасно. Любил его за это и уважал.

 Оган ДурянОган Дурян, как и Микаел Малунцян, заслуживает памятника в истории становления нашего оркестра. Произведения под их руководством звучали по-новому, светились какими-то глубинными, заложенными ими красками. Их интерпретация убеждала, покоряла слушателей и исполнителей. Во время репетиций, не говоря о концерте, невозможно было расслабиться - шел творческий процесс, и накал был велик ...

Концерты, когда за пультом находился Дурян, как на родине, так и во всех зарубежных странах, где ему довелось дирижировать, проходили с неизменным успехом при переполненных залах. Овации и восторженные отзывы в прессе сопутствовали ему неизменно. Везде.

                Дуряну предлагали выгодные контракты, руководство престижными оркестрами. Но Оган был патриотом своей исторической родины до мозга костей и, кроме нее, ни о какой другой стране слышать не хотел. И вот такую личность, благодаря которой в известной степени мир познавал высокую культуру нашей страны и входившей в ее состав маленькой республики, по непонятной и ничем не оправданной причине начали дергать, чинить всякие препоны, не выпускать за рубеж на гастроли ...

Вокруг человека, принципиального во всем, что касалось работы, полностью лишенного высокомерия и честолюбия, правдивого и честного, далекого от любых интриг и склок, была создана обстановка, иногда доводившая его до степени крайнего нервного напряжения, разочарования, отрешенности. Не выносивший любую несправедливость, он задыхался в созданной вокруг него атмосфере. Терпеть далее подобную ситуацию стало невозможно. Кучка недоброжелателей сделала свое дело - выжила Дуряна. В 1969 году он уехал. Да разве только он ..."

 Давид ХанджянМЕНЯЛИСЬ ДИРИЖЕРЫ, МЕНЯЛСЯ СОСТАВ ОРКЕСТРА, ИНЫМИ СТАНОВИЛИСЬ стилистика коллектива и его эстетика. После Дуряна в разные годы оркестр возглавляли Микаел ТЕРЯН (1965-1966), Рубен ВАРДАНЯН (1967-1970), Арам КАТАНЯН (1970-1973). Следующий этап расцвета симфонической музыки в Армении связан с именем Давида ХАНДЖЯНА, истинный масштаб которого с годами становится все более ясным.

Мощь его дарования проявлялась во всем, что он играл. Замечательный интерпретатор классической музыки, он неизменно выступал как первооткрыватель и неутомимый пропагандист современных авторов. Он вызывал неотразимую симпатию у всех, кто его видел и слушал. Разгадка тайны - в нем самом. Никогда не заслужил бы такую признательность артист, если бы оказался лишь блестящим профессионалом. Нет! В Давиде Ханджяне все видели личность, зримое воплощение утонченной духовности. "Исключительна роль Ханджяна в творческой биографии Авета Тертеряна: никто не умел так воспринимать и выражать характер, дух, время и темп его музыки. Ему удавалось покорять такие высоты, которые поражали самих авторов произведений". (Э.Мирзоян). А как высоко ценил его сам Тертерян, как трепетно к нему относился: "Дирижер - философ, мыслитель, способный к долгим и осмысленным "погружениям": где нужно, неистовый и дерзкий, но всегда красивый, на редкость артистичный... В нем была магическая сила, способная удерживать зал в напряжении".

Восторженным было отношение к Ханджяну и за пределами Армении: "Дело его жизни стало достоянием не только армянской культуры, но и всего нашего многонационального искусства, - признавался выдающийся грузинский композитор Гия Канчели. - Не всегда музыканты оркестра дают единую положительную оценку приехавшему на гастроли. Я был свидетелем полного единомыслия (в отношении Давида) как в Тбилиси, так и в других городах. Мне довелось присутствовать при исполнении симфоний А.Тертеряна и Л.Сарьяна. То, что делал Давид, было сравнимо с работой скульптора. Только в последние минуты концерта вспоминаешь, что автор звучащих произведений не он".

Благодаря усилиям Д.Ханджяна в ЦК КП Армении было принято постановление "О дальнейшем улучшении пропаганды симфонической музыки в республике". К сожалению, Давиду Ханджяну была суждена короткая жизнь - 41 год. Но он оставил ярчайший след в истории армянской музыки, в истории оркестра.

               "Микаел Малунцян, Оган Дурян, Давид Ханджян... - три столпа, стоявшие за пультом Государственного симфонического оркестра Армении и поднявшие его на высоту всеобщего признания. Равных им пока не видно... Эти годы смело можно назвать периодом расцвета оркестра" (Х.Закиян).

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • ФЕСТИВАЛЬ UNIVERSE ART НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
      2023-01-30 10:36

      Второй Международный конкурс-фестиваль «Universe Art» (Universe Art International Festival), прошедший под лозунгом «Мы хотим жить на мирной планете», подвел итоги. В столичном «Доме Москвы» состоялась торжественная церемония вручения призов и подарков победителям. Но прежде в Союзе художников Армении открылась выставка работ участников из разных регионов Армении и Арцаха, вовлеченных в живопись и декоративное искусство.