Последние новости

НЕСВОБОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА

25-летний юбилей независимости Республики Армения не только повод к масштабным торжествам. Теперь, когда смолкли парадные марши и схлынула волна эйфории торжеств, есть возможность трезво оценить то, что осталось на берегу. В том числе реальные достижения и пробелы независимой армянской культуры.

В ЛЕТОПИСИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ, КОТОРУЮ АКТИВНО ЛИСТАЛИ В ЭТИ ДНИ отечественные телеканалы, культура стояла отдельной главой. Быть может, фрагментарное восприятие телеанналов культурной независимости сыграло со мной злую шутку, но как-то так выходило, что в череде главных арт-достижений последних 25 лет особняком стоят визиты на историческую родину Шерилин Саркисян, она же Шер, и Ким Кардашьян... Не знаю, не знаю... Мы живем в эпоху не явлений, но имиджей. И если учитывать, что приезд в Армению Шер как-то стерся из памяти, так же как во многом вообще отошел на десятый план образ дивы, а также предположить, что через энное количество лет и рельефы Ким Кардашьян будут упоминаться не в первую очередь, есть смысл обратить свои взоры к иным вершинам.

Например, к Матенадарану, что вершинно возвышается над Ереваном. Строительство нового потрясающего корпуса, техническое переоснащение, условия хранения, не уступающие возможностям лучших музеев мира, а главное - работа над тем самым, столь актуальным имиджем, что вывела наше хранилище древних рукописей на новый уровень в мировом контексте - символ общего армянского дела и армянской государственности. А еще в последние годы у нас появилось два новых музея, значение которых трудно переоценить. Первый - это, конечно, Музей-институт Комитаса, наделенный, не в пример дому-музею, широчайшими функциями. Комитас обрел на родине дом, мы - музей, прекрасный концертный зал, порт приписки для исследователей наследия гения армянской музыки и центр ее пропаганды, в том числе и музыки современной.

ВМЕСТЕ С МУЗЕЕМ РУБЕНА СЕВАКА, НАХОДЯЩИМСЯ НА ТЕРРИТОРИИ СВЯТОГО ЭЧМИАДЗИНА, в открытии которого большую роль сыграла церковь и лично Католикос Всех Армян Гарегин II, мы заполучили в вечное пользование богатейшую экспозицию художников-маринистов, бывшую некогда семейной коллекцией Севаков, а ныне доступную всем заинтересованным. Если перебраться из Эчмиадзина на Каскад, где дислоцируются два музея, родившиеся после обретения независимости, - наш "Русский музей", дар профессора Абрамяна и весь шикарный и многофункциональный Центр современного искусства "Гафесчян", мозаика складывается более чем интересная. А если еще вспомнить, что уже с середины 90-х на бульваре Вернисажа начал свою работу Центр экспериментального искусства НПАК, а вслед за ним и более камерный "Нарек", выходит, что ситуация у нас гораздо более оптимистичная, чем принято думать.

Еще одна арт-новостройка эпохи независимости - Академия искусств в Бюракане, родившаяся благодаря международному признанию музыкального фестиваля "Перспективы XXI", в последние шесть лет переименованного в "Ереванские перспективы". Он проводится с 1991 года и стал первым фестивалем искусств в истории независимости Армении, который с 2008 года проходит под высоким патронатом Сержа Саргсяна. Под высоким патронатом президента состоялось и строительство Бюраканской академии, которая видит свое предназначение не только в развитии современного музыкального искусства, но много шире - в интеграции армянского арт-процесса в мировой контекст. Так или иначе, музыку, скорее всего, следует поставить в хедлайнеры отечественного культурного течения - многочисленные фестивали, участие, часто победное, наших исполнителей в престижных международных конкурсах, гастроли музыкантов первой обоймы... И это не только результат личных предпочтений тех, кто ведает у нас культурой, но и подтверждение тому, что культурным универсалиям - а музыка и есть воплощение этого универсума - легче вырваться из душных рамок местечкового контекста.

Потому что упрекнуть какую-либо арт-сферу в отсутствии активности не представляется возможным. Все понимают - чтобы добиться не чего-нибудь, а чего-нибудь достойного, надо находиться в постоянном движении, круге, процессе. И все двигаются так, что посмотреть-послушать все в осенне-весенние фестивальные сезоны физически невозможно. Да и не нужно. Поскольку - и это нормально -  всячина на празднике искусств, который всегда с нами, в основном преобладает. Вот, создали Национальный киноцентр, вошли в Евримаж - и это есть хорошо. На неделе случаются порой по две кинопремьеры. Только вот интереса, кроме как у своих создателей и их близкого круга, они, за редким исключением, не вызывают, а, напротив, вызывают скрежет зубовный. Некую ажитацию вызывает международный кинофестиваль "Золотой абрикос" - дело состоявшееся, ширящееся и вселяющее надежду на лучшие времена.

НА ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА НАДЕЕТСЯ И АРМЯНСКИЙ ТЕАТР, ГДЕ ТОЖЕ ВСЕ НЕ слава богу и где количество образчиков достойных - на фунт три грамма. Хотя фестивальная жизнь бьет ключом, а государство взялось вкладывать большие деньги, чтобы переоснастить главные площадки страны по последнему слову техники. Правда, остается открытым вопрос, как будут работать с этим последним словом люди, привыкшие разговаривать на языке ветхозаветном.

Вот мы и подошли к главной проблеме, к решению которой за 25 лет культурной независимости, за период достижений и провалов никто не пожелал приблизиться. При всех разговорах об арт-факте как продукте и свободном рынке наша культура продолжает регулироваться, сиречь финансироваться сугубо советским способом. Государство отдает всем сестрам по серьгам и постоянно сетует на количество захребетников, которое само же не желает отпустить на вольные хлеба. "Захребетники" жалуются на недостаток внимания или его преизбыток, если получают какие-то ценные указания сверху, но при мысли о том, что их могут оторвать от пусть не очень сытной государственной груди, вопят: "Свободный - значит никому не нужный!" - и кидаются в ноги.

И все-таки время неразрушения, сохранения и гуманитарной поддержки неминуемо уходит. И как это ни неприятно, но надо начинать. Начинать принимать законы - о культуре, о ее отдельных сферах, о ее финансировании и спонсорстве. И тогда государство получит возможность освободиться от всего неглавного, не проверенного временем, тленного, всего того, что содержать не обязано. И артисты - в самом широком контексте - получат возможность понять, как себя позиционировать. Готовиться к написанию мемуаров "Моя жизнь в искусстве" или обрести себя на ином, может быть, не менее достойном поприще. Пора начать отличать зерна от плевел. Советская система в условиях свободного рынка не есть хорошо. Так же, как талант и бездарность, уравненные в правах. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МЕССИДЖИ БАКУ, МОСКВЫ, ЕРЕВАНА
      2024-11-11 10:40

      Четыре года прошло со дня завершения 44-дневной войны и подписания известного Трехстороннего заявления от 9.11.2020 г. На 4-летнюю годовщину прекращения 44-дневной войны отреагировали все три подписанта заявления – Баку, Москва, Ереван.

    • ЧЕТВЕРТАЯ ГОДОВЩИНА СДАЧИ ШУШИ: ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ…
      2024-11-01 09:45

      Показания зампредседателя военсовета полка "Тигран Мец" Владимира Аракеляна подтверждены другими источниками. Они сводятся к тому, что азербайджанцы приблизились к Шуши по горной дороге, которую до 44-дневной войны освободили, вырубив толстоствольные деревья.

    • 25 ЛЕТ ПРОШЛО С ТЕРАКТА В ПАРЛАМЕНТЕ: К "ДЕЛУ УЧАСТКОВОГО" ДОБАВИТЬ НЕЧЕГО
      2024-10-26 10:13

      27 октября исполнится 25-я годовщина теракта в парламенте, вплоть до 2018 г. народу внушали, что выделенное дело по части заказчиков теракта будет раскрыто только после смены власти. После смены власти прошло 6 лет. Эти годы выявили, что все ссылки на организаторов теракта были не более, чем пустым сотрясанием воздуха, мифом. Попытка сделать этот миф реальностью была предпринята на основании заявления вдовы погибшего вице-спикера Юрия Бахшяна Анаит Бахшян. Дело было повторно открыто в 2019 г. Спустя 5 лет вдова объявила, что в этом направлении ничего сделано не было.

    • ДНИ АРЦАХА В РАЗНЫХ УГОЛКАХ АРМЕНИИ
      2024-10-23 10:32

      С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.