Последние новости

АПЛОДИСМЕНТЫ МАРИИ ГАМБАРЯН

Блестящая пианистка и педагог войдет в армянскую книгу рекордов Гиннесса

На днях в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса чествовали одну из крупнейших представительниц мировой фортепианной школы, заслуженную артистку СССР, РФ и Армении Марию Гамбарян. В октябре прошлого года Мария Степановна отметила 90-летний юбилей, с которым в эти дни ее поздравляли ереванские коллеги, а также студенты нашей консерватории, поклонники ее творчества и представители отечественной культуры. Несмотря на солидный возраст, Мария Гамбарян прибыла из Москвы на Родину полная энтузиазма, сил и готовности встретиться с  музыкальной общественностью Армении, выступить для любителей фортепианного искусства и провести мастер-класс для будущих пианистов.

БЛЕСТЯЩАЯ ПИАНИСТКА, ЧЬЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ЕЩЕ НА ЗАРЕ сценической деятельности отличали филигранная техника, яркая палитра чувств, глубокое проникновение в суть музыкального стиля каждого композитора, провела в Ереване несколько насыщенных событиями дней. Сольный концерт в Доме-музее Арама Хачатуряна при полном аншлаге, торжественный прием в Министерстве культуры РА, где Мария Гамбарян была награждена медалью Мовсеса Хоренаци "За большие заслуги в музыкальном искусстве и вклад в  укрепление армяно-российских отношений", встреча с воспитанниками консерватории и СМИ – таков неполный перечень юбилейных мероприятий, прошедших 25-31 марта в Ереване.

Мария Гамбарян  признана одним из лучших педагогов советской и современной российской фортепианной школы. Ее умение выявлять в каждом студенте индивидуальные особенности, раскрывать их творческий потенциал и продолжать традиции своих педагогов К.Игумнова, Г.Нейгауза, Л.Оборина. На встрече в консерватории биографию, творчество и достижения Марии Степановны представил кандидат искусствоведения, видный музыковед Армен Будагян, которому и было доверено вести мероприятие.

Жизнь Марии Гамбарян сложилась непросто, она пережила   сталинские репрессии и  войну с фашизмом. Уроженка Еревана, Мария Гамбарян выросла в семье ученых-интеллигентов, потомков тифлисских армянских аристократов. Отец был известным химиком, мать - ботаником, но в семье любили искусство. Дома частенько устраивались творческие вечера, собиралась творческая интеллигенция, звучала фортепианная музыка как в исполнении матери Марии, так и родственников, друзей. Вместе с родителями юная Мария часто посещала концерты, знакомилась с достижениями мировой музыкальной культуры и творчеством выдающихся композиторов.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ДАРОВАНИЕ МАРИИ ОБНАРУЖИЛОСЬ РАНО. В 9 лет родители определили ее в музыкальную школу, где вскоре раскрылись не только способности девочки, но и ее артистизм, сценичность, умение играть на публику, быстрое овладение мастерством. Весь учебный курс школьной программы Мария прошла за пару лет. Летние каникулы, проведенные в 1937 г. у родственников в Москве, изменили ее судьбу. Сосед по даче, профессор Московской консерватории Абрам Шацкес, согласился послушать юную пианистку и, выразив восторг, настоятельно посоветовал перевезти ее в Москву. В Центральной музыкальной школе при Московской консерватории  Мария обучалась фортепианному искусству  в класе Шацкеса. Мария была настолько увлечена музыкой, что оторвать ее от инструмента было практически невозможно.

Но подъем длился недолго. Вскоре отец Марии был арестован и репрессирован, мать лишилась работы, затем жилья. Их приютила семья Шацкеса, который позже устроил им комнату в консерваторском общежитии. С наступлением  Великой Отечественной войны Мария вернулась в Ереван, где продолжила учебу в Специальной музыкальной школе при консерватории.  Но время было тяжелое, Мария уже не могла полностью отдавать себя музыке. В свободное время она читала художественную, философскую, историческую литературу, пока в 1942 г. в Ереван не приехал Константин Игумнов. Жизнь вернулась  в прежнее русло, Мария обрела возможность учиться в Ереванской консерватории и  параллельно сдавать  выпускные экзамены в музыкальной школе. По совету Игумнова Мария  перешла на композиторский факультет, продолжая работать над исполнительской техникой после возвращения учителя в Москву. В 1943 г. Мария Гамбарян с группой артистов поехала в Москву на Декаду армянского искусства, выступала с музыкой Комитаса и Хачатуряна в зале им.Чайковского, достойно представляя Армению. После мероприятий Мария решила остаться в Москве и продолжить учебу у любимого педагога и единомышленника К.Игумнова. К тому времени в Ереван вернулся и ее реабилитированный отец. Марии пришлось жить "на две родины".

После смерти Игумнова в 1948 г. Мария Гамбарян поступила в аспирантуру к другому известному музыканту - Генриху Нейгаузу, однако его методы работы в корне отличались от тех, на которых пианистка воспитывалась в классе Игумнова. Вскоре Мария сменила педагога, продолжив обучение у Льва Оборина. После завершения учебы Мария Гамбарян прошла по конкурсу и стала солисткой  Ленинградской государственной филармонии. С головой уйдя в работу и концертную деятельность, она все же  однажды  ощутила некую "повседневную однотипность" артистической жизни, в которой практически не было места свободе творчества. При первом удобном случае, а он вскоре подвернулся, Мария Степановна вернулась в Москву, куда ее пригласили преподавать в Институт им.Гнесиных.

"Я НИКОГДА НЕ ЖАЛЕЛА О ТОМ, ЧТО ПОСВЯТИЛА СЕБЯ ПЕДАГОГИКЕ БОЛЬШЕ, чем концертной деятельности, - рассказывает пианистка. – Преподавание открывает неисчерпаемые возможности перед любым музыкантом как в постижении новых вершин, обнаружении исполнительских особенностей у каждого нового ученика, так и осмыслении и передаче молодому поколению традиций и достижений прошлого. Я думаю, мне удается справляться со всеми сторонами педагогической деятельности".

Тем не менее концертная деятельность Марии Гамбарян была очень успешной. Она выступала с сольными концертами и  симфоническими оркестрами на сценах разных стран мира.  Ей аплодировали в США, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Испании, Чехословакии, Японии, Корее, Израиле, Венгрии, России, Армении и других странах. Богатый репертуар пианистки - от классики, произведений романтиков до современных композиторов - позволял демонстрировать все тонкости исполнительского мастерства выдающейся пианистки. Особняком в ее исполнительском искусстве стоит Комитас, чьи сочинения она не только включала практически во все свои концертные программы, но и занималась их переложением для камерных ансамблей. На Всесоюзном радио Марией Гамбарян сделано более 70 фондовых записей.

Мария Степановна продолжает преподавать в Российской академии музыки им. Гнесиных и сегодня, она также основала кафедру фортепиано в Московском государственном университете, а с 1988 г. является почетным профессором пражского Карлов университета.

"Мы присутствуем при историческом событии, когда имеем возможность приветствовать блестящего представителя армянской музыкальной культуры, связавшего свою жизнь с Россией, - сказал на встрече в Ереванской консерватории Армен Будагян. -  Ученица великого пианиста и педагога Игумнова, Мария Гамбарян с сегодняшнего дня получает звание почетного профессора Ереванской государственной консерватории, некогда ставшей ей отчим домом. Обладательница множества международных призов продолжает уникальную концертную и педагогическую деятельность в свои девять десятков лет, заражая и коллег, и слушателя не только  неповторимым исполнением сочинений мировой и армянской классики и современной музыки, но и душевной молодостью, энтузиазмом и беспредельной любовью к музыке".

В связи с юбилеем Мария Гамбарян награждена медалью Комитаса Музыкального общества Армении. По словам Армена Будагяна, имя Марии Гамбарян также войдет в армянскую книгу рекордов Гиннесса как 90-летней пианистки, которая до сих пор продолжает концертную и педагогическую деятельность. Для юбиляра выступили известный пианист Армен Бабаханян и студенты консерватории, после чего Мария Гамбарян выступила с мастер-классом для юных пианистов.

Основная тема:
Теги:
  • Dr. Plutalov 16-Мар-2017
    Вся жизнь и педагогика Гамбарян- это дилетантство и шарлатанство. За 55 лет своей педагогической деятельности она не подготовила ни одного выдающегося пианиста, за исключением меня, Д-ра Денис Плуталов, которого она, однако, в 1999-м году выгнала из своего класса, спасая собственную шкуру.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • КТО ВИНОВАТ: ПРЕЗИДЕНТ ИЛИ БЛЕНАК?
    2020-11-23 10:37
    2356

    С утра в глаза бросился текстовый фрагмент из некогда популярной французской кинокомедии «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли, выставленный в Фейсбук блогером Тиграном Кочаряном: – Что вы делаете, Бленак? – Раздеваюсь, месье президент. – Не останови я вас, вы бы разделись догола и прошли бы по всей редакции? – Вы же меня попросили, месье президент. – Я хочу вас спросить, Бленак, кто из нас хуже, кто чудовище: я, который вас просит снять штаны, или вы, готовый сделать это? – Не знаю, месье. – Вот в этом и сложность...

  • ПОДОБНОЕ "ПЕРЕМИРИЕ" БУДЕТ СТОИТЬ ТЫСЯЧ ЖИЗНЕЙ
    2020-11-18 11:37
    1736

    В лицо армянскому обществу швырнули документ, который преследует не вполне понятные цели. Что это за бумага, подписанная тремя сторонами, - заявление, декларация, договор? По этому и ряду других вопросов мы беседуем с общественным деятелем  Гагиком ГИНОСЯНОМ, который больше трех недель провел на фронтах нынешней войны в Арцахе.

  • «БЕГИТЕ! – КРИЧАЛИ НАМ, ВОТ МЫ И ДОБЕЖАЛИ ДО БАГРАМЯНА, 26»
    2020-11-16 18:12
    809

    Где нам дальше жить? Куда бежать? Как возвращаться в Степанакерт, если в Шуши стоит враг? Почему мы должны верить Араику Арутюняну, который на протяжении войны только и делал, что врал арцахцам? Почему нам постоянно приказывали убегать и отступать, когда нас защищала наша доблестная армия? Почему в Армении не была организована мобилизация? Почему не снабжали боеприпасами танки?

  • ВОЗВРАЩЕНИЕ К АРЦАХУ
    2020-11-15 10:48
    4739

    В Национальном центре эстетики Еревана открылась выставка работ известного фотографа Гагика АРУТЮНЯНА, озаглавленная "Бесконечное возвращение". Представленные экспонаты - а их отобрано 29 - сделаны автором в годы первой Карабахской войны и спустя немного времени после нее.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ЕМУ ХВАТАЛО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
    2020-11-27 10:17
    1186

    Третьего декабря замечательному писателю, Герою Социалистического Труда Серо Ханзадяну исполнилось бы 105 лет.

  • ФУТБОЛИСТ С "БОЖЬЕЙ" РУКОЙ И НОГАМИ ОТ БОГА
    2020-10-30 10:25
    3865

    30 октября 1960 года в маленьком провинциальном городке Ланусе (пригороде Буэнос-Айреса) в семье простого рабочего Диего Марадоны и домохозяйки Дальмы Франко появился пятый ребенок Диего. Этому мальчику предстояло стать одним из величайших игроков в истории футбола. Сегодня аргентинскому кудеснику мяча Диего Армандо Марадоне исполняется 60 лет.

  • САЛЮТ, РОССИЯ! МЫ ПОБЕДИМ!
    2020-10-08 14:58
    830

    7 октября в крымском Артеке стартовал финал международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Детская Новая волна 2020". Среди прошедших в финал участников из России, Беларуси, Казахстана, Грузии, Испании, Южной Кореи и других стран представлены также Элен Бадалян из Армении и Ани Петросян из Арцаха. Интересно, что вылет арцахской делегации с участием 10-летней Ани был запланирован на 27 сентября, - день, когда мирное небо второго армянского государства взорвала война.

  • СИМВОЛ ТАЛАНТА И ДОБРОТЫ
    2020-09-30 21:47
    1254

    30 сентября 100 лет назад родился Лазарь САРЬЯН Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян. Их называли "армянской могучей кучкой". Еще недавно они были рядом с нами, определяли высокую планку армянского музыкального искусства. Эта планка, заданная ими, никогда не снизится. Мы не отвыкли от их голосов, от их музыки. Они словно идут нам навстречу. Живут беспокойно, счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях, своей музыке.