Последние новости

ИСКУССТВО ХОРЕОГРАФА СРОДНИ ШАМАНИЗМУ

Вот уже второй раз в Ереване пройдут гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Художественного руководителя театра называют "одним из ведущих хореографов мира", "потрясающим театральным волшебником", создателем своего театра, своего стиля, своей балетной вселенной. 

В ПРОШЛЫЙ РАЗ, В 2013 ГОДУ, ТЕАТР ПОКАЗАЛ ЕРЕВАНЦАМ спектакль "Братья Карамазовы" и произвел фурор. На сей раз Борис Яковлевич везет нам "Анну Каренину", спектакль, полный внутренней психологической энергии и удивительно точный по своему эмоциональному воздействию. В спектакле хореограф, убрав все второстепенные линии романа Толстого, сосредоточился на любовном треугольнике Анна - Каренин - Вронский и достиг фантастического накала страстей. Любители балета с нетерпением ждут гастролей и доказательством служит отсутствие билетов в кассах задолго до самих спектаклей. В преддверии визита я связался с господином Эйфманом и задал несколько вопросов.

- Почти все ваши спектакли поставлены по сюжетам классической литературы. Не хотите взяться за что-то современное, ведь столько всего происходит в мире?

- Балетный спектакль - не выпуск теленовостей. Это многоуровневое произведение, которое создается на протяжении как минимум года. За такое время на планете происходят сотни громких событий. Даже если хореограф захочет взяться за какую-нибудь злободневную тему, то к моменту премьеры содержание спектакля почти наверняка утратит желаемую остроту. Многие мои балеты поставлены по шедеврам классической русской и мировой литературы. И при этом ни один из наших спектаклей по своему смысловому наполнению сегодня не смотрится музейным экспонатом. Темы, к которым я обращаюсь, имеют универсальный, надвременной характер. Я сочиняю балеты о том, что во все эпохи будет волновать человеческую душу.

- В классических произведениях, которые вы представляете посредством хореографии, выражаются весьма серьезные мысли. Как можно пластикой тела передать их? Вы, насколько я знаю, собираетесь ставить что-то по Фрейду. Неужели гениальные мысли психолога, которые и высказанные словами не всегда понятны, можно передать движением ног и рук?

- Балет о Фрейде я собирался создавать в середине 2000-х, но эта постановка по ряду причин не состоялась. Зато в прошлом сезоне мы выпустили спектакль Up & Down по роману Фитцджеральда "Ночь нежна", в котором рассказывается история взаимоотношений молодого врача-психиатра и его пациентки. Тайны человеческой психики всегда были мне интересны. Их исследование с помощью языка танца - моя творческая миссия. Вас удивляет, что хореограф берется выражать на сцене масштабные идеи. Но теоретики танца еще в середине XVIII столетия отмечали: балет должен быть интеллектуально насыщенным искусством. Ничего немыслимого в такой концепции хореографического творчества нет. А вот каким именно образом серьезные философские посылы получают конкретное пластическое воплощение, я описать не могу. Искусство хореографа, который упорядочивает окружающие нас хаотичные первородные движения и сплетает их в единое сценическое целое, наполняя смыслом и особой энергетикой, - сродни шаманизму.

- Вы в своих творениях домысливаете факты, меняете сюжет хорошо известных литературных произведений. Насколько художник, даже такой большой, как вы, имеет на это право?

- Художнику дозволено все. Единственное, о чем он не должен забывать, - это десять заповедей. Но творческое переосмысление непременно осуществляется мною с соблюдением деликатного, бережного отношения к первоисточнику. В противном случае я был бы не экспериментатором, а варваром.

 
- Как происходит процесс соединения музыки и сюжета? Как вы подбираете музыку к своим работам? Должны ли совпадать эпохи создания музыки и разворачивающегося на сцене действия?

- Вы, вероятно, не видели наш балет "Евгений Онегин". В нем наряду с музыкой Чайковского звучат инструментальные арт-роковые композиции Александра Ситковецкого. Для большинства людей само сочетание хрестоматийного сюжета и рока изначально кажется невозможным. Но я выбрал именно эту музыку, поскольку уловил в ней эмоциональные образы, как нельзя лучше, на мой взгляд, раскрывающие внутренние конфликты и драмы героев Пушкина. Однако есть в нашем репертуаре и балет "Роден", который поставлен на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне - французских композиторов, живших и творивших в одно время со скульптором. В работе с музыкальным материалом для меня не существует никаких догм. Принцип один: музыка должна вдохновлять, провоцировать поиск пластических решений, заряжать созидательной энергией.

- Вы делаете новые версии хорошо известных произведений. А как вы в принципе относитесь ко всякого рода ремейкам и ремиксам - когда Кармен в джинсах разъезжает на мотоцикле, а Ромео общается с Джульеттой по скайпу?

- Радикальные трактовки классики нередко бывают достаточно интересными и талантливыми. Более того: они, как это ни парадоксально, иной раз передают дух оригинала лучше, убедительнее, чем посредственные традиционные интерпретации. Конечно, очень важна степень одаренности художника. Если бездарный постановщик берется эпатировать публику, то никакого прогресса в искусстве не происходит, все ограничивается актом самопиара. Если же смелые эстетические решения предлагаются талантливым режиссером, происходит творческий прорыв.

- Я видел трейлер вашего спектакля "Анна Каренина". Очень красочный, богато оформленный спектакль. В Ереван вы привезете полный спектакль или существуют какие-то усеченные "выездные" варианты?

- Ереванские зрители увидят ту же самую версию спектакля, которая демонстрировалась в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Лондоне, Пекине и в десятках других городов мира. Мы не имеем ничего общего с полупрофессиональными труппами, танцующими свои "лебединые болота" на фоне натянутой тряпки. Каждый наш спектакль в техническом плане не менее сложен, чем самые громкие шоу современных мировых звезд. Оправляясь на гастроли, мы везем с собой тонны оборудования и декораций, сотни костюмов. Наши туры - очень непростые в организационном и финансовом отношениях проекты. Однако мы не можем позволить себе понижать профессиональную планку и представлять свой репертуар на сомнительном уровне.

- Читая вашу биографию, замечаешь, что то и дело в ней встречаются армянские фамилии. Это совпадение?

- Это свидетельство того, что Всевышний щедро одарил вашу нацию талантами. Судьба дала мне возможность поработать со многими яркими людьми, представляющими армянский народ и его культуру. Я искренне рад этому. Моей дипломной работой был спектакль "Гаянэ" на музыку Хачатуряна, который я ставил в 1972 году на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Я подготовил свой вариант либретто и показал его Араму Ильичу. Поначалу он без особого энтузиазма отнесся к тому, что молодой хореограф пытается заставить его, мэтра, принять новую версию спектакля и переделать под нее музыкальную партитуру. Однако в итоге Хачатурян согласился со всеми изменениями и переработал музыку. Также хочу отметить, что постоянными презентерами нашего театра в США и Канаде являются Сергей и Гая Даниляны.

- Связывает ли вас что-то с Арменией и армянами? После 2013 года армяне исключительно высоко ценят ваше искусство, лучшее тому доказательство - через несколько дней после появления информации о гастролях вашего театра билеты были так быстро распроданы, что многие не успели просто сориентироваться и приобрести их вовремя! Когда вы снова соберетесь в Ереван и что хотели бы в следующий приезд показать нашей публике?

- Осенью 2013 года мы впервые за всю историю нашего театра посетили Армению. Просто удивительно, что до этого никогда не были в вашей стране. Публика устроила нам фантастический прием. Театр не обделен зрительской любовью, но в Армении труппу встречали с особой, невероятной теплотой. Разумеется, все эти годы нам хотелось вернуться сюда. Надеюсь, в недалеком будущем состоятся наши следующие армянские гастроли. Мы постараемся привести свои последние премьеры.

- Вы посещали GroundZero в Нью-Йорке. Будучи ленинградцем, конечно же, бывали на Пискаревском кладбище и чтите память невинно погибших в дни блокады. Будучи в Ереване, посетите ли вы парк Цицернакаберд, где расположен памятник жертвам Геноцида армян 1915 года?

- Когда прибуду в Ереван, постараюсь посетить этот мемориальный комплекс. Приезжая в другую страну, всегда стремлюсь прикоснуться к ее истории, в том числе к трагическим страницам прошлого. Для художника - как и для всякого духовно зрелого человека - чужой боли не бывает. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
      2024-10-12 10:28

      Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…

    • ПОД ЗНАКОМ ДВОРЖАКА
      2022-01-31 10:09

      Приятно видеть Большой зал Армфилармонии им А. Хачатуряна заполненным вопреки условиям, которые с некоторых пор диктует ковид: каждый посетитель у входа должен предъявить QR-код. Казалось бы, из осторожности лучше не выходить из дома. Но это невозможно, особенно в нынешнюю пору, когда жизнь так скупа на события приятные. Ведь только попав в этот зал, в очередной раз убеждаешься: "то, что отнимает жизнь, нам возвращает музыка".

    • ТРИУМФ МУЗЫКИ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
      2021-11-22 10:33

      Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна. Вдвойне радостно, что эта великолепная удача известного коллектива произошла после некоторой паузы: оркестр гастролировал в Италии. Первая после гастролей встреча - настоящий сюрприз для ереванских меломанов и гостей столицы.

    • НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АСМИК МАРКОСЯН
      2021-03-22 10:09

      На днях отмечала небольшой юбилей моя любимая свояченица Асмик МАРКОСЯН, директор Ереванского хореографического училища. Обычно я предпочитаю о личных делах не писать, но тут не только личное. Асмик - представительница редчайшей профессии, она балетовед, автор шести книг о балете, двух - на русском и четырех - на армянском.