В ОСНОВЕ ТВОРЧЕСТВА - ФОЛЬКЛОР
У нас очень много хороших музыкантов. Много разносторонних. Достаточное количество уважаемых. А вот хороших, успешных, положительно зарекомендовавших себя в разных жанрах гораздо меньше. Но есть. Один из них - пианист, аранжировщик и композитор Хачик Саакян. О нем в прошлые годы приходилось писать много - уж очень были убедительными успехи созданной им и Арменом Уснунцем группы. Потом он пропал из моего поля зрения, и вот последний большой, значимый и весьма успешный концерт вновь заставил взяться за перо и рассказать о его деятельности за последние годы.
ВПЕРВЫЕ Я УСЛЫШАЛ О НЕМ В ТЕПЕРЬ УЖЕ ДАЛЕКОМ 1998 ГОДУ, когда только-только созданная группа Time Report буквально ошеломила всех своим выступлением на Первом джазовом фестивале. Вместе с саксофонистом и ныне художественным руководителем Государственного джаз-оркестра Армении Арменом Уснунцем они разработали и представили на суд слушателя уникальный сплав армянской народной музыки и джаза. Через два года автору этих строк посчастливилось представлять этот квинтет на крупном международном джазовом форуме в столице Грузии. Успех был ошеломительным. Позже группа записала и выпустила несколько замечательных альбомов, которые до сих пор составляют золотой фонд армянской джазовой музыки. Доля, причем большая, этого успеха, безусловно, принадлежит Хачику Саакяну.
К сожалению, участники группы, занятые в других проектах, не всегда имели возможность играть вместе, и постепенно активность группы сошла на нет, хотя и до сих пор они время от времени объединяются для сольных концертов. Но Саакян никогда не сидит сложа руки. Он работает. Много и плодотворно и, главное, весьма успешно.
Будучи прекрасным аранжировщиком, обладая чутьем на все новое и интересное, только за последние годы Саакян работал с самыми известными нашими поп-исполнителями - Арманом Ованесяном, Размиком Амяном, Рубеном Ахвердяном, Соной Широян, Арутом Памбукчяном (Дзах Арут), Микаелом Восканяном, с ансамблем "Каданс"... Многие из тех полюбившихся песен, что сегодня звучат по телевизору и радио, - дело его рук.
Его последняя работа, которая, собственно, и стала поводом для очередного обращения к творчеству этого музыканта, - уникальный концерт, состоявшийся совсем недавно в Спортивно-концертном комплексе. Автор идеи концерта создал весьма интересный проект под названием Project LA. Взяв за основу стихи Эдгара Алана По, Чарльза Диккенса и Ваана Терьяна, он написал цикл песен, аранжировки которых и подготовил для концерта Хачик Саакян с участием Шакура Гаспаряна. Тогда собрался достаточно серьезный коллектив - наши лучшие музыканты, а солистом выступил рок-певец Гор Суджян. Самой интересной деталью проекта было соединение в одной команде рок и джаз-исполнителей и симфонического оркестра под управлением молодого талантливого дирижера Левона Аракеляна. Музыка сложная, многоступенчатая и многочастная. Не знаю, как определял ее стилистику сам автор, но первым на ум приходит расхожий термин "симфорок". Все партитуры как для рок и джаз-музыкантов, так и для "классиков" создавал Саакян. А для этого нужно достаточно хорошо знать и ту и другую музыку. Переполненный зал, овация по окончании концерта продемонстрировали качество материала и успешность его аранжировки и исполнения.
СААКЯН ХОРОШО ИЗВЕСТЕН И БЛАГОДАРЯ СВОЕМУ РАЗНОСТОРОННЕМУ ТАЛАНТУ. Он одинаково глубоко работает и в поп-музыке, и в джазе, и даже в таком, не всегда принимаемом жанре, как поп-фолк. Некоторые пытались обвинять его во всеядности и размывании своего таланта. Но все, даже самые сильные обвинения, разбиваются о железный принцип: талантливый человек талантлив во всем. И в любом жанре, в каком бы он ни работал, сразу чувствуется его уверенная рука.
Относительно недавно Саакян создает еще один коллектив, который играет в основном латиноамериканскую музыку. Но это не тот "латин", который исполняют сегодня в каждом ресторане. Это красивая, серьезная, даже сложная музыка таких мастеров бразильской эстрады, как Иван Линс, Каэтано Велосо, Джильберту Джил и других. Та, где идет серьезная разработка фольклорной бразильской музыки. У Саакяна весьма трепетное и чуткое отношение к фольклору любого народа. Он его любит, он его изучает, он его представляет. Более того, он считает, что народные песни всех народов имеют что-то общее, и поэтому он часто работает на стыке. Одной из его великолепных работ является обработка армянской народной песни "Какавик" в стиле афроджаза, которую он так и назвал - Kaqavik a la Bona. И действительно, армянская песня вполне оказалась привлекательной и в африканских "одеждах".
Кстати, о камерунском музыканте Ричарде Бона. Во время его гастролей в Ереване именно группе Time Report было доверено аккомпанировать суперзвезде современного джаза. Нот не было, и Хачик на слух в одиночку создал все партитуры для своего состава, и в день концерта группа звучала так, словно они всю жизнь играют эту африканскую музыку. Бона был доволен. А еще наши музыканты придумали музыкальный трюк, "заставив" камерунскую звезду петь песню великого Комитаса "Лорик". Эти два фольклора прозвучали вместе вполне гармонично.
Но, конечно, его основным коньком является джаз. Как и полагается, он начинал с самого простого, традиционного. Затем пришел черед современного - Чик Кориа, Хэрби Хэнкок. Какой-то период вместе с многолетним партнером и единомышленником Арменом Уснунцем они работают с музыкой армянских эстрадных композиторов - Арно Бабаджаняна, Роберта Амирханяна, даже записывают два диска своих обработок красивых эстрадных песен. Но очень скоро приходит понимание того, что лучшим материалом для экспериментов является народная музыка, эта неисчерпаемая кладезь вдохновения.
Будучи хорошо знакомыми с фольклором, он и Уснунц создают группу Time Report, которая отныне становится неким маяком в деле популяризации народной песни среди молодежи в джазовом формате. Произведения Комитаса заиграли новыми, доселе не известными красками. Серьезные аранжировки, техничные импровизации, красивое и мягкое звучание электронных инструментов - все это сделало музыку, исполняемую группой, привлекательной и желанной. Группа эта объездила чуть ли не весь мир. Они представляли армянский джаз и вкупе с ним армянский фольклор в Европе и Азии, играли в престижных залах и знаменитых джаз-клубах. Одно из последних выступлений состоялось в известном на весь мир венском клубе "Порги и Бэсс" 23 апреля 2015 года и было посвящено столетию Геноцида армян.
НО TIME REPORT НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ДЖАЗ-СОСТАВ, КОТОРЫЙ ОН СОЗДАЛ И ВЫВЕЛ НА БОЛЬШУЮ СЦЕНУ. Параллельно он собрал коллектив под названием Reprisa, в основе репертуара которого также лежат фольклор и авторские произведения Саакяна с сильным армянским акцентом, построенные на глубоком знании народной музыки. Группа записала свой сольный альбом, быстро разошедшийся большим тиражом. И наконец, последнее творение Хачика Саакяна и его друга Эмануэла Ованесяна, виртуозного исполнителя на дудуке, - квартет Emotion, который играет акустический этноджаз (состав достаточно неординарный - клавишные, виолончель, дудук и перкуссия), камерный, воздушный, легкий в звучании.
Чтобы было понятно, зачем ему три разных состава, играющих примерно одинаковую, одностилевую музыку - этноджаз, нужно дать четкую характеристику каждому из них. Time Report, группа играющая жесткий, напористый джаз, с упором на слово "джаз" в связке "этноджаз", со сложными интересными импровизационными вставками. Reprisa более мягкая, более мелодичная, стоящая где-то посередине между джазом и нью-эйджем, без длинных проигрышей, но опять-таки основанная на армянском мелосе. И наконец, Emotions, которая играет прозрачную музыку гор, покрытых дикими, мелкими, но красивыми и пахучими цветами. Фольклорные и оригинальные композиции в исполнении группы как нельзя лучше подошли бы к фильму о красотах природы Армении. И сравнивать эти группы не стоит. Да и зачем? Несмотря на различия в подходе, в саунде, все они играют настоящую корневую армянскую музыку.
Сегодня музыкант работает над собственным альбомом, в котором будут его авторские произведения, причем каждая композиция будет представлена в разных жанрах. Но, конечно, все они имеют объединяющую природу - многовековую армянскую музыкальную культуру.
Чтобы нанести последний мазок в портрете музыканта, хочется привести слова Армена Уснунца, наверняка лучше всех знающего творчество, музыкальные пристрастия и особенности Саакяна. "Хачик, которого я знаю почти с детства, со школьных лет проявил себя как очень одаренный свыше музыкант. Обладание абсолютным слухом, утонченным ощущением гармонии и ритма отличали его с юношества. Это очень своеобразный, характерный пианист, импровизатор, выработавший свой уникальный, красивый и неповторимый музыкальный лексикон, который также ярко проявляется в его оригинальных произведениях, композициях и аранжировках. Музыкант может украсить и осмыслить музыкальные проекты с большим стилистическим и жанровым разнообразием".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2022-11-11 10:28
В Ереване вышла в свет весьма необычная книга – этакая музыкальная шкатулка, в которой «спрятаны» ноты джазовых произведений современных армянских исполнителей этого направления музыки. Книга-шкатулка названа «Armenian Real Book», или, в армянской версии, «Հայկական Ջազադարան» («Армянский Джазадаран»), что говорит само за себя.
-
2022-03-02 09:53
В 2009 г. во Франции родилось джаз-трио в стандартном составе - фортепиано, контрабас и ударные, которому суждено было изменить устоявшиеся представления о джазе и вдохнуть струю свежего воздуха в музыкальную жизнь страны. Группа получила весьма простое, но меткое для века технологий название – RP3 (по аналогии с mp3), и вскоре привлекла внимание ценителей джаза нестандартной программой, удачным смешением стилей, умением найти тонкую грань между роком и джазом, придать импровизационный характер классическим мелодиям, вырвать фрагмент поп-музыки и посадить его на джазовые аккорды.
-
2021-11-19 09:01
В Ереване, в рамках 7-го Международного фестиваля джазовой музыки Yerevan Jazz Fest, состоялся концерт всемирно известного певца, виртуоза бас-гитары, мастера-инструменталиста Ришара (Ричарда) Бона. Несмотря на обострение ситуации на границах Армении, концерт невозможно было отменить, так как Бона уже находился в самолете и летел в Ереван в момент активизации военных действий. Организаторы фестиваля в лице Армянской ассоциации джаза решили пока ограничиться концертом этого представителя западно-африканского современного джаза, который должен был дать старт фестивальному проекту.