ФЕСТИВАЛЬ KAVKAZ JAZZ: ВЕТЕР ПРАЗДНИКУ НЕ ПОМЕШАЛ
Семь лет для джазового фестиваля - срок не такой уж и большой. Но если учесть, что это особый фестиваль с особыми целями, проводится в одной из бывших республик СССР и за его организацию и на этот раз взялись всего лишь три молодые девушки, то этот фестиваль заслуживает особого упоминания и уважения со стороны любителей этого музыкального жанра. Kavkaz Jazz - это единственный некоммерческий джазовый фестиваль в регионе, который включает в себя также и образовательный компонент. Именно этот факт делает его уникальным. Цель проекта - развитие джаза, а также культурный диалог между джазменами Южного Кавказа.
В ЭТОМ ГОДУ СТОЛИЦА СОЛНЕЧНОЙ ГРУЗИИ ВСТРЕТИЛА ГОСТЕЙ ГРОЗОВЫМ фронтом и практически постоянно лившим на протяжении всех 3 дней проливным дождем. Но даже такая малоприятная погода не смогла испортить общего впечатления от большого, красивого, хорошо организованного музыкального мероприятия. Как и в предыдущие годы, участниками фестиваля были музыкальные коллективы из трех Закавказских республик, а также музыканты Турции, США и, в качестве большого сюрприза, джаз-квартет из Ирана. Инициированный семь лет назад и направленный на сближение народов, укрепление дружбы, он давно стал значимым музыкальным событием Закавказья.
В этом году фестиваль расширил свои границы не только в смысле географии участников: концерты проходили не только в самом Тбилиси, но и в Ахалцихе, на территории древней крепости Рабат. Эта часть фестиваля оставила неизгладимое впечатление.
Хозяева мероприятия во главе с основателем и руководителем НПО Art Bridge Еленой Мечитовой, побывавшей относительно недавно в США, сумели установить контакты и организовать приезд двух замечательных музыкантов и ведущих преподавателей Школы джаза им. Джейми Эберсолда при Университете Луисвилля - саксофониста Майкла Трейси и гитариста Крейга Вагнера. На протяжении двух недель они давали мастер-классы в консерватории для всех желающих. Вместе с ними приехал и известный журналист Марти Розен, освещающий крупные музыкальные события в мире в серьезных музыкальных изданиях Америки.
А еще были встречи, посиделки, обсуждения, споры. Но главным теоретическим событием стал, конечно же, круглый стол, в котором приняли участие представители прессы, критики, ведущие радиопрограмм из трех региональных республик и американский журналист. Основной темой разговора было обсуждение ситуации на региональном музыкальном рынке. Вел круглый стол писатель и большой меломан Зураб Карумидзе. Благодаря его очень живой и непосредственной манере беседа получилась весьма интересной и познавательной. Как выяснилось, проблемы везде примерно одинаковые. И, кстати, у нас они, как оказалось, не самые страшные. После этой официальной встречи контакты между журналистами стали менее настороженными.
ВПРОЧЕМ, ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ ФЕСТИВАЛЯ БЫЛА САМА МУЗЫКА. Этноджазовая. Открытие фестиваля состоялось в Большом зале Тбилисской консерватории. Выступили квартет пианиста Тулуга Тирпана (Турция), коллектив саксофониста Резо Кикнадзе - ректора консерватории, активного организатора различных мероприятий. Позже к его коллективу присоединились и гости из Америки. Турецкий коллектив играл сложные, многочастные, порой граничащие со стилем нью-эйдж джазовые композиции. Больше всех запомнился великолепный саксофонист Серджар Барчин. Его соло на саксофоне и флейте поражали энергичностью и высокой техникой. Грузинский состав вместе с американскими гостями играл высокопрофессиональный, но стандартный джаз. А вот второй саксофонист грузинского состава, Лаша Сакварелидзе, который учится в США, был полной противоположностью американскому коллеге. Его соло были креативны, оригинальны и в духе самых продвинутых западных музыкантов.
Концерт второго дня прошел в оригинальном по оформлению Театре движения. Бывший авиационный ангар, этакий цирк-шапито, оформленный, я бы сказал, в духе Параджанова, создал абсолютно подходящую для современного джаза обстановку и атмосферу. Вечер открыл армянский коллектив пианиста Карена Мамиконяна и исполнителя на фольклорных духовых инструментах Норайра Гапояна. Ребята показали прекрасную программу в стиле этноджаза, в которой звучали авторские произведения самого Норайра. Прекрасный звук (недаром ребята долго спорили и "разбирались" с местными звукотехниками), слаженная работа, энергетика и мощь заставили слушателей, до отказа заполнивших театр, взрываться аплодисментами после каждого эффектного соло и долго не отпускать их со сцены. Вторым в программе было трио из Баку "J.E.F. Эксперимент". Молодые музыканты играли очень современную музыку в смешанном стиле джаз-рока, фанка и фьюжна. Играли очень технично и напористо. Но что-то в их игре было неубедительное. Как потом выяснилось, коллектив собрался буквально за пару месяцев до начала фестиваля и имевшая место несыгранность была очевидна и слегка портила впечатление.
Завершали официальную программу второго дня грузинские музыканты группы Kanudosi - самобытный коллектив. Дать однозначное определение тому, что они играли, достаточно трудно. Джаз-рок с примесью фламенко и какого-то шаманизма... Энергично, не всегда понятно, но очень впечатляюще. Особенно понравились совсем молоденькие брат и сестра Ломадзе. Девушка пела в весьма оригинальной манере, а брат был очень убедителен в своей игре на саксофоне и флейте. Заключительная часть программы сложилась спонтанно - мощный джем-сейшн с участием музыкантов всех коллективов. Было интересно наблюдать, как представители всех трех республик демонстрируют высокий исполнительский класс, а главное, быстро находят общий язык.
11 июнЯ фестиваль переместилсЯ в Ахалцихе. Гала-концерт прошел в крепости Рабат вместе с церемонией открытия фестиваля ковров "Рабати". Участниками гала-концерта были квартет Arte Music Group (Иран), большой джаз-роковый коллектив Stumrebi (Грузия) и второй армянский коллектив - "Микаел Восканян & Друзья". До начала концерта участники имели возможность совершить увлекательную экскурсию по крепости, которая явно стоит того, чтобы с ней познакомиться поближе. Сфотографировались рядом со звездой Шарля Азнавура, который несколько лет назад здесь дал концерт, и познакомиться с городом.
Но дальше пошло все не так, как планировали организаторы. Сильнейший дождь разогнал многочисленных слушателей и заставил резко менять программу. Попрятавшись кто куда, музыканты ждали улучшения погоды. Дождались лишь часа через два. И героически начали выступление на холодном, пронизывающем ветру. Постепенно народ стал подтягиваться, и вторая часть концерта проходила по плану - при большом стечении публики, бурных аплодисментах и массовых танцах. Приятно удивили иранцы, показав интересную программу, соединив тихую акустическую музыку с блюзом и фанком (особая заслуга замечательной певицы Санам Паша, учившейся в Berkeley College of Music). Они весьма оригинально и как-то неназойливо объединяли известные джазовые стандарты с персидским мелосом. А сильный голос и просто классная манера пения Санам сделали ее любимицей публики и всех участников. Грузинские музыканты играли замечательно, но слегка прямолинейно и стандартно. Такой джаз-рок играли лет 30 назад. А наш тарист Микаел и его партнеры своим экзотическим звучанием оставили, как всегда, очень позитивное впечатление. На следующий день американский критик Розен написал в Фейсбуке: "...Великолепный армянский коллектив Микаела Восканяна". Как и полагается, фестиваль завершился большим джем-сейшном. Радости и восторгу слушателей не было предела.
В заключение немного впечатлений немузыкального характера. Фестиваль был представлен Министерством культуры и охраны памятников Грузии при поддержке Тбилисского центра культурных мероприятий. Партнерами фестиваля явились турецкий культурный центр "Юнус Эмре", Тбилисская государственная консерватория и Институт Гете. Еще одной отличительной и характерной чертой мероприятия явилось то, что были приглашены журналисты для освещения фестиваля и своеобразной презентации туристических объектов Грузии. Специально для журналистов Грузинская национальная администрация туризма организовала ознакомительный тур, выделила дополнительные средства для их комфортного проживания и т.д. Словом, для рекламы и привлечения туристов средств не пожалели. Очень правильное и оправданное вложение средств. Более чем теплый прием, прекрасная организация и абсолютно мирового уровня дороги по всей Грузии сделали пребывание в Тбилиси и участие в фестивале для всех участников приятным, полезным и незабываемым. Разъезжались с самыми теплыми и радушными впечатлениями.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.
-
2021-11-19 09:01
В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.