ОН НЕ СЧИТАЛ СЕБЯ ЗВЕЗДОЙ
…Журналист Поль Кержан случайно узнает о махинациях респектабельного бизнесмена и влиятельного политического деятеля – Бенуа Ламбера. Предпринимателя ожидает громкий скандал. Поль начинает свое расследование. Обнаруживает интересные факты. Но при этом сталкивается с попытками подкупить его, запугать, а то и физически устранить…
ТАКОВА ВКРАТЦЕ ФАБУЛА ЗНАМЕНИТОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА "Тысяча миллиардов долларов" – одной из лент, входящих в "золотой фонд" французского кино. Две знаковые фигуры сыграли, думается, ключевую роль в успехе картины во Франции и за ее пределами. Одна из них – режиссер, наш соотечественник Анри Верной (Ашот Малакян), мэтр французского детектива, приключенческого кинофильма и комедии, у которого снимались такие мастера, как Жан Габен, Фернандель, Ален Делон, Энтони Куин, Ив Монтан. Другая – исполнитель главной роли Патрик Деваэр. И остальные не подкачали, спасибо им. В результате фильм получился динамичный, держащий зрителя в напряжении от начала и до финала. Смотрится он и сегодня. Правда, по нынешним техническим наворотам наш журналистский мир, конечно, далеко ушел вперед от селекторов, пишущих машинок, фотолабораторий, линотипного набора и прочих атрибутов, определявших редакционные будни той достославной эпохи. (Сегодня даже из одной комнаты в другую предпочитают общаться не по телефону, а по электронной почте или через соцсети, прогресс, знамо дело…) Но сохранилось отношение к журналистам как к некой "обслуге", когда готовых ангажироваться можно приманить пряником, а строптивых – безнаказанно хлестануть кнутом. Проблема продолжает существовать. Потому что некоронованные короли или, как их ныне модно именовать по-древнегречески – олигархи, сегодня еще нахрапистее стремятся диктовать остальным свои правила игры. Поэтому "Тысяча миллиардов долларов" актуальна и сегодня.
Наверное, в общей лавине кинопродукции найдется не так уж много заслуживающих внимания фильмов, где на первом плане действуют представители журналистского цеха. Занятые в этих фильмах актеры создали запоминающиеся образы. К примеру, Дастин Хоффман и Роберт Редфорд, сыгравшие журналистов – авторов книги об Уотергейтском скандале ("Вся президентская рать", режиссер Алан Пакула.) Изысканный Юрий Васильев в картине Сергея Герасимова "Журналист". Находчивый Грегори Пек в "Римских каникулах", созданных Уильямом Уайлером. Флегматичный и вместе с тем неуравновешенный Альберто Сорди в фильме "Трудная жизнь" (в советском прокате - "Журналист из Рима", режиссер Дино Ризи). Иронично-обаятельный Олег Борисов в комедии уже входившего в известность Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу". В этом ряду Патрик Деваэр в роли бесстрашного Поля Кержана занимает свое достойное место.
НЕ СКЛОННЫЙ ВООБЩЕ-ТО К СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ, АВТОР ПРИЗНАЕТСЯ: одно, пожалуй, из самых глубоких потрясений в своей жизни он испытал, посмотрев в 1982-м упомянутую кинокартину "Тысяча миллиардов долларов". Причем, не один раз. Быть может, именно впечатления от этого фильма сыграли решающую роль в выборе профессии, сейчас утверждать уже не возьмусь. Во всяком случае, имя Поль Кержан не раз потом произносилось автором в кабинетах и коридорах информагентства АРМЕНПРЕСС, где я начал трудиться после окончания ЕГУ. Пока умудренные опытом коллеги не втолковали "шибко умному" молодому собрату, что для успешной журналистики, соответствующей инструкциям райкома и ЦК КПА, требуется совсем другое…
Таким оказалось мое первое знакомство с Патриком Деваэром. Это потом мы узнали, что упомянутый фильм оказался одним из последних в его творческой биографии. И летом 1982-го талантливый артист ушел из жизни. С тех пор минуло три с половиной десятилетия. Сегодня ему было бы только семьдесят. Патриарх французского кино, режиссер Клод Отан-Лара в свое время называл Деваэра – яркого, темпераментного, одержимого, страстного на грани отчаяния – "актером будущего". Однако настоящее внесло свои коррективы.
Жан-Мари Брудо (настоящие имя и фамилия Деваэра) родился 26 января 1947 года в британском городке Сан-Брек в многодетной семье потомственных актеров. Отец его был певцом, мать - известной драматической актрисой. Надо полагать, это сыграло решающую роль в том, что он быстро оказался на театральной сцене. Да и в кино начал сниматься еще ребенком, уже в четырехлетнем возрасте появившись в фильме "Месье Фабр". В дальнейшем, однако, Деваэр предпочел традиционной схеме "консерватория - сцена - экран" свой собственный путь к лицедейскому творчеству. Едва ли не самым знаменательным в его жизни стало знакомство в яростном 1968-м с Жераром Депардье, Миу-Миу (Сильветта Эри) и Колюшем (Мишель Колюччи) – тогда молодыми и так же как и он, еще почти никому не известными театральными актерами. Молодые люди основывают собственный театр, получивший название "Кафе де ля Гар". Здесь им приходится быть одновременно авторами спектаклей, режиссерами и исполнителями ролей. "Синеблузники", как их любовно называли парижане, заставили говорить о себе в полный голос.
ОГРОМНЫЙ УСПЕХ ПРИШЕЛ К ПАТРИКУ ДЕВАЭРУ, КОГДА ОТОБРАННЫЙ ИЗ более чем полусотни кандидатов, он снялся в 1973-м в картине молодого режиссера Бертрана Блие "Вальсирующие". В дуэте с Жераром Депардье они изобразили, по словам Деваэра, "двух приятелей, которые не желают прозябать в жизни, а хотят взять от нее что-нибудь, что, впрочем, предполагает немного обходить закон". Приятели слоняются по улицам, шастают в электричках, наводя испуг на окружающих, грабя почтенных матрон и пристойных буржуа. Но главный смысл их бедового, почти спонтанного существования заключается в другом: в постоянном поиске идеальной женщины. Только соблазняя всех встреченных представительниц противоположного пола (от юных девушек до пожилых дам), они чувствуют, что живут полной жизнью. "Вальсирующие" принесли Блие мировую славу. Однако в свое время этот фильм-скандал был на много лет запрещен к показу в ряде стран.
А потом пошла целая серия классных картин, где Деваэр сыграл ведущие роли: "Прощай, полицейский", "Следователь по прозвищу "Шериф", "Удар головой", та же "Тысяча миллиардов долларов", "Ф… как Фэрбенкс" (в советском прокате – "Он хотел жить"), где Патрик выступил и как композитор. Последним его фильмом стал "Рай для всех". По иронии судьбы, в ней Деваэру довелось сыграть страхового агента, который однажды в минуту безысходности попытался покончить жизнь самоубийством. Здесь, пожалуй, реальность опаснейше тесно переплелась с вымыслом. И следующий фильм – "Эдит и Марсель", посвященный прекрасной и трагической любви непревзойденной Эдит Пиаф и одного из лучших профессиональных боксеров мира конца 1940-х Марселя Сердана, вышел на экраны уже без Деваэра. Он-то и должен был сыграть Сердана. Уже был снят спортзал и нанят профессиональный тренер: чтобы Патрик прошел курс тренировок боксера-средневеса. Но в июле 1982 года, когда подготовка к съемкам фильма была в полном разгаре, пришло известие о трагической гибели артиста.
Клод Лелюш, режиссер картины, был одним из последних, кто общался с ним в тот роковой день – 16 июля. Он пригласил Патрика на просмотр советской картины "Летят журавли", которую ценил очень высоко (в частности, за приемы оператора Сергея Урусевского). Тот обещал прийти. "Я несколько минут не мог прийти в себя, - вспоминал потом Лелюш, когда узнал, что Патрик застрелился из охотничьего ружья. – Словно меня пригвоздили к креслу… Я чувствую холод. Это – абсурд, этого не может быть! Таких самоубийств не бывает! Уйти добровольно, когда ты радуешься жизни, увлечен работой, на гребне славы…"
ПАТРИК ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ, И ДАЖЕ ВЕРНАЯ ЕМУ МИУ-МИУ, которая тогда была его женой, не смогла его остановить. Этот нелепый, на первый взгляд, уход потряс многих. Кудрявый и смешливый, с лицом фавна, Деваэр, казалось бы, менее всего напоминал неудачника, разочаровавшегося в жизни. Однако затем друзья и близкие актеру люди вспоминали, как часто он говорил о смерти, каким тревожным и неустойчивым было его мироощущение. Возможно, именно это помогало ему воплощать на экране приметные черты духовного склада своего поколения – тип подлинно демократического героя, парня из толпы, но не слившегося с ней, не затерявшегося в общей массе лиц. Настроения сумасбродного, независимого духа и одновременно нереализованной мечты. Тотальное неприятие традиционной морали, озорной блеск и в то же время – неспособность преодолеть душевную неуверенность, страх одиночества завтрашнего существования.
"Я не измеряю каждодневное счастье количеством нулей в банковской книжке, - признавался Деваэр в одном из интервью. - Слава богу, нет. И не имею охоты окружать себя людьми, которые таким образом хотят украсить свою жизнь. Я не звезда. Звезды – это из другой эпохи". По другому его признанию, он никогда не мог играть трюки, которых не существует в реальной жизни.
Шесть лет спустя после самоубийства Деваэра Жерар Депардье обратился к нему с такими словами: "Как и Роми Шнайдер, ты перепутал жизнь с ремеслом актера. Ты плохо переносил тяжелую реальность мира искусства. Ты был слишком чувствителен, беззащитен и находил, что смерть прекрасна. Это было предопределено: ты должен был взорваться, растаять". Уйдя из жизни в один год (с разницей менее чем в два месяца), Патрик Деваэр и замечательная французская актриса Роми Шнайдер оставили о себе глубокую человеческую память. Теперь их имена носят два "Сезара", ежегодно вручаемые лучшим молодым актерам Франции. Физическая жизнь, увы, прервалась тридцать пять лет назад. Но жизнь в искусстве продолжается.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-05-18 11:11
Его любила вся Болгария. Его мастерством восхищались. Его обаяние покоряло зрителей с первых же минут появления на сцене. К сожалению, новых выступлений больше не будет…
-
2022-04-12 10:36
В среду, 13 апреля, в пяти городах постсоветского пространства – Санкт-Петербурге, Минске, Алматы, Барнауле и Ереване стартует Евразийский региональный финальный тур очередного студенческого чемпионата мира по программированию ICPC (International Competitive Programming Contest). Организаторы соревнований в столице Армении – Ереванский госуниверситет и компания CodeSignal.
-
2022-03-26 10:35
Подстрекатели и исполнители – те же «Армения уникальна во многих отношениях, а одной из особенно характерных черт является тот факт, что в настоящее время за пределами нынешних границ Армении проживает больше этнических армян, чем внутри страны,- отмечает портал «Persecution - Международная христианская забота» (International Christian Concern – ICC).- Османские завоевания и геноцид 1915 года вынудили многие армянские семьи бежать, составив многочисленную диаспору семей, рассеявшихся по всему миру. Одним из популярных направлений для этих переездов стала Калифорния, где в настоящее время проживает больше всего армян в Соединенных Штатах».
-
2022-02-25 09:05
Сегодня среди соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, преобладает следующая точка зрения: Родина не обязана нам помогать, это мы должны помочь ей. Между тем, общение Армении со Спюрком меньше всего должно походить на дорогу с односторонним движением. Напротив – контакты нужно выстраивать обоюдно направленные, чтобы в выигрыше оставались обе стороны. В этом убежден общественный деятель, публицист, юрист, учредитель и главный редактор информационно-аналитического портала Russia-Armenia.info Арам ХАЧАТРЯН.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…