Последние новости

КЛАССИКА И ДЖАЗ ЧЕРЕЗ ГОДЫ И СТРАНЫ

Существует много расхожих фраз о том, что искусство едино, что у него нет границ, деления по национальностям, о том, что хорошая музыка не обязательно должна вписываться в рамки одного жанра и что все в мире музыки какими-то невидимыми нитями связано между собой... Совсем недавно на собственном опыте пришлось убедиться в абсолютной правоте таких заявлений.

Готовясь ко Второму ереванскому джаз-фестивалю, я старался собрать как можно больше информации о легендарном джазовом продюсере Джордже Авакяне, так как фестиваль посвящался именно ему. Несмотря на то что был лично знаком с мастером, учитывая, что ему недавно исполнилось 97 лет и не надеясь на память крестного отца джаза, я написал его племяннице, Александре, известному фотографу. Она переадресовала мое письмо своей кузине, дочери Джорджа Авакяна, Маро. В ходе долгой и весьма приятной переписки выяснилось очень много интересного.

СЕСТРЫ, ПИАНИСТКА МАРО И СКРИПАЧКА АНАИТ АДЖЕМЯН, ПОСВЯТИВШИЕ всю свою жизнь исполнению и продвижению новой музыки, были дочерьми армянских беженцев из Турции. Их родители, доктор Левон Аджемян и пианистка Сирун Ерканян, встретились в Швейцарии в начале 20-х годов прошлого столетия. Их первая дочь Маро родилась в 1922 г., и вскоре семья перебралась в Нью-Йорк, где Левон продолжил свою частную врачебную практику, а Сирун начала давать частные уроки музыки. Анаит родилась в 1924 году. Уже в самом раннем возрасте стало ясно, что девочек ожидает большое музыкальное будущее. Сирун сама обучала дочерей музыке, а отец, хотя не был музыкантом, прекрасно пел армянские шараканы и народные песни, так что музыка самого разного толка постоянно звучала в доме Аджемянов и дети впитывали эти звуки с самого раннего возраста.

Сестры закончили музыкальную школу Джульярда и очень скоро начали давать концерты дуэтом. Маро к тому времени была уже признанным исполнителем. Они сфокусировала свой интерес на современной музыке, на работах молодых, еще не известных авторов и одними из первых начали исполнять произведения американского композитора армянского происхождения Алана Ованеса. Дуэт сестер очень быстро завоевал популярность как дуэт пропагандистов современной академической музыки. Именно с их премьерных исполнений и записей стали популярны произведения Джона Кейджа, Генри Коуэлла, Бена Уэббера и других мало известных тогда композиторов.

В 1946 году джазовый продюсер Джордж Авакян и классическая скрипачка Анаит Аджемян встретились и через два года поженились. Обнаружив, что их интересы и приоритеты в музыке сходны, они занялись раскруткой молодых композиторов. После войны Маро и Анаит много гастролировали по США, Канаде, Европе, их высоко оценивали мировые критики, и в 1952 году они первыми из музыкантов получили награду Союза американских композиторов. А в 1962 году они стали первыми, кто исполнил все бетховенские сонаты в телеэфире.

В 1965 году Анаит взялась за реализацию нового проекта - по просьбе композитора Гюнтера Шуллера (известного также и тем, что он основал новый стиль джаза - "третье течение", представляющий джаз сквозь призму классической музыки) она собрала квартет и представила публике новые произведения молодых американских композиторов в Карнеги-холл. С этой программой и этим же составом квартет, ведомый Анаит, много гастролировал. К сожалению, творческий союз Анаит - Маро Аджемян прекратил свое существование в 1978 году в связи с кончиной старшей сестры. Но квартет просуществовал до начала 90-х годов, и Анаит продолжала преподавать музыку в университете Колумбии до начала 2000-х.

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОЧЬ АНАИТ ПОСОВЕТОВАЛА обратиться в публичную библиотеку Нью-Йорка, куда отец передал все свои архивы, и тамошние специалисты сейчас работают над их систематизацией. Порывшись в выставленных для всеобщего обозрения документах, которые составляют лишь маленькую толику семейного архива музыкальной семьи, наткнулся на любопытную информацию. Оказалось, что именно Маро Аджемян первой в США исполнила Фортепианный концерт Арама Хачатуряна вместе с оркестром Джульярдской школы в 1942 году. Весь доход от этого успешного концерта молодой пианистки тогда был передан в фонд помощи воюющей Красной армии. Узнав об этом факте, Арам Ильич поздравил с успешным выступлением исполнительницу, пожелал дальнейших успехов и выразил надежду на личную встречу.

Инструментальные концерты Хачатуряна принадлежат к самым известным, наиболее часто исполняемым произведениям композитора. Когда в 1936 году Арам Ильич, еще будучи аспирантом Московской консерватории по классу композиции у Николая Мясковского, окрыленный успехом Первой симфонии, приступил к сочинению Фортепианного концерта, он и не думал о замысле инструментальной триады. Скрипичный концерт появился четыре года спустя после Фортепианного, Виолончельный - еще через шесть лет. Свой Фортепианный концерт Хачатурян сочинил за шесть с небольшим месяцев.

Одна из причин увлечения Хачатуряном жанром инстументального концерта заключалась в том, что советская исполнительская школа завоевывала в 30-е годы блистательные победы на международных конкурсах и выдвинула плеяду артистов-исполнителей мирового значения. Одним из них стал Лев Оборин - победитель Первого международного конкурса им. Шопена в 1928 году. Именно ему Маэстро посвятил свой Фортепианный концерт. "Работая над Фортепианным концертом, я мечтал услышать его в исполнении Льва Оборина, - рассказывал Арам Ильич. - Летом 1937 года моя мечта осуществилась. Великолепное исполнение выдающегося пианиста принесло успех сочинению. Для меня оно означало вступление в новую, очень дорогую и близкую мне область творчества - область инструментального концерта..."

ОСОБЕННО ЧАСТО КОНЦЕРТ ЗВУЧАЛ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. За пределами СССР концерт имел огромный успех. Об этом свидетельствуют некоторые факты его исполнительской истории. В одном только сезоне 1943/44 года в США Фортепианный концерт исполнялся более 40 раз. Дирижер оркестра Бостонской филармонии Сергей Кусевицкий в своей телеграмме Хачатуряну сообщал, что за последние 20 лет он не помнит такого успеха нового произведения современного композитора. Газета Globe and Mail писала, что отныне фамилию Хачатурян американцы будут помнить. В числе многих пианистов, исполнявших Фортепианный концерт Хачатуряна, такие всемирно известные музыканты, как А. Рубинштейн, Ю.Кетчин, М. Лимпани, Б.Березовский и др. Так вот именно этот хачатуряновский шедевр в годы войны и исполнила Маро Аджемян, положив начало его победному шествию по миру.

Джордж Авакян был активен не только в области джаза, но и рока, и, как выяснилось, он занимался также классической музыкой. По совету супруги он лично профинансировал записи трех первых альбомов Алана Ованеса и Джона Кейджа. Супружеская пара организовала и профинансировала серию концертов, названную "Музыка для модернистов", в которой вместе выступали джазовые музыканты и исполнители современной музыки, что было абсолютно новым и необычным музыкальным событием того времени. В тех концертах приняли участие сама Анаит Аджемян, знаменитый композитор и дирижер Дмитрий Митропулос, оркестр Дюка Эллингтона, Модерн джаз-квартет, исполнительница негритянских спиричуэлсов Мэхэлия Джексон, пианист Уильям Масселос, оперный певец Мартиал Сайер и многие другие исполнители. А еще он организовывал концерты и записи советских музыкантов в США. Так, существует совместная запись оперного певца Павла Лисициана и пианистки Маро Аджемян для New York Records 1957 года.

В 1960 году Джордж Авакян по совету тогдашнего председателя Союза композиторов СССР композитора Тихона Хренникова обратился с письмом к Араму Ильичу, напоминая о том концерте Маро, предложил повторить успех в Москве и попросил Маэстро лично дирижировать оркестром. Согласие композитора было получено, оставалось получить разрешение властей... Авакян пишет самому Никите Хрущеву, главе советского государства в 60-е годы, с предложением организовать концерт Маро Аджемян в Москве. Но феномен "железного занавеса", маячившей на горизонте холодной войны не дал осуществить этот уникальный проект. В библиотеке хранится это уникальное письмо с правками самого Авакяна...

Фортепианный концерт Хачатуряна играли и играют сегодня едва ли не все наши концертирующие пианисты. К этому произведению обращаются сегодня все новые и новые поколения пианистов. Каждый из них открывает в партитуре что-то свое, незамеченное другими, и в этом залог неувядающей молодости замечательной музыки, нестареющей, как всякое крупное явление искусства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • ДЖАЗ - ДИАЛОГ РОЯЛЯ И СКРИПКИ
      2024-05-03 12:41

      Джаз  - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и  чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы -  так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом -  это праздник эмоций, фонтан  энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных  нравственных ценностях. 

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.