Последние новости

МУЗЫКА ВЕКОВ

Я редко хожу на пресс-конференции до события. По той простой причине, что на них артисты, режиссеры, продюсеры рассказывают журналистам о том, что они собираются делать. А мне кажется, что гораздо правильнее собирать пресс-конференции после события. Так, как это делается, например, в спорте. Тогда инициаторам и организаторам придется отвечать на вопросы по факту - журналисты уже видели и слышали задуманное. 

Так, примерно две недели назад я встретился с автором идеи и композитором музыкально-драматического шоу "АМЕН", певицей и продюсером Араксией Мушегян. Долго говорили, я все выспрашивал, что это будет да как будет выглядеть. Получал исчерпывающие ответы, но в голове крепко сидела мысль: это пока все разговоры, вот увидим представление, тогда и сделаем вывод. 23 июня премьера состоялась.

ОБЕЩАННОЕ ШОУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЛУЧИЛОСЬ ГРАНДИОЗНЫМ – сомнений нет. Великолепная музыка, прекрасные вокалисты, съехавшиеся на премьеру из разных стран, три состава инструменталистов (Национальный филармонический оркестр Армении, рок-музыканты и народники). А еще хор "Овер", танцевальные коллективы, учащиеся цирковой школы, прекрасные световые эффекты и компьютерные видеоинсталляции – все это работало на создание уникального зрелища и великолепной атмосферы. Представление прошло на одном дыхании, полтора-два часа любители музыки, не отрываясь, следили за происходящим на сцене СКК. И оно стоило того.

В великолепном холле СКК пришедших на концерт встречал струнный квартет, исполнявший популярную классику, как бы настраивая людей на красивую и серьезную музыкальную волну. А с первых же нот спектакля стало ясно, что предстоит услышать и увидеть нечто мощное и необычное. Так и случилось. Маэстро Топчян вышел дирижировать не в своем обычном черном френче, а в майке с логотипом спектакля, а когда оркестр, хор, народники и рокеры все одновременно вступили в увертюру, по коже побежали мурашки.

Сразу хочу отметить, что, за исключением одного момента, когда в кульминации номера музыканты заглушили солистку, все остальное время звук был просто замечательным. На моей памяти такая качественная работа наших звуковиков случилась в первый раз. Честь и хвала звукорежиссерам Карену Чилингаряну и Армену Мхояну и сотрудникам СКК. Отдельное спасибо световикам и компьютерщикам, подготовившим интереснейшую и эффектную видеопроекцию. На трех огромных экранах представление сопровождали "оживленные" при помощи компьютерных программ наскальные рисунки, исторические артефакты... Смотрелось очень здорово.

Как оказалось, на имеющемся оборудовании в СКК можно создавать прекрасные шоу. Спасибо техническому персоналу и, конечно, генеральному продюсеру Асмик Чахмахчян, соавтору идеи шоу Араксии Мушегян, которая смогла в короткие сроки и, скажем прямо, в нелегких условиях сделать все, чтобы спектакль состоялся.

ТЕПЕРЬ О СОБСТВЕННО МУЗЫКЕ. ОПИСАТЬ ЕЕ СЛОВАМИ ТРУДНО. Наверное, ее следует называть поп-классикой (в последнее время появился такой термин в мировой музыкальной терминологии) или классическим кроссовером. А чтобы было понятнее, скажу: возьмите итальянского тенора Андреа Бочелли и британское сопрано Сару Брайтман, добавьте музыку Эндрю-Ллойд Уэббера к мюзиклу "Призрак оперы" и группы "Энигма", вокальный стиль григорианского песнопения и замешайте это с армянским мелосом и ритмами - тогда вы получите примерное представление о звучавшей в шоу музыке. Первую половину обеспечивал симфонический оркестр, его рок-ритмами поддерживал смешанный состав рокеров и джазменов, вокальную основу создавал хор "Овер", а народники во главе с Геворгом Дабагяном добавляли фольклорные краски. Все это звучало, повторюсь, мощно, пафосно, красиво и элегантно. То, что почти все арии звучали на итальянском, добавляло к саунду спектакля некий лоск. Уверен: когда шоу пойдет на зарубежных сценах, восторгу слушателей не будет предела.

Ну и, наконец, о главных исполнителях – певцах и танцорах. Я просто перечислю их, и пусть читатель сам представит, о каком уровне исполнения идет речь. Итак, наш прославленный бас Барсег Туманян, прилетевший из Казахстана, сопрано Грачуи Бассенц из Германии, меццо-сопрано Джульетта Галстян из Швейцарии, сопрано Асмик Торосян из Италии, сопрано Рози-Ануш Свазлян из США и трое "полностью" наших - тенор Ованес Айвазян, лирический тенор Перч Каразян и баритон Давид Бабаянц. Хореографические сцены обеспечивал танцевальный ансамбль "Нарек".

Что можно сказать? Только то, что, когда Грачуи Бассенц пела "Дле яман" (одно из двух-трех произведений в представлении, авторство которых не принадлежит Араксии Мушегян), все сидевшие вокруг меня, и я в том числе, плакали навзрыд. Без преувеличения! (Как потом рассказали мне сами участники спектакля, у всех стоявших за кулисами тоже текли слезы по щекам). Кроме собственно вокальных данных в Грачуи проявился и большой драматический талант. Драматизма добавила и маленькая девочка из танцевального ансамбля, которая, не издавая ни звука и практически не двигаясь, одной своей позой заставляла огромный зал дрожать от волнения. Словом, номер прошел на "пять с плюсом". Было бы в шкале больше цифр, поставил бы больше.

ЕЩЕ, ПО МОЕМУ СУБЪЕКТИВНОМУ МНЕНИЮ, ОТДЕЛЬНОЙ благодарности достойна Джульетта Галстян, которая обоими своими выходами доставила огромнейшее удовольствие. И хочется еще отметить самой высокой оценкой дуэт теноров Ованеса Айвазяна и Перча Каразяна. Красивейшая тема и блестящее исполнение. Хотя, конечно, все вокалисты были на уровне, причем сумели проявить себя и как прекрасные драматические актеры. И еще хочется отметить начало первого акта, когда один за другим звучали, наверное, лучшие номера спектакля, ну и, конечно, заключительный номер в исполнении трех певиц: Рози-Ануш Свазлян, Джульетты Галстян и Асмик Торосян. Это было потрясающе!

Если читатель позволит, то после сплошных дифирамбов (вполне заслуженных) я все же замечу, что как сама хореография, так и ее постановка и исполнение были несколько ниже заявленной музыкой и вокалистами планки, танцевальные номера слегка затянуты. Понятно желание авторов и хореографов сделать их полноценной составляющей этого драматического вокально-хореографического действа. Но делать это за счет их длительности, по-моему, не стоило. Танцевальные номера есть почти во всех операх и мюзиклах. Но они все же играют вспомогательную роль. Хотя это лишь мое субъективное мнение. Те же хореографические картины сильно украшали девчушки из цирковой школы Г.Гиносяна, представлявшие акробатические номера (очень оригинально ими, например, был создан образ пылающего костра, да и все остальные их появления на сцене привлекали внимание).

И еще. Несмотря на классное световое оформление, костюмы солистов и танцоров, все же хотелось бы еще какого-нибудь визуального оформления спектакля, каких-либо условных декораций на сцене: на огромной сцене СКК было слегка пустовато.

А теперь немного на околомузыкальную тему. Несмотря на широкую рекламную кампанию (о предстоящей премьере писали чуть ли не все издания, говорили все радиостанции и ТВ-каналы), люди до представления плохо понимали, что же это все-таки будет. Я не уверен, что даже после данного, на мой взгляд, достаточно подробного и упрощенного описания средний человек поймет, что происходило на сцене. Может быть, имело смысл записать парочку самых ударных номеров спектакля и заранее выпустить в эфир? Стоило бы сделать и эффектные промофото исполнителей в, кстати, очень красивых, сценических нарядах и тоже представить их в допремьерный период. Имевшаяся эффектная афиша, к сожалению, тоже не давала какой-либо информации о предстоящем празднике музыки, поэтому люди, покупая билеты, плохо понимали, какое зрелище их ждет.

...Такого уровня и качества тематического музыкального шоу Ереван еще не видел. Три-четыре неудачные в прошлые годы попытки создания и постановки широкомасштабных мюзиклов на исторические темы полностью провалились. В данном же случае мы имеем серьезную идею, основанную на великолепной музыке с серьезной драматической составляющей. Недаром овация, устроенное артистам, продолжалась больше десяти минут. И, думаю, грандиозное шоу будет пользоваться вполне заслуженным успехом и у зарубежного любителя музыки.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • Сергей КОСЕМЯН: Я НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ СВЯЗИ С АРМЕНИЕЙ
      2023-04-20 10:01

      Обладатель Золотой медали ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов признанный виолончелист Сергей Косемян широко известен не только в Армении, но и за рубежом. С сольными концертами он выступал во Франции, Мексике, США и других странах. Сегодня Сергей живет и работает в Америке, но не теряет связи с родиной. Более того, будучи вовлеченным в разные международные проекты за пределами Армении, он несколько лет назад получил предложение стать одним из участников балетной мегапостановки в Ереване.

    • Вардан ПОГОСЯН: «Я ВЫБРАЛ СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ НА РОДИНЕ»
      2023-03-28 10:15

      Скрипач Вардан Погосян при участии пианиста и композитора Артура Тадевосяна выпустил очередной видеоклип «Поэма» («Poeme»). Трогательная, насыщенная эмоциональным содержанием и смысловой нагрузкой музыкальная композиция появилась на Youtube три недели назад и уже набрала около 12 тысяч просмотров. «Поэма» продолжает активно шествовать по Сети, притягивая новых слушателей богатством музыкальных красок, проникновенным исполнением и талантом исполнителей.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.